Курсовая с практикой на тему Формирование коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка 5
1.1. Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» 5
1.2. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 7
Выводы по I главе 15
Глава II. Выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка 16
2.1 Характеристика базы и методов исследования 16
2.2 Анализ опыта работы 19
Выводы по II главе 24
Заключение 25
Список литературы 26
Введение:
Актуальность исследования. Современная российская система образования подвержена в настоящий момент активному реформированию, целью которого является разработка новых педагогических моделей, отвечающих требованиям социального заказа общества. С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). ФГОС нового поколения ориентирован на главный результат образования – становление личностных характеристик выпускника. Так подчеркиваются требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы. ФГОС гласит, что «выпускник начальной школы должен доброжелательно относиться к окружающим, должен уметь слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, высказывать свое мнение» [9, с. 10-11].
В отечественной литературе исследованием вопросов по формированию коммуникативных умений, учащихся младшего школьного возраста осветили в своих работах такие ученые как Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Р.С. Немов и др. Авторы сошлись в едином мнении определяя важным этапом младший школьный возраст для развития коммуникативных навыков ребенка и его социализации. В своих работах они рассматривают структуру коммуникативных умений, критерии для того, чтобы оценить их сформированность. Однако в источниках перечисленных авторов не уделяется должного внимания особенностям, которые связаны с организацией процесса, направленного на формирование коммуникативных умений [2].
Цель – исследовать особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования — процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет исследования – специфика коммуникативных УУД у младших школьников
Задачи
1. Провести историко-логический анализ проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Проанализировать особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
3. Эмпирическим путем выявить сформированность коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Провести анализ результатов исследования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; анализ проекта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебных программ, учебных пособий и методических материалов по курсу начальной школы; наблюдение за ходом процесса обучения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Введение содержит в себе обоснование актуальности темы, постановку целей и задач работы.
Заключение:
В рамках исследовательской работы была рассмотрена проблема формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности у младших школьников.
В результате теоретического исследования сформировалась следующая гипотеза: предполагаем, что уровень развития коммуникативных УУД младших школьников повысится, если в ходе реализации программы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности будут формироваться среда, умения и навыки в развивающей деятельности.
Для подтверждения данной гипотезы был проведен эксперимент, включивший в себя констатирующий, формирующий и контрольный экспериментальные этапы. Апробации разработанной программы формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности у младших школьников и оценка ее результативности позволяет сделать заключение о ее эффективности.
Проведенное исследование дает возможность обозначить перспективы дальнейшей работы по разрешению проблемы формирования коммуникативных УУД. Так, для реализации комплексного подхода, рекомендуется развивать направления работы с родителями младших школьников и педагогами, поскольку именно они оказывают влияние на формирование у детей коммуникативных УУД.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка
1.1. Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»
Универсальные образовательные действия — это результаты обучения школьников. В результате продуктивного общения в совместной деятельности проявляется умение выражать свои мысли и желания в рамках действующего разговорного этикета.
«Коммуникативное УУД — это способность правильно, адекватно, четко объяснить мысли и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникативные навыки — это комплекс сознательных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, что позволяет создавать использование знаний для отражения и преобразования реальности »[9, с. 24].
Коммуникативные УУД должны отражать:
1) умение осуществлять устное общение, четко передавать мысли как в устной и письменной форме; согласовать в процессе совместной деятельности, выработать совместное направление диалога; предотвращать конфликты, уважать мнение других людей, принимать во внимание интересы других людей и в то же время быть в состоянии отстаивать свою точку зрения и защищать это убедительно;
2) умение строить высказывания в соответствии с ситуацией и задачей; овладеть невербальным общением; описать и объяснить окружающую действительность;
3) умение работать с текстами, в том числе с использованием информации и технологии общения (в дальнейшем именуемые компетенцией); формирование и развитие-компетентность в области информационных технологий.
Коммуникативные УУД способствуют ученической социализации. Это включает в себя учет положения других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и участвовать в диалоге, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
«Подростковый возраст считается особенно благоприятным периодом для развития коммуникативной компетенции, в связи с тем, что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности. Интерес к сверстникам становится все выше, есть интенсивное установление дружеских контактов и различных форм совместной деятельности.
Приобретение навыков взаимодействия с группой сверстников и умение дружить является одной из важнейших задач развития на данном этапе, успешное решение этих действий во многом определяет благополучие личного развития подростка »[1, с. 36].