Курсовая с практикой на тему Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей с задержкой психического развития
2.1 Диагностические методики для
определения уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Результаты констатирующего этапа
эксперимента
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Проблема развития коммуникативных способностей и навыков
общения у детей с задержкой психического развития представляется на сегодняшний
день довольно актуальной и практически значимой проблемой, так как на практике
является для большинства педагогов и психологов довольно сложным разделом в
работе, который требует большой настойчивости, четкой структуры и целостной
последовательности в работе с данной категорией дошкольников.
В настоящее время просто невозможно
переоценить формирование и развитие коммуникативных способностей и навыков у
детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Это значительный
фактор интеллектуального формирования и целостного развития ребенка, его
познавательных и творческих способностей. При этом развитие коммуникативных
способностей ребенка с задержкой психического развития в существенно большей степени зависит от системного
качества психолого-педагогических условий, в которых он обучается, нежели
коммуникативное развитие его нормально развивающихся
сверстников — это было отмечено еще такими исследователями-практиками как М.С. Певзнер, Т.А. Власова, К.С. Лебединская.
Также это связано с тем, что коррекционное воздействие на ребенка с
проблемами в развитии предполагает
целенаправленное и систематическое развитие психологических механизмов
деятельности: потребностно-мотивационного, содержательного,
операционного и результативного
компонентов.
В данной связи многочисленные
исследования У.В. Ульенковой, С.Г.
Шевченко подтверждают идею о том, что ребенок
с задержкой психического развития вполне способен овладеть коммуникативными навыками при наличии
адекватной и своевременной коррекционно-развивающей
помощи, а также системной целенаправленной работе с ним.
Работы многих исследователей (И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский,
М. Монтесори, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.) неоднократно показали, что
коммуникативная деятельность сама по себе имеет сложнейшую психофизиологическую
и психологическую структуру, которая обеспечивается совместной деятельностью
определенных анализаторных систем.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется
актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель настоящей работы – проанализировать основные компоненты
развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития.
Объект исследования – дети с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коммуникативные способности и навыки
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач
исследования:
1. Проанализировать
психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития.
2. Охарактеризовать особенности
развития коммуникативных способностей у старших дошкольников с задержкой
психического развития.
3. Осуществить диагностику развития
коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методы
исследования:
1) анализ научно-методической и психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
2) включенное наблюдение;
3) сравнение;
4) анализ.
Основные методологические подходы к
осуществлению настоящего исследования включают
в себя следующие направления:
1. Основные
постулаты культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
2.
Идеи об активности и единстве сознания и деятельности,
сформулированные в концепции отечественных исследователей А.Н.
Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;
3.
Основы системного строения человеческой психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П.
Зинченко) и развития системы умственных
действий П.Я. Гальперина;
4.
Идеи и принципы о специфических чертах психического и умственного развития и обучения детей с
задержкой психического развития (В. И. Лубовский и др.);
Настоящее исследование состоит из введения, двух глав,
заключения, а также списка использованной литературы. В первой главе
анализируются теоретико-методологические основы развития коммуникативных
способностей старших дошкольников с ЗПР. Вторая
глава посвящена практическому исследованию уровня развития коммуникативных
навыков старших дошкольников, осуществляется анализ полученных результатов.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в
возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной методики развития
коммуникативных способностей детей с задержкой психического развития.
Заключение:
В настоящем исследовании было осуществлено теоретическое и
экспериментальное исследование по проблеме изучения развития коммуникативных
способностей и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития.
Итоги исследования оценивались по основным критериям оценки
уровней развития диалогического общения старших дошкольников с ЗПР: навыки
овладения связной речью, сформированность умений общения со взрослыми и
сверстниками и т.д.
Результаты констатирующего этапа обнаружили, что уровень
навыков диалогического общения и коммуникативных навыков у большинства
дошкольников с задержкой психического развития в двух группах довольно низок и
требует своего практического регулярного развития именно на комплексной
системной основе.
Итоги диагностики по первой методике, представляющей беседу,
обнаружили, что большинство старших дошкольников с задержкой психического
развития как экспериментальной, так и контрольной групп в контакт с
экспериментатором почти не вступают, не хотят отвечать на вопросы.
Был сделан вывод о том, что большинство старших дошкольников
в двух группах не обладают сформированным умением коммуникаций и низкой
способностью поддерживать диалог. Характерными чертами развития коммуникативных
способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития были
выделены такие — в ходе беседы они достаточно односложно и весьма стереотипно
отвечают на поставленные вопросы, уровень их коммуникативных способностей и
навыков довольно невысокий, т.е. ответные и инициативные реплики дошкольников с
задержкой психического развития были немногословны и малочисленны.
Итоги диагностики по второй комплексной методике на оценку
уровня развития диалогической речи показали, что большинство старших дошкольников
с задержкой психического развития вежливо общаются с педагогом, довольно легко
вступают с ним в беседу, рассказывают. Но при этом в группах исследования есть
и такие ребята, у которых в неполной мере сформированы навыки вежливо
поприветствовать взрослых, применяя принятые словесные выражения.
Для
развития у старших дошкольников с задержкой психического развития экспериментальной
группы коммуникативных способностей и диалоговой речи как важной части общения необходимо
апробировать программу с применением сюжетно-ролевых игр.
Это
программа даст практическую возможность включать старших дошкольников с
задержкой психического развития в игровую деятельность. Кроме развития навыков коммуникативных способностей и
диалоговой речи с помощью применения на практике сюжетно-ролевых игр, занятия
программы будут способствовать комплексному развитию личности старшего
дошкольника с ЗПР, росту его
творческих возможностей, установлению контакта в разнообразных ситуациях
взаимодействия со взрослыми и сверстниками, совершенствованию важнейших навыков
понимания окружающих людей в процессе общения.
Особое внимание во время регулярных занятий следует
уделять преодолению ситуативности в контактах детей со взрослым. Для этого
следует постепенно переходить в беседах от простой констатации фактов к оценке
и характеристике людей, явлений, обсуждению обобщенных тем, таких, как
смелость, честность, дружба. При этом особой задачей перед взрослым во время
бесед является согласование мнений педагога и детей.
Во время общения с детьми с ЗПР, как познавательного,
так и личностного, необходимо постоянно стимулировать их познавательную
активность. С этой целью педагогам и воспитателям следует поощрять любую
попытку старшего дошкольника рассказать о случаях, знакомых ему по книгам, фильмам,
мультфильмам либо из собственной жизни, сходных с обсуждаемыми. Дошкольники
должны почувствовать, что их понимают, им сопереживают, к их мнению постоянно
прислушиваются.
Целенаправленное формирование коммуникативных
способностей старших дошкольников и достижение развивающего эффекта становится
возможным при создании развивающих образовательных условий в общей системе
дошкольного воспитания и обучения. Одной из форм подобных условий может
являться систематическое и регламентированное, специально организованное
коммуникативное обучение, которое даст возможность ребенку с ЗПР правильно
взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях.
Задержка психического развития затрагивает всю
психическую сферу дошкольника, и, по существу, представляется системным
дефектом. По этой причине процесс обучения и воспитания коммуникативных
способностей и навыков у таких детей должен выстраиваться с позиций системного
подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших
психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия,
необходимые для формирования различных коммуникативных способностей.
В регулярной работе по развитию коммуникативных
способностей старших дошкольников с ЗПР следует обязательно учитывать тот факт,
что если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и
продвигается на новые ступени своего развития в повседневном общении со
взрослыми (при этом активно функционируют механизмы саморазвития), то при
задержке психического развития каждый шаг может реализовываться лишь в условиях
целенаправленного развития каждой психической функции с необходимым учетом их
взаимодействия и взаимовлияния.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
с задержкой психического развития
Широко известно, что дошкольный
период характеризуется рядом специфических особенностей развития психических процессов и свойств личности. Проанализируем основные типологические
признаки дошкольника с задержкой
психического развития.
В психолого-педагогической
литературе под задержкой психического развития (ЗПР) понимают такой вариант психического дизонтогенеза, к
которому относятся как ситуации замедленного
психического развития (т.е. «задержка темпа психического развития»), так и достаточно устойчивые состояния
интеллектуальной недостаточности и
определенной незрелости эмоционально-волевой
сферы.
В литературе выделяют следующие
основные причины задержки психического развития [11, с. 45]:
1) органическая недостаточность
центральной нервной системы, зачастую так называемого резидуального
(остаточного) характера, из-за патологии беременности и родов;
2) определенное хроническое
соматическое заболевание;
3) конституциональный (т.е.
наследственный) фактор в анамнезе ребенка;
4) неблагоприятные условия ухода за
ребенком и воспитания (безнадзорность, ранняя депривация и т.д.).
Далее в работе считается
целесообразным рассмотреть основные классификации задержки психического
развития, которые наиболее часто применяются в практике медицины и дефектологии.
Отечественными исследователями М.С. Певзнер
и Т.А. Власовой были
определены две основные формы ЗПР [23,
с. 68]:
1)
задержка психического развития, которая обусловлена
психофизическим и психическим
инфантилизмом ребенка;
2)
задержки психического развития, которая обусловлена
достаточно длительными астеническими состояниями,
сформированные на ранних этапах развития ребенка.
К.С. Лебединской, на основе
этиологического принципа, было описано
четыре основных варианта при ЗПР [21,
с.117]:
1)
конституциональный;
2)
соматогенный;
3)
психогенный;
4)
церебрально-органический генез.
В психолого-педагогической
литературе специфические черты указанных выше групп детей с задержкой
психического развития освещены довольно фундаментально (исследования И. Ю. Кулагина,
Т. Д. Пускаева, В. И. Лубовский) [22,
с. 18].
Рассмотрим особенности внимания
детей с задержкой психического развития. Итак, внимание как психический процесс
детей с ЗПР довольно неустойчиво,
характерны периодические колебания и неравномерная
работоспособность. Таким детям довольно трудно сконцентрировать внимание и удержать его на протяжении
определенной деятельности. При сравнительном
изучении устойчивости внимания у детей с нормальным развитием, при ЗПР и
олигофрении было выявлено, что у 79% детей с задержкой психического развития
дошкольного возраста процент отвлекаемости выше, чем у детей с нормальным развитием [16, с. 58].