Курсовая с практикой на тему Формирование коммуникационных умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.2
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Список
использованной литературы
Приложения…………………………………………………………….…56
Введение:
Актуальность
исследования. Формирование коммуникативных умений любого ребенка является
неотъемлемой составляющей его общего развития. По тому как ребенок говорит, как
строит предложения, какой объем активного словаря и так далее можно судить о
психологическом и физическом здоровье. Именно поэтому формированию
коммуникативных умений следует уделять активное внимание. Дошкольники с
задержкой психического развития имеют проблемы с формированием коммуникативных
умений в силу своих психических особенностей. А потому у таких детей формированию
коммуникативных умений следует уделять особое внимание и использовать
специальные средства, которые смогли бы увеличить эффективность обучающей
работы. Ведь от того, насколько сформированы коммуникативные умения ребенка
зависит способность воспринимать в будущем школьную программу. Научно доказано,
что дети, которые отстают в речевом развитии, отстают и в общем развитии тоже.
В современном мире все чаще приходится сталкиваться с бедностью детской речи,
особенно это касается детей с задержкой психического развития. Они не знают
синонимов, грамматически предложения строят неправильно, не в состоянии
сформулировать вопрос, просьбу, мнение. Это зачастую приводит к тому, что
ребенок начинает замыкаться в себе: зачем говорить, если тебя не понимают.
Поэтому формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития является необходимым и важным компонентом
комплексного развития ребенка. Этим обусловлена актуальность выбранного
исследования.
Объект исследования
– коммуникативные умения детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития.
Предмет исследования
– формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Цель – теоретические
обосновать особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) Изучить развитие у детей дошкольного возраста
коммуникативных умений как психолого-педагогическую проблему;
2) Исследовать психолого-педагогическая характеристика детей
с зпр;
3) Проанализировать особенности формирования коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4) Раассмотреть средства формирования коммуникативных умений
у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
5) Выявить уровень сформированности коммуникативных умений у
дошкольников с задержкой психического развития;
6) Разработать методические рекомендации педагогам по
формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития;
Методы исследования
– анализ научной литературы по проблеме, наблюдение, определения уровня сформированности
коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что в работе выявлены
особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития и разработаны рекомендации по формированию коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Полученные результаты могут быть использованы в практической работе педагогов,
работающих с дошкольниками с ЗПР.
Структура и объем
работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами
исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
Заключение:
Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
рассматриваются как психолого-педагогическая проблема. Поскольку потребность в
общении является основной потребностью человека любого возраста. Но общение
детей в каждом определенном возрасте отличается от общения взрослых.
Недостаточно развитые коммуникативные умения приводят к неэффективности всего
дальнейшего обучения, а также ухудшают взаимоотношения со сверстниками. Также
нам удалось выяснить, что коммуникативная деятельность в дошкольном возрасте
является основной, но обратная связь у детей развита плохо. Задача воспитателя
научить детей не только высказывать свои мысли четко и аргументированно, но
воспринимать и слышать своего собеседника, а также вести диалог. Итак, развитие
коммуникативных умений является основной задачей педагогического процесса.
Для
всех детей с задержкой психического развития характерна по-разному выраженная
эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольного внимания,
повышенная истощаемость и другие отклонения психического развития.
Уровень сформированности коммуникативных умений также
является более низким по сравнению с детьми с нормальным развитием. Дети с ЗПР
начинают говорит гораздо позже, их словарный запас ограничен, в речи часто встречают
аграмматизмы. Такие дети не всегда понимают речь, обращенную к ним, а потому и
не реагируют на просьбы и обращения.
Проанализировав научную и педагогическую литературу, мы
предполагаем, что наиболее эффективными средствами формирования коммуникативных умений у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития являются:
устные рассказы по картинкам, описание природы и своих эмоций и чувств,
сказкотерапия, в частности, инсценировка стихотворных сказок с
музыкально-песенным сопровождением, составление лексических словарей,
упражнения, в которых необходимо вставить пропущенные слова, продолжить
предложение и так далее.
Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у
дошкольников с задержкой психического развития проводилась на базе детского
сада № 55 «Улыбка» г. Сургут. В опытно-исследовательской работе приняли участие
20 детей в возрасте 5-6 лет с ЗПР. Для изучения уровня
сформированности коммуникативных умений мы использовали комплекс методик,
которые позволили определить уровни восприятия и понимания речи взрослого,
объем активного словаря и сформированность грамматического строя речи.
Результаты исследования показали, что уровень восприятия
речи у 50 % детей– низкий, и по 25 % детей находится на очень низком и среднем
уровнях. Задания данной методики оказались наиболее сложными. Оказалось, что
дети речь взрослого человека понимают, но не воспринимают ее, они легко
отвлекаются и не могут сосредоточится на одном предмете. Уровень понимания речи
у 5 % детей находится на высоком уровне, у 20 % детей – на уровне выше среднего
и по 25 % детей показали средний, низкий и очень низкий уровни. Объем активного
словаря у 50 % детей находится на низком уровне и по 25 % детей показали уровни
средний и выше среднего. Уровень сформированности грамматического строя речи у
40 % детей – средний, у 25 % – низкий, у 20 % – данное умение находится на
уровне выше среднего и у 15 % – на очень низком. Уровень сформированности
коммуникативных умений у 65 % детей является низким, у 30 % детей – средним и у
5 % – очень низким.
В ходе наблюдения за детьми нам удалось выявить следующие
тенденции. Дети с очень низким уровнем сформированности коммуникативных умений
либо вообще не реагируют на просьбы, либо задумываются перед тем, как ее
выполнить. На игрушки реагируют нейтрально, практически не берут их в руки и не
рассматривают, то есть познавательный интерес у них снижен. Кроме этого, они не
умеют обобщать предметы, называть их признаки и действия. Дети с низким уровнем
сформированности коммуникативных умений, которых большинство, перед тем, как
выполнить ту или иную просьбу переспрашивают, а то ли они должны сделать. Когда
берут игрушки в руки, улыбаются, но быстро их бросают, практически не играют.
Предложенные изображения рассматривают без особого энтузиазма. Описывают их
отдельными словами. Составить предложения для них представляется сложным
процессом. Дети со средним уровнем сформированности коммуникативных умений откликаются
на просьбы. Могут составить одно предложение, используя при этом правильные
глагольные и падежные формы. Могут назвать обобщающие слова для предметов, а
также по одному, максимум два признака. Действия предмета называют с большим
трудом.
В целом диагностика показала, что уровень сформированности
коммуникативных умений в исследуемой группе является низким и составляет 22,05
балла.
По результатам опытно-исследовательской работы нами были
разработаны рекомендации по повышению сформированности коммуникативных умений у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Они заключаются,
в первую очередь, в повышении культуры и улучшении стиля речи взрослого, в
регулярном чтении книг, рассматривании картинок, проведении специальных игр,
стимулирующих речь ребенка. Также нами были разработаны рекомендации для
проведения занятий с детьми в детском саду. В частности, воспитателям
рекомендуется строить занятия таким образом, что коллективные ответы детей
чередовались с индивидуальными. Кроме этого, эффективными для развития речи
являются занятия, которые предполагают двигательную активность детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования
коммуникационных умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития
1.1
Развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных умений как
психолого-педагогическая проблема
Прежде чем говорить о развитии у детей дошкольного возраста
коммуникативных умений стоит обратиться к таким терминам, как «коммуникация»,
«коммуникативные умения», «общение». Отметим, что они тесно взаимосвязаны между
собой. И эта связь поможет лучше понять суть психолого-педагогической проблемы
развития у детей дошкольного возраста коммуникативных умений.
При изучении научной литературы нам удалось выяснить, что
некоторые исследователи приравнивают между собой такие понятия, как «общение» и
«коммуникация». Другими словами, под ними они понимают одно и тоже, а именно
процесс передачи и приема определенной информации.
Но все-таки большинство современных ученых разделяют данные
понятия. Рассмотрим суть, которую они в них вкладывают.
В первую очередь обратимся к психологическому словарю. В нем
обозначен процесс коммуникации как определенное взаимодействие нескольких
людей, которые обмениваются информацией познавательного или
аффективно-оценочного характера [4, с. 82]. А это значит, что коммуникация –
это процесс при котором люди сообщают друг другу новую информацию, интерес к
которой является достаточной мотивацией для совершения так называемого коммуникативного
акта. Также в словаре обозначено происхождение данного слова, что также важно
для его понимания. Итак, слово «коммуникация» происходит от латинского слова,
которое обозначает «общее, разделяемое со всеми». А это значит, что если
взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась. Другими словами,
коммуникация обязательно подразумевает обратную связь: мы говорим и нас
понимают.
В свою очередь, такой ученый как С.Л. Рубинштейн понимает
коммуникацию как неких очень сложный, многоуровневый и многоплановый процесс,
который включает в себя не только установление контактов с другими людьми, но и
их обязательное развитие. Порождает, по его мнению, любой коммуникативный акт
общие интересы, совместная деятельность, которая подразумевает обмен информацией.
Например, когда нужно выбрать стратегию, разработать план действия и так далее.
В этом случае крайне важно полное взаимопонимание партнеров [24, с. 101].
М.В. Гамезо также рассматривает в своих трудах понятие
коммуникации. Он считает это информационной связи одного субъекта с объектом.
При чем в качестве объекта, по его мнению, может выступать не только человек,
но и животное и даже машина. Суть такой коммуникации заключается в том, что
субъект передает какую-либо важную информацию, которую объект принимает и
поступает в соответствии с ней. В качестве такой информации может выступать
определенные знания, идеи, команды, какие-либо указания или деловые сообщения.
В отличии от коммуникации в общении информация постоянно переходит от одного
партнера к другому, постоянно дополняясь, увеличиваясь, уточняясь. В общении
оба партнера находятся в активной позиции и постоянно передают информации друг
другу, как правило, по очереди [8, с. 91].
Итак, рассмотрев понятие коммуникация и поняв ее суть, можно
обратиться к термину «коммуникативные умения». Что же он значит? В первую
очередь, это способность устанавливать важные информационные контакты с другими
людьми. Коммуникативные умения предполагают полное взаимопонимание партнеров, а
также улучшает понимание сути предмета или явления, о котором идет речь в
информационном сообщении. Данное понимание способно решить возможные проблемы
или приближает к поставленной цели и так далее. При соблюдении этих условий
коммуникативные умения можно считать эффективными. Также стоит отметить, что в
научной литературе под коммуникативными умениями понимается наличие системы
определенных внутренних ресурсов, которые служат основой для построения
коммуникации в той или иной ситуации [1, с. 4].
Человек – существо социальное. А потому одной из главных его
потребностей является потребность в общении. Он постоянно вступает в отношения
с окружающим миром, ищет и получает новую информацию, сообщает что-то о себе и
своем опыте, анализирует все что узнал и на основе этого планирует свою
дальнейшую деятельность. Все это является результатом общения. Однако общение
не всегда может оказаться эффективным. Зависит от многих факторов, основными из
которых является качество информации и наличие необходимого коммуникативного
опыта. Отсюда следует, что чем раньше человек получает необходимый опыт, тем
эффективнее от отделит качественную информацию, а также приобретет необходимые
ресурсы для формирования коммуникативных умений. Все это в комплексе приводит к
лучшей социализации, самореализации и повышению коммуникативной культуры [10, с.
83].
Из всего вышесказанного следует, что формирование
коммуникативных умений детей дошкольного возраста является важной и актуальной
проблемой. От того насколько данные умения будут сформированы зависит успех в
учебе, социализация и положение в обществе. Стоит отметить, что именно
коммуникативные умения формируются в основном в процессе общения. То есть чем
больше ребенок взаимодействует с окружающими людьми, тем лучше эти умения развиваются.
В научной литературе можно встретить такие термины, как
«социальный интеллект», «практически-психологический ум», «коммуникативная
компетентность», «коммуникабельность». Но все по своей сути обозначают одно –
развитые коммуникативные умения. Коммуникативные умения у детей дошкольного
возраста формируются только в процессе непосредственного общения с учителем,
сверстниками и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы
коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией,
составляющей которой и являются коммуникативные умения [14, с. 79].
Принципиальный подход к решению проблемы развития
коммуникативных умений, формирования коммуникативной компетентности представлен
в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного
условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С.
Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей
является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения, так как результативность
и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных
умений субъектов общения [12, с. 59].
Отметим также, что развитие коммуникативных умений осуществляется
внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития:
личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга.
Развитие коммуникативных умений должно рассматриваться в общем контексте
социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования
понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации
социального развития и т.д. Коммуникативные умения детей дошкольного возраста
рассмотрены в работах И.Н. Агафоновой [1], К.П. Зайцевой [14], Е.В.
Леонова, А.В. Плотникова [16], Э.Р. Набиуллина [18] и других.
Таким образом, рассмотрев составляющие понятий «общение»,
«коммуникация», «коммуникативные умения», можно говорить о том, что все эти
понятия используются в том случае, когда речь идет о процессе социального
взаимодействия. Педагогическое общение – это форма социального общения.
Следовательно, формирование коммуникативных умений может быть рассмотрено как
социально-педагогическая проблема.
Сформировать коммуникативные умения – значит научить дошкольника
ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и
активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания
собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в
группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания
к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Таким образом, анализ литературы показал, что развитие коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста рассматриваются как
психолого-педагогическая проблема. Поскольку потребность в общении является
основной потребностью человека любого возраста. Но общение детей в каждом
определенном возрасте отличается от общения взрослых. Недостаточно развитые
коммуникативные умения приводят к неэффективности всего дальнейшего обучения, а
также ухудшают взаимоотношения со сверстниками. Также нам удалось выяснить, что
коммуникативная деятельность в дошкольном возрасте является основной, но
обратная связь у детей развита плохо. Задача воспитателя научить детей не
только высказывать свои мысли четко и аргументированно, но воспринимать и
слышать своего собеседника, а также вести диалог. Итак, развитие
коммуникативных умений является основной задачей педагогического процесса.