Дефектология-сурдопедагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование коммуникации у детей с нарушением слуха.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ИХ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1.Коммуникация, коммуникативные умения: общая характеристика 7
1.2. Развитие коммуникативных умений в онтогенезе 13
1.3. Общая характеристика работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников 19
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 26
2.1. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Особенности коммуникации слабослышащих детей 37
2.3. Общая характеристика работы по развитию коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 43
2.4.Использование театрализованных игр в работе со слабослышащими дошкольниками 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69

 

  

Введение:

 

В современных условиях возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация.
Коммуникативные умения, необходимы любому члену общества для осуществления культурного взаимодействия и реализации своей личности. На современном этапе развития общества и образования одной из центральных научно-практических проблем, привлекающих внимание, как отечественных ученых, так и зарубежных специалистов, является проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения во многом определяют будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Коммуникативные умения – одни из ключевых умений выпускника дошкольного образовательного учреждения, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе и жизни отдельного человека. Коммуникативные умения являются базовыми для других видов деятельности, сопровождают их и одновременно служат условием успешной социализации.
Развитие коммуникативных умений предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки иногда связаны с психологическими особенностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность. Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами. Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, приложив к этому определенные усилия.
Нарушение слуха у ребенка негативно отражается, прежде всего, на его психическом развитии, ограничивая возможности познания окружающего мира, затормаживая процесс овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретной личности.
В работах Л.В. Андреевой, Т.Г. Богдановой, О.А. Красильниковой, H.M. Назаровой, М.И. Никитиной, Ф.Ф. Рау определена значимость повышения эффективности процесса обучения и воспитания слабослышащих детей посредством максимального использования возможностей речевой среды.
При этом учитываются общие закономерности и особенности восприятия речи, подражательная способность и стремление слабослышащих детей к активному и результативному действию (Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, С.Л. Зыков, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард и др.). Формирование коммуникативных умений у слабослышащих дошкольников происходит в процессе общения в коллективе, с семьей, со сверстниками и т.д.
Однако у слабослышащих детей снижена потребность в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками так как скудный словарный запас, аграмматизмы, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи: коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей.
Овладение коммуникативными умениями способствует социализации слабослышащих дошкольников, подготовке их к самостоятельной жизни.
Одним из механизмов социализации П.А. Янн рассматривает интеграцию слабослышащего в общество слышащих.
П.А. Янн утверждает, что основная цель межличностно-коммуникативного метода заключается в формировании коммуникативной компетенции, с помощью которой общение в житейских ситуациях (в магазине, на вокзале, на почте и в учреждениях) станет доступным для слабослышащего и понятным для окружающих. Коммуникативные умения относятся к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их развитию следует уделять пристальное внимание.
Однако без проведения специальной коррекционной работы слабослышащие дети не овладевают коммуникативными умениями и обречены на социальную дезадаптацию. Работа по усвоению слабослышащими детьми социально значимого опыта поведения, умений общения с окружающими людьми осуществляется в условиях целенаправленного педагогического воздействия через включение детей в обучающую и игровую деятельность, в доступные области бытовой и индивидуальной и деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей дошкольного возраста.
Необходим поиск современных научных эффективных путей решения данного вопроса. Таким образом, тема нашего исследования является актуальной.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы, доказать возможности эффективной работы по развитию коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры.
Объект исследования: коммуникативные умения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности содержания работы по развитию коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
3. Выделить особенности содержания работы по развитию коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста;
При выполнении данной курсовой работы были использованы методы: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выделенный нами комплекс театрализованных игр и рекомендации по развитию коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности сурдопедагогов, воспитателей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что содержание коммуникативных умений, представляющих собой сложные, осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности к общению, определяется с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности.
По содержанию данные умения у детей старшего дошкольного возраста объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно коммуникативные, аффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения. Результаты опубликованных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения, коммуникативные умения у данной категории детей развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений нормально развивающихся сверстников.
Формирование коммуникативных навыков глухих и слабослышащих детей будет иметь положительный эффект, если будут созданы условия для абилитационных и реабилитационных мероприятий для школьников с нарушениями слуха. Желательно широко применять различные виды искусства изобразительного и художественно-прикладного характера:
рисунок, графика, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, батик, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей; игры, компьютерное творчество, чтение, занятия танцами, фото – и видеосъемки и др, что будет способствовать раскрытию творческих способностей, активируют общение ученика с педагогом или в группе для более ясного и точного выражения своих проблем, переживаний и внутренних противоречий, включающие владение педагогами и родителями не только устных, но и жестовых форм обучения и воспитания детей.
Следовательно, необходимо создание в дошкольном учреждении специальных условий для развития коммуникативных умений у слабослышащих детей. Педагогам, работающим со слабослышащими детьми необходимо учитывать самоценность и особую значимость дошкольного периода в формировании умений общения; необходимость развития и воспитания дошкольников с учетом знания общих закономерностей развития и природной индивидуальности; нацелить свою работу на поиск и выбор адекватных путей, средств, методов воспитания.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ИХ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.Коммуникация, коммуникативные умения: общая характеристика

Коммуникация (от лат. сommunicatio – сообщение, передача) – это понятие универсальное, которое используется всеми науками. Но, несмотря на интерес к этой проблеме со стороны педагогов, философов, лингвистов, социологов и других специалистов, этот вопрос в настоящее время еще недостаточно разработан в теоретическом и практическом плане.
Таким образом, коммуникация предполагает использование знаковосимволических средств, наличие которых в общении и взаимоотношениях обязательно. Согласно психолого-педагогическому словарю А.П. Астахова, коммуникация по значению близка к понятию «общение», но шире по объему. Под коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе [28].
В психологическом словаре М.И. Еникеева коммуникацию рассматривают как акт общения между людьми посредством знаковых систем, тем самым придерживаясь отождествления рассматриваемых нами понятий. В свою очередь, под общением он понимает социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях 7 трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности [9]. Таким образом, понятие «коммуникация» в нашем исследовании будет пониматься как более широкое, нежели понятие «общение».
Понятие «коммуникативные умения» рассматриваются в различных науках: в дидактике, методике, психологии, педагогике. Для данного исследования наибольшее внимание представляет определение этих понятий в психологии и педагогике.
Некоторые аспекты коммуникативной направленности изучались в самом начале развития методических идей в России. К.Д Ушинский, Н.М Соколов, В.И Чернышев считали одной из важных целей образования подготовку учащихся к практической деятельности, но для этого необходимы реальные прикладные знания. Они указывали на необходимость формирования у школьников различных умений и по сути, сформулировали понятие одного из важных коммуникативных умений (не называя этого термина) – умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке [5]
Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы столкнулись с огромным количеством понятий «коммуникативные умения». По мнению Л.Р. Мунировой, «коммуникативные умения» — это сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [6].
В.А. Тищенко считает, что, коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению [26]. В.А. Кан-Калик и Г.М. Андреева рассматривают коммуникативные умения как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [8].
О.Н. Сомкова утверждает, что, коммуникативные умения — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи [4].
К основным коммуникативным умениям М.М. Алексеева и М.И. Яшина относят: умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, активность в общении, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета. Для продуктивного общения с другими людьми А.А Бодалев предполагает необходимость обладания личностью определенной психологической культурой, основные положения которой сводит к трем элементам [5]:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы