Курсовая с практикой на тему Формирование команд и управление ими.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Понятие и роль командообразования в современной организации 5
1.2 Методы и технологии командообразования 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ «МЕДИНЦЕНТР» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации «Мединцентр» 18
2.2 Анализ командообразования и сплоченности коллектива организации «МЕДИНЦЕНТР» 21
2.3 Предложения по совершенствованию командообразования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
К настоящему времени в современном менеджменте уже не подлежит сомнению то положение, что именно слаженная команда способствует формированию и дальнейшему развитию оптимальных условий для совместных действий коллективов, а кроме этого, является значительным фактором продуктивности и эффективности их совместной деятельности на системном уровне. Формирование командообразования начинается с комплексного анализа того, какие именно особенности позволяют конструктивно развивать и поднимать сплоченность в коллективе.
Таким образом, актуальность и практическая значимость проблемы эффективного формирования команд и групповой сплоченности коллектива современной организации обуславливается тем, что данной проблеме уделяется пристальное внимание на протяжении длительного времени, т.к. от данного фактора зависит личностное, психологическое, физическое здоровье не только самих членов коллектива, но и всего современного общества в целом.
Теоретико-методологическая основа работы состоит в том, что в современной науке проблемам коллектива, формирования и развития в нем различных взаимоотношений посвящено довольно большое количество работ. Так, например, в практических исследованиях таких авторов как Л.Д. Столяренко [37], О.В. Евтихова [10], П.Н. Шихирева [39] анализируются проблемы воздействия коллектива на формирование личности; в исследованиях Р.С. Немова [27] – влияние личности на формирование коллектива как команды с выраженной групповой сплоченностью.
Таким образом, цель настоящего исследования состоит в следующем: определить и проанализировать основные аспекты формирования команд (на примере медицинской организации ООО «МЕДИНЦЕНТР»).
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1) Осуществить исследование вопроса о командообразовании коллектива.
2) Определить характерные особенности межличностных отношений в коллективе.
3) Проанализировать основные методы формирования командообразовании коллектива и сформулировать предложения по совершенствованию командообразования.
Объект исследования – коллектив в количестве 20 человек, организация ООО «МЕДИНЦЕНТР». Предмет исследования – особенности совершенствования методов командообразования коллектива организации ООО «МЕДИНЦЕНТР».
Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическому анализу основных вопросов командообразования в современной организации; раскрыта роль и значение командообразования, а также проанализированы его ведущие методы при практическом внедрении. Во второй главе проведен анализ формирования командообразования коллектива на примере медицинской организации «Мединцентр»: дана организационно-экономическая характеристика организации, проведен анализ кадрового состава, а также анализ командообразования и сплоченности коллектива данной организации. Также глава содержит разработку рекомендаций по формированию эффективной команды; сформулированы основные предложения по совершенствованию командообразования организации и дана оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций в данной организации.
Заключение:
В настоящем исследовании были рассмотрены и проанализированы на практике основные особенности совершенствования командообразования в коллективе. Как можно судить по выводам, полученным в исследовании, цели и задачи, поставленные в самом начале работы, достигнуты.
Командообразование коллектива представляет собой непрерывный системный целенаправленный и многоаспектный процесс, который состоит в увеличении степени и уровня единства поведения его членов, базирующимся на принятии каждым членом коллектива его целей, ценностей и стандартов поведения, на формировании и стабильном укреплении чувства принадлежности к коллективу.
В развитии и укреплении командообразования членов коллектива существенное значение отдается профессиональной деятельности практических психологов, которые в коллективе могут выполнять исследовательскую (либо экспертную) функцию и консультационную функцию. Наиболее результативным методом, который применяют практические психологи при развитии и укреплении командообразования членов коллектива, является социально-психологический тренинг.
Такой практический тренинг представляет собой ряд последовательных занятий с определенной группой из коллектива. Для этого специально для каждой группы определяются конкретные цели, задачи и подбираются практические упражнения по развитию навыков и формированию командообразования. Основная специфика подобного тренинга состоит в комплексном целенаправленном применении основных аспектов групповой динамики, т.е. всего комплекса взаимоотношений и взаимодействий, которые могут возникать между членами коллектива.
На констатирующем этапе настоящего исследования по формированию командообразования в коллективе были получены следующие результаты. Анализ уровня групповой сплоченности членов данного коллектива при помощи индекса групповой сплоченности Сишора обнаружил, что в коллективе есть определенное наличие низкой групповой сплоченности, а также практически не наблюдается психологическое единство членов данного коллектива. Сотрудники в основном не имеют приятельских либо дружеских отношений, готовность поддерживать друг друга практически в основном не выражена.
Таким образом, проведенное исследование формирования и совершенствования коллектива позволило подтвердить сформулированную в начале исследования основную гипотезу о том, что результативным инструментом, ориентированным на развитие и формирование командообразования в группе, может являться социально-психологический тренинг. Безусловно, одним из наиболее значимых условий результативности функционирования коллектива служит наличие в нем групповой сплоченности, которая в существенной степени зависит от уровня и характера межличностных отношений членов коллектива.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и роль командообразования
в современной организации
Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что к настоящему времени существует множество определений понятия команда. Можно обратиться в первую очередь к одному из классических определений И. Саласа, который говорит о том, что команда — это малая группа, состоящая из 5 – 7, реже из 15 – 20 человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеют взаимодополняющие умения; принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности; способны исполнять любые внутрикомандные роли и определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде [4, с.16].
В свою очередь командообразование – или, тимбилдинг – представляет собой на практическом уровне важнейшую необходимость для прагматичного руководителя или владельца бизнеса. Когда весь коллектив действует сплоченно, когда сотрудники не «подсиживают» друг друга, а вместе, плечом к плечу, решают поставленные руководителем цели и задачи, тогда резко возрастает эффективность всех бизнес-процессов, а также повышается конкурентоспособность и общая оптимальность совместной работы коллектива. И при этом важно, что рост происходит не за счет привлечения каких-либо новых ресурсов, а за счет внутренних резервов, за счет сплоченности и общей вовлеченности сотрудников организации.
Командообразование на современном предприятии позволяет создать не просто сплоченный и вовлеченный в общее дело коллектив, а сделать абсолютно каждого работника, в первую очередь, «командным игроком». Заслуживает при этом внимания тот факт, что при сходстве этих понятий есть и принципиальное различие [22, с.9].
Зачастую различные тренинги и игры направлены на формирование и развитие трудового коллектива, на то, чтобы работники лучше узнали и поняли друг друга в процессе сотрудничества. Это является конструктивным фактором, когда неформальная группа положительно влияет на общий социально-психологический климат. Быстро «ставит на место» оступившегося и становится довольно эффективным инструментом воздействия на умы и настроения сотрудников коллектива. Однако один единственный выбывший сотрудник может оказать такое воздействие, что вся группа может «развалиться» буквально на глазах, при этом вполне закономерно, что резко снижается производительность и эффективность работы.
Многие эксперты в области командообразования утверждают, что практически важно научить сотрудников современных компаний не просто быть единой командой, а сформировать у них общие навыки работы в такой команде. При этом командообразование в коллективе – это часто не только взаимодействие внутри одного отдела, оно предполагает многоаспектные взаимоотношения в рамках всей организации, а также и во внешней среде [7, с.16].
Командообразование и принципы качественной и успешной командной деятельности при правильном применении неразрывно связаны с новыми бизнес-возможностями современных корпораций. Во многих компаниях уже неоднократно убедились в том, что затраты на командообразование персонала сопоставимы с расходами на обучение и стимулирование труда. И при этом результат часто дают значительно больший, а главное, его эффект сохраняется долгое время [6, с.32].
Необходимо также отметить, что командообразование по своей основной сути и характеристикам противопоставляется жесткому администрированию, при котором значительная роль принадлежит тотальному и регулярному контролю, а также системе поощрений и наказаний в работе с персоналом. Организация действенного контроля – дело недешевое, впрочем, как и система стимулирования. Именно формированию работоспособной эффективной команды, созданию коллективной мотивации и посвящены все игры и тренинги по командообразованию [11, с.63].
Необходимо отметить, что основными преимуществами наличия слаженной эффективной команды являются следующие критерии:
1) совместное решение общих целей и задач, когда каждый член команды вкладывает свои таланты, возможности и практические умения, оказывается более эффективным, чем простое, и порой – лишь формальное, подчинение лидеру;
2) стремительно увеличивается креативность различных производственных решений, поскольку на основную проблему существует столько взглядов, сколько членов команды с ней знакомо и разбирается в деталях решения;
3) растет общая работоспособность и дисциплина в трудовом коллективе;
4) существенно снижается определенный риск возникновения критических ошибок, т.к. каждый член команды несет собственную должностную и персональную ответственность за конечный результат, а не только за свой отдельный участок работы;
5) наиболее рационально перераспределяются силы, т.к. предполагается, что в самой команде развита взаимопомощь и поддержка;
6) нет необходимости тратить дополнительные средства и усилия, чтобы «подтянуть» отстающих членов команды – эти вопросы решаются в команде как будто сами по себе;
7) в команде отмечается значительно меньше споров и конфликтов, которые негативно отражаются на итоговом результате, т.к. каждый участник ориентирован в первую очередь достичь своих собственных целей за счет цели общей;
8) увеличивается лояльность и вовлеченность среди сотрудников, растет общая мотивация, причем без дополнительной оплаты и стимулирования на материальной основе.