Курсовая с практикой на тему Формирование количественных представлений у дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в работе по формированию количественных представлений в дошкольном возрасте. 7
1.1.Содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников у детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности использования сюжетно-дидактических игр в организации работы по формированию количественных представлений у детей дошкольного возраста 16
Глава 2. Исследование влияния сюжетно-дидактической игры на формирование количественных представлений у детей 4-5 лет 25
2.1 Исследование уровней развития количественных представлений дошкольников. 25
2.2. Анализ и обобщение развития количественных представлений у дошкольников 29
2.3. Использование сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у дошкольников 32
Заключение 39
Список использованных источников: 40
Введение:
Сегодня, как и раньше, актуальна проблема готовности ребенка к обучению в школе, которая выражается, с одной стороны, в овладении ребенком новых отношений с обществом — психологическая готовность, с другой стороны, в освоении им знаний, умений и навыков. Обучение в школе предъявляет серьезные требования к познавательной сфере ребенка, к его умственной активности, способностям самостоятельно логически мыслить при решении проблемных задач.
Дискуссия о необходимости систематической предматематической подготовки ребенка длилась более века (от работ Я. А. Коменского, А. В. Грубе, И. Г. Песталоцци, В. А. Лая, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля и т. д. до работ Л. К. Шлегера, Е. И. Тихеевой, Н. Ф. Блехера, А. М. Леушиной и др.). Практика показала, что стихийное формирование предматематических представлений у детей дошкольного возраста происходит на жизненном уровне и, как правило, эти знания применимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознанно и может быть использовано в различных ситуациях, так как имеет обобщенный характер. Получить такие знания ребенок может только в общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога.
В настоящее время вопросы подготовки ребенка к обучению в школе решаются специалистами комплексно. И место в решении этого вопроса отводится математической подготовки ребенка в детском саду. Потому что для умственного развития детей существенное значение имеют приобретенные ими математические представления, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.
Основное значение данная проблема приобретает в практике дошкольного образования, так как начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения. Однако дошкольники не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо делать именно эти действия и выполнять их не примерно, а точно?
Чтобы для ребенка количественные значения «ожили», необходимо их вводить в ведущий тип деятельности ребенка — в игру. На современном этапе игра используется в основном для закрепления пройденного материала на занятии, чаще всего в форме дидактической игры. Но важно, чтобы, кроме этого, игра использовалась для формирования элементарных математических представлений не только в учебное время, но и в свободное от занятий время — в игровой деятельности детей, в частности, в форме сюжетно-дидактической игры.
Исторически разработка психолого-педагогических вопросов методики формирования начальных математических представлений у детей дошкольного возраста в 30-50-е годы строилась на основе методологических позиций отечественной психологии и педагогики. Изучались закономерности становления представлений о числе, вопросы развития счетной и вычислительной деятельности. Кроме этого обосновывалась необходимость начинать формирования количественных представлений у детей с раннего возраста, сначала с восприятия множества предметов, а затем приступать к обучению детей счету и выделению отношений между числами. Разрабатывались дидактические материалы, пособия, игры.
Значительное влияние на этот процесс оказали работы отечественных психологов, педагогов, методистов, таких как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. С. Костюк, А. М. Леушина, Н.А. Менчинская, Л. А. Яблоков.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Дидактическая игра как средство формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста».
Цель курсовой работы — рассмотреть дидактические игры как средство развития количественных представлений у детей 5 года жизни.
Объектом исследования является процесс формирования количественных представлений у детей средней группы средствами дидактической игры.
Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы и методика их проведения.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников;
2. Выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы;
3. Подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы. Апробировать их на практике;
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, эксперимент, педагогическое обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического инструментария и перспективного плана проведения с детьми среднего дошкольного возраста дидактических игр, способствующих формированию у них количественных представлений, что может быть использовано в практической деятельности воспитателей средних групп дошкольных организаций.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Для детей дошкольного возраста характерны следующие закономерности развития: смена форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно ранее определение степени сформированности у ребенка различных психических функций.
Математическое развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый во время образовательной деятельности в детском саду процесс умственного воспитания. Математическое воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.
На основании полученных результатов диагностики, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по успешному развитию количественных представлений детей дошкольного возраста средствами сюжетно — дидактических игр в исследуемой группе. Формирование количественных представлений дошкольников осуществлялось в ходе организации сюжетно — дидактических игр, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности детей.
Изучив проблему формирования количественных представлений средствами сюжетно-дидактических игр в психолого-педагогической литературе, мы убедилась, что сюжетно-дидактические игры является эффективным средством формирования количественных представлений и имеет существенное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В опытно-экспериментальной работе мы формировали количественные представления у детей среднего группы средствами сюжетно-дидактических игр.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по формированию количественных представлений детей среднего дошкольного возраста достаточно эффективен. По итогам работы можно сделать вывод: будет высокий уровень количественных представлений детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в работе по формированию количественных представлений в дошкольном возрасте.
1.1.Содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников у детей дошкольного возраста
Формирование начальных математических понятий у детей дошкольного возраста является самой основой их дальнейшего развития, поскольку уже в дошкольном возрасте начинают развиваться математические способности ребенка. На этом этапе цель обучения состоит в обеспечении всестороннего развития каждого ребенка и рассматривается главным образом как возможность приобретения не только знаний и умений, но как потребность использования их в жизни. В современных условиях значительно повышаются требования к профессиональной подготовке воспитателя, к пониманию ним сути математического развития дошкольников, пониманию качественных изменений в личности ребенка, происходят под влиянием обучения и воспитания. Важной составляющей математического развития детей дошкольного возраста и особенно младших дошкольников является формирование представлений о множествах. Для эффективного осуществления этого воспитатель должен иметь четкие знания о содержании и задачи работы по формированию представлений о множествах у детей младшего дошкольного возраста и обладать умениями и навыками использования основных средств формирования этих представлений.
Общую линию развития у детей деятельности счета можно представить поэтапно, основываясь на исследованиях А.М. Леушиной:
I этап счётной деятельности связывается с появлением в речи детей повторяющихся слов, с помощью которых он членит пространство или предметы множества.
II этап связывается с периодом трёх лет. У ребёнка появляется интерес к деятельности сравнения (кому сколько дать конфет). Дети могут сравнивать, когда это касается их личный потребностей, и выполняют эту операцию приблизительно — на глаз.
III этап дети 4-5 лет. Он состоит в том, что дети начинают сопоставлять элементы сравниваемых множеств через называние слов числительных. Однако, как считают исследователи, спешка порой приводит к трудностям в дальнейшем на этапе освоения величин, измерительной деятельности. Важно прежде научить детей сравнивать множества.
IV этап — дети 5-6 лет. Они чётко усваивают последовательность слов числительных и точно соотносят числительное с каждым элементом множества не зависимо от формы его расположения и качества элементов. Дети не только осваивают итоговое число, но и понимают, что итог является показателем количества, а каждое последующее число больше предыдущего на 1, и каждое предыдущее меньше последующего на 1.
V этап. Детей 6-7 лет можно обучать счёту множеств с различным основанием единицы. Когда считают не отдельные предметы, а группы предметов.
На VI этапе дети первого класса считают группы предметов, знакомятся с десятичной системой исчисления.
Чтобы выяснить особенности восприятия множеств детьми дошкольного возраста, надо рассмотреть особенности психического развития детей этого возраста как основы их восприятия. Психическое развитие обусловлено развитием основных психических процессов, таких как ощущение и восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание. Рассмотрев их, можно определить содержание материала для формирования представлений о множествах и подобрать эффективные методы и формы работы.
Представление о множествах у детей раннего возраста очень неточны. Как правило, множество не имеет четких границ и в нем не выделяются отдельные элементы. Так, маленький ребенок не замечает, когда из множества (5 игрушек) забрать один элемент, а реагирует на изменения только тогда, когда исчезает большая часть [7, с. 121]. Поэтому в раннем возрасте возникает необходимость формировать у детей представление о множестве как структурно-замкнутом единстве и научить видеть и четко воспринимать каждый элемент множества [13, с. 71].
Количественная сторона единства для детей раннего возраста не является еще значимым признаком. Для восприятия множеств и количественного их сравнения большое значение имеют следующие факторы:
— плоскость, которую занимают элементы множеств (множество, элементы которого занимают большую плоскость, воспринимается как множество с большим количеством элементов и наоборот);
— форма размещения элементов множества (дети увереннее и точнее отражают множество, элементы которого размещены в линию, чем те, что расположены по кругу, квадратом). Таким образом, на начальном этапе сравнения множеств, необходимо установление взаимного соотношения между их элементами, следует размещать единства линейно (в ряд);
— размер самих предметов (например, 3 больших машины оцениваются как множество с большим количеством элементов, чем 5 маленьких и наоборот) [7, с. 122].
Исходя из особенностей восприятия и воспроизведения множеств детьми раннего возраста, можно сделать вывод о том, что прежде чем учить детей считать с помощью слов-числительных, необходимо предлагать детям раннего возраста практические операции с множествами:
— сравнивать контрастные множества;
— составлять множества из отдельных элементов (разделять на отдельные элементы);
— устанавливать равенство, неравенство двух множеств [77, с. 123].
Работа с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о множествах в основном направлена на формирование представлений о границах множества и его элементах, формирование умений и навыков по сравнению элементов множеств, на овладение приемами наложения и приложения [13, с. 71].
Один из психических процессов, который влияет на формирование представлений о множествах у детей дошкольного возраста — это восприятие. Восприятие — это сложный познавательный процесс, который позволяет увидеть предмет в совокупности всех его качеств и свойств через непосредственное влияние на органы чувств. У детей 3-4 лет восприятие постепенно выделяется из предметного действия и ребенок уже может рассматривать и познавать предмет только на основе восприятия, а не ощупывая его и не манипулируя им. Формируется умение рассматривать предмет. Однако, это не значит, что предметные действия исчезают, наоборот, они продолжают свое дальнейшее развитие [12, с. 82]. Это способствует выполнению действий с множествами на основе словесного указания взрослого, например: «возьми одну игрушку», «принеси много кубиков» и другие.
Обучение детей дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом [4, с. 9].
Когда воспитатель дает детям образец нового способа действия, он во время показа приемов работы должен подробно объяснять последовательность действий. При этом объяснения должны быть четкими, понятными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит быстро, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия воспитатель демонстрирует 2-3 раза, каждый раз обращая внимание детей на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действия в различных ситуациях, с изменением наглядного материала позволяет детям их усвоить [4, с. 10].
У детей 5-6 лет совершенствуется фонематический слух, острота зрения, и поэтому дети уже способны воспринимать множества на слух и наглядно. Следовательно, при формировании представлений о множествах будут принимать участие различные анализаторы.
Качество усвоения материала зависит от количества анализаторов, которые задействованы в процессе познания. Главный анализатор — подвижной — это, в первую очередь, движения рук, чаще правой, и работа мышц глаз. Когда ребенок делает эти движения, то осуществляет результативное действие. Вместе с этим, важное значение имеет зрительный анализатор. У детей он является контролирующим. Также малыш способен воспринимать множества на основе слухового анализатора. Он на слух может составить множество, но в таких случаях важна четкость воспроизведения и соответствующие интервалы между отдельными звуковыми восприятиями. Восприятие множеств с помощью различных анализаторов помогает детям отделить количество как существенный признак. Итак, в формировании представлений о множествах используются различные анализаторы, но при этом, как показывают исследования и педагогическая практика, необходимо комплексное использование всех анализаторов [13, с. 23]. Это позволит ребенку понять, что понятие «множество» может относиться как к предметам, так и к звукам, движениям, то есть к тому, к чему нельзя прикоснуться. Еще не зная цифр, не умея считать, дети сравнивают количество звуков с количеством предметов, движений, например: «похлопай столько раз, сколько игрушек», или «подпрыгни столько раз, сколько я хлопну в ладони» [7, с. 135].
Среди других психических процессов память развивается наиболее интенсивно. Ребенок без особых усилий, не ставя себе целью что-нибудь запомнить и не используя специальные мнемотехнические средства, усваивает большое количество разнообразных слов, выражений, стихов, сказок, понятий, среди которых есть и те, которые связаны с множествами. Однако образная память преобладает над словесной [12, с. 82]. То есть дети лучше запоминают то, что было ярко и эмоционально окрашенное, имело определенный образ, было связано непосредственно с их деятельностью, было им интересно. Итак, при формировании представлений о множествах надо использовать как можно больше яркого материала, который должен подаваться в интересной форме и вызвать у детей интерес, в частности, широко использовать игровые приемы и дидактические игры.
Однако, память детей этого возраста еще не устойчивая, невольная, то, что запомнилось, сохраняется не долго. Поэтому при формировании представлений о множествах у дошкольников нужно много раз повторять одни и те же приемы сравнения множеств, но использовать при этом каждый раз новый наглядный материал. Работа организуется так, чтобы по возможности все дети действовали одновременно, и им не приходилось ждать своей очереди, потому что во время ожидания теряется интерес, внимание.
Наглядно-действенное мышление — это наиболее элементарная форма мышления, возникает в практической деятельности и является основой для формирования более сложных форм мышления. А наглядно-образное мышление — это процесс оперирования образами, проведение различных мыслительных операций с опорой на представления. То есть, образность мышления означает, что ребенок мыслит, опираясь на представление, которое отделяется от практического действия [12, с. 82-83]. Ребенок 5-6 лет уже может воспринимать предмет без его обследования. Умение выделять качественные признаки предметов позволяет перейти к анализу количественной стороны отношений между ними. У детей появляется способность абстрагировать количественную сторону от многочисленных признаков предметов [44, с. 16]. Итак, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление детей этого возраста помогает освоить основные приемы сравнения множеств: наложение и приложение. В это время формируются основные способы действий, их правильность и последовательность. Так, обучая приемам наложения и приложения, воспитатель обращает внимание детей на то, что действовать надо правой рукой, закрывать рисунки или выкладывать фигурки подряд в направлении слева направо, не оставляя ни одного, и не ставя в промежутки между изображениями, таким образом формируя у детей практические умение [7, с. 134]
Речь детей дошкольного возраста становится понятной, правильно употребляются слова по их содержанию и тексту [12, с.83]. Это способствует тому, что усваиваются основные понятия множественных представлений: «один», «много», «мало», «ни одного», «больше», «меньше», «поровну», «одинаково» кроме этого эти понятия правильно употребляются детьми в процессе сравнения множеств. Количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только с помощью слов. Каждый новый способ действия, который усваивается детьми, каждое новое выделенное свойство закрепляется в точном слове. Новое слово воспитатель говорит не спеша, выделяя его интонацией. Идет активный процесс накопления словаря детей различными частями речи. Важно в начале каждого занятия, особенно после ознакомления с новым понятием или новым способом действий, активизировать соответствующий словарь детей. Это можно сделать, выполнив одно из упражнений прошлого занятия. Далее применяют новый вид игрушек или вещей.
Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, потому что это требует умения строить не только простые, но и сложные предложения, употреблять союзы но и и. В начале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем предлагать им рассказать обо всем сразу.
Для осознания детьми способа действия им предлагают во время работы говорить, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы предположить, что и как надо сделать. Например: «Как узнать, хватит ли детям карандашей?» — устанавливаются связи между свойствами вещей и действий, с помощью которых они оказываются. При этом педагог не допускает применения слов, значение которых не понятно детям [4, с. 11].
Объединяя различные предметы, воспитатели постепенно обучают ребенка пользоваться сборными словами: цветы, деревья, машины. Например: одна ромашка, один колокольчик, одна гвоздика — много цветов [7, с. 14].
Кроме того, дети этого возраста, усваивая слова-числительные, учатся согласовывать их в роде, числе, падеже с существительными, к которым они относятся. Например: «один мишка», «одного мишку», «много мишек», «одна елка» и другие.
Воспитатель учит детей выделять и называть признаки, общие для всех предметов группы, а также признаки, общие только для предметов какой-то отдельной подгруппы и не являются общими для всех предметов совокупности. Например: «Много машин, но на этой полочке большие машины, а на этой – маленькие» [4, с. 13].
Важную роль в формировании представлений о множествах играет внимание. Ребенок дошкольного возраста не в состоянии долгое время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он очень быстро переходит от одной деятельности к другой. Поддерживать активность и предупреждать переутомление детей позволяет смена характера деятельности: дети слушают педагога, следят за его действиями, сами выполняют какие-то действия, участвуют в общей игре. Им предлагают не более 2-3 однородных задач.
Когда дети знакомятся с новым материалом, продолжительность занятия может быть 10-12 мин., так как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия же, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин. Педагог должен следить за поведением детей на занятии и когда замечает у них признаки усталости (частое отвлечение, ошибки в ответах, повышенная возбудимость и т.д.), должен закончить занятия [4, с. 8-9]. В этом смысле лучшим видом деятельности будут дидактические игры и упражнения, чередующиеся с подвижными играми, выполнение которых не будет занимать много времени.
Организуя учебно-воспитательный процесс по формированию представлений о множествах в дошкольном учреждении, педагог должен учитывать специфику формирования знаний о множествах и общие закономерности развития детей младшего дошкольного возраста, а именно:
— на восприятие детьми дошкольного возраста множеств влияют следующие факторы: плоскость, которую занимают элементы множества, размер и форма размещения;
— в формировании представлений о множествах следует использовать различные анализаторы, потому что качество усвоения материала зависит от количества анализаторов, которые задействованы в процессе познания. Кроме того, восприятие множеств с помощью различных анализаторов помогает детям отделить количество как существенный признак;
— учитывать, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление детей этого возраста помогает освоить основные приемы сравнения множеств: наложение и приложение, а также влияет на способность абстрагировать количественную сторону от многочисленных признаков предметов;
— учитывать, что образная память преобладает над словесной и дети лучше запоминают то, что было ярко и эмоционально окрашено, имело определенный образ, было им интересно, при формировании представлений о множествах надо использовать как можно больше яркого материала, который должен подаваться в интересной форме и вызвать у детей интерес, в частности, широко использовать игровую деятельность, которая является важной в дошкольном возрасте.
Соблюдение определенных аспектов будет способствовать более эффективному усвоению дошкольниками представлений о множествах.