Методика обучения русскому языку и литературе Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование каллиграфического навыка письма у младших школьников на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Понятие каллиграфического навыка 6
1.2. Педагогически принципы обучения каллиграфическим навыкам письма 9
1.3. Психофизиологические особенности развития каллиграфических навыков письма 15
1.4. Краткие выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 23
2.1. Диагностика уровня сформированности каллиграфического навыка. Констатирующий этап исследования 23
2.2. Содержание работы по формированию каллиграфического навыка письма у младших школьников на уроках русского языка 27
2.3. Итоги заключительного этапа исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что сейчас мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются с первого класса и сопровождаются учащихся на протяжении всей жизни. Умение перерабатывать информацию и передавать ее в соответствии с поставленными задачами, является непременным показателем умения использовать родной русский язык как средство качественной коммуникации в обществе.
Исходя из ФГОС НОО, стандарт направлен на сохранение и развитие языкового наследия России, а навыки каллиграфии имеют прямую связь со знанием родного языка и умением отображать графические элементы русского алфавита.
Предметные результаты русского языка отражены в ФГОС НОО двумя пунктами, отражающими важность темы нашего исследования, а именно, сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, овладение первоначальными представлениями о нормах русского и литературного языка, а также осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Над решением данной проблемы работали известные русские педагоги, психологи, методисты, такие как М.Р. Соловейчик, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Я. Желтовская, Н.Г. Агаркова, Е.Н. Потапова и другие.
Хотелось бы отметить, что начальная школа закладывает первоначальные знания о каллиграфии и от того насколько учащиеся поймут и усвоят навыки записи букв, зависит адаптация учащегося на последующих ступенях обучения.
Цель исследования: определить приемы совершенствования работы по формированию каллиграфических навыков письма у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования каллиграфических навыков письма младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: методы и приемы формирования каллиграфических навыков письма у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников будет успешным, если педагог:
 знает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма;
 осознает важность принципов обучения письму;
 знает различные системы работы по формированию каллиграфических навыков;
 выбирает наиболее эффективные методики обучения каллиграфическим навыкам.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию каллиграфического навыка.
2. Рассмотреть педагогические принципы обучения каллиграфическим навыкам письма.
3. Охарактеризовать психофизиологические особенности развития каллиграфических навыков письма.
4. Провести диагностику уровня сформированности каллиграфического навыка.
5. Разработать комплекс упражнений, реализующих формирование каллиграфического навыка письма у младших школьников на уроках русского языка.
6. Выполнить анализ результатов формирующего эксперимента.
В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы: анализ теоретических источников, анализ письменных работ учащихся 1 «А» класса, количественный и качественный анализ результатов.
Новизна исследования заключается в подборе системы упражнений, направленных на улучшение каллиграфических навыков в начальной школе.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования, полученные в ходе обработки экспериментальной части курсовой работы позволят акцентировать внимание на эффективности упражнений при совершенствовании каллиграфических навыков младших школьников по русскому языку.
Опытное исследование проходило в три этапа:
 констатирующий – целью которого является определение уровня сформированности каллиграфических навыков письма учащихся 1 класса;
 формирующий – целью которого является формирование каллиграфических навыков письма на основе системы упражнений и приемов;
 контрольный – целью которого является определение эффективности предложенной нами системы упражнений (выявление уровня сформированности каллиграфических умений после специального внедрения различных видов упражнений).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.
Навык письма – это автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности. Он включает две стороны: графическую и каллиграфическую. Графическая сторона письма – автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге. Это сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного и рукодвигательного.
Каллиграфическая сторона письма – искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (чётким) и устойчивым почерком. Показателями сформированности каллиграфического навыка письма является вертикальная и горизонтальная соразмерность букв, плавность и четкость линий, правильность соединений, параллельность букв. Эти характеристики каллиграфических навыков могут являться параметрами оценки их состояния.
Методика формирования первоначальных навыков письма направлена на освоение умения осуществлять анализ звучащей речи, на овладения зрительным образом буквы и на освоения кинестетического (двигательного) образа буквы. Наибольшие трудности в этом процессе, по данным многочисленных исследований, вызывает у учеников овладение двигательным образом буквы.
На первом этапе экспериментальной работы был проведен анализ прописей 1 «А» класса с целью определения уровня сформированности каллиграфического навыка. В диагностике принимали участие учащиеся 1 «А» класса в количестве 26 человек. Цель проведения диагностики заключалась в выявлении ошибок, наиболее часто встречающихся в прописях учащихся 1 класса. Как показывают данные из 26 учащихся 1 «А» класса, 26,9% (7 человек) имеют высокий уровень; 50% (13 человек) имеют средний уровень и 23,1% (6 человек) имеют низкий уровень сформированности каллиграфических навыков.
Проанализировав состояние работы в области каллиграфии у учащихся 1 класса, мы убедились в необходимости составления упражнений, направленных на формирование и коррекцию каллиграфических навыков. Исходя из результатов диагностики, был выявлен ряд наиболее повторяющихся ошибок и разработан системный ряд корректирующих упражнений, комплексно воздействующих на улучшение каллиграфического навыка письма у детей младшего школьного возраста в контексте системно- структурного подхода.
На завершающем контрольном этапе нами была проведена еще одна проверка, результаты которой показали эффективность реализованных видов каллиграфических упражнений.
Как показывают данные уровень сформированности каллиграфических навыков у учащихся 1 «А» класса после проведения эксперимента повысился. Во-первых, показатели высокого уровня каллиграфических навыков после эксперимента увеличились на 7,7%, так как до эксперимента они были представлены 26,9% (7 человек) учеников, а после эксперимента — 34,6% (9 человек). Во-вторых, показатели среднего уровня после эксперимента увеличились на 3,9%, так как до эксперимента они были представлены 50% (13 человек) учеников, а после эксперимента — 53,9% (14 человек). В-третьих, низкий уровень уменьшился с 23,1% (6 человек) до 11,5% (3 человека), что в два раза меньше, чем до проведения эксперимента.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены. Выдвинутая гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Понятие каллиграфического навыка
Прежде чем говорить о предмете дисциплины, необходимо определить, что же означает слово «каллиграфия». Понятие каллиграфии определяется в словаре С.И.Ожегова как искусство четкого и красивого письма [14]. При этом каллиграфия и методика её преподавания является одной из педагогических наук. Знание методики каллиграфии является необходимым условием подготовки учителя начальных классов к полноценной работе с учащимися начальных классов, так как именно в начальном звене закладывают представления о канонах письма [20].
В Настоящее время в методике обучения письму понятие «каллиграфия» раскрывается, как умение писать четким, устойчивым, удобочитаемым почерком. Вместе с «чисто техническим навыком» идет формирование представления о буквенной записи слова, отражающей связь между значением и формой, то есть формируется автоматизированный способ действия, что и называют графическим навыком.
Каллиграфическим навыкам необходимо учиться в отличие от речевой деятельности, которой человек может овладеть и вне. Стоит отметить, что обучение каллиграфическим навыкам процесс длительный и непростой. Нельзя не согласиться с психологом А.Р. Лурия в том, что с точки зрения психологии, с полной уверенностью можно отнести процесс письма к сложной, осознанной форме речевой деятельности [28].
Как известно, графические навыки письма можно отнести к сенсорным навыкам человека. Одновременно с этим, графические навыки связываются с учебной деятельностью и оказывают неоценимую помощь при обслуживании процесса письменной речи, чем и обусловлена специфичность и сложность их формирования, которое происходит вкупе с чтением, орфографией и развитием письменной речи. Хотелось бы отметить, что на высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны письма осознаются недостаточно в связи с тем, что основное внимание человека направлено на процесс выражения мысли в словах. Переключение внимания на движение руки в процессе письма возможно, но, как правило, внимание на движениях руки во время письма не акцентируется. Непосредственно процесс написания слов осуществляется легко и быстро, однако, все зависит от качества сформированного навыка письма.

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы