Курсовая с практикой на тему Формирование исследовательских умений у младших школьников в проектной деятельностях школьников в проектной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность и виды исследовательских умений в младшем школьном возрасте 7
1.2. Особенности применения проектной деятельности в младшем школьном возрасте 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию у младших школьников исследовательских умений 20
2.2. Выявление эффективности экспериментальной работы по формированию исследовательских умений в проектной деятельности 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и проблемы. В связи с этим перед образовательным учреждением стоит важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из эффективных средств развития творческой активности является проектная деятельность.
Проектная деятельность представляет собой эффективную педагогическую технологию, целью которой выступает актуализация имеющихся знаний у обучающихся, а также приобретение новых знаний для активного освоения окружающего мира.
Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников такого качества как исследовательские умения, необходимые для личностного развития младшего школьника и успешного освоения знаний.
Степень изученности темы исследования. Вопросами развития исследовательских умений младших школьников занимались такие исследователи как А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский. Исследования Ю.Н. Кулютина и А.Я. Пономарева раскрывают сущность единства творческого процесса детей и взрослых, показывают способы и методы развития творческой активности в проектных видах деятельности.
Особенности организации проектной деятельности как средства познавательной активности и исследовательских умений в процессе учебной деятельности в начальной школе изучается в трудах таких исследователей как П.Р. Атутов, В.М. Казакевич, Е.М. Муривьев, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко и многих других.
Между тем сама проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной, поскольку в ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной начальной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности младших школьников. Методических разработок по ведению проектной деятельности в начальной школе большое количество, поэтому актуальность темы не вызывает сомнений.
Однако, несмотря на широкую разработку указанных авторов, в современном состоянии вопроса сложилось неразрешенное противоречие между большим количеством рекомендаций по организации проектной деятельности, выбора наиболее эффективных направлений для достижения высоких результатов обучения и недостаточной практической разработанностью использования проектной деятельности в младшем школьном возрасте при формировании исследовательских умений.
Данное противоречие определило проблему исследования: какова роль проектной деятельности для положительного формирования исследовательских умений у младших школьников.
Объектом исследования выступает учебный процесс, ориентированный на формирование исследовательских умений младших школьников.
Предметом исследования является педагогические условия организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста для формирования исследовательских умений.
Цель исследования заключается в исследовании особенностей организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста для формирования исследовательских умений.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить сущность и виды исследовательских умений в младшем школьном возрасте.
2. Охарактеризовать особенности применения проектной деятельности в младшем школьном возрасте.
3. Организовать экспериментальную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений.
4. Выявить эффективность экспериментальной работы по формированию исследовательских умений в проектной деятельности.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что включение в обучение младших школьников проектной деятельности на уроках будет способствовать повышению уровня исследовательских умений обучающихся начальных классов:
— на формирование организационно практических и поисковых умений будут влиять исследовательские проекты;
— на формирование информационных исследовательских умений будут влиять информационные проекты;
— на формирование оценочных исследовательских умений будут влиять практико-ориентированные проекты.
Методы исследования, используемые в работе:
1. Теоретический метод (анализ литературы по теме исследования).
2. Эмпирический метод (опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников, основываясь на уровнях и критериях сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А. Ивашовой, анализ продуктов исследовательской деятельности детей на основе оценке креативности при ведении проектной деятельности с помощью методики опросник креативности Дж. Рензулли).
3. Метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования – Муниципальное казённое образовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа» п. Кировский. В исследовании приняли учащиеся второго класса в количестве 16 младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что практические разработки по использованию проектной деятельности в начальной школе могут быть применены педагогами начального образования на уроках с обучающимися для формирования исследовательских умений, исследовательской деятельности и исследовательских способностей, познавательной и творческой активности.
Структура работы определяется ее целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проектная деятельность школьников является одним из средств реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, предполагающего всестороннее содействие становлению и развитию индивидуальности, креативности личности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний, накоплению опыта деятельности и достижению метапредметных результатов обучения. Под проектной деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Проектная деятельность – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Возможно применение метода при коллективной и при индивидуальной работе учащихся.
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в проектная деятельность. В качестве сформированности умений проектной деятельности у младших школьников выделяется умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения.
При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нестандартных задач, находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. На развитие творческих способностей направлены индивидуальные исследовательские проекты. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
Для выявления уровня сформированности исследовательских умений применялись две методики:
1. Уровни и критерии сформированности исследовательских умений, предложенные О.А. Ивашовой, которые позволили выявить, что 39% младших школьников имеют высокий уровень развития исследовательских умений, у большинства обучающихся средний уровень – 53%, а низкий уровень был выявлен у 18% обучающихся.
2. Следующая методика (тест креативности Дж. Рензулли) позволила определить уровень креативности при прохождении опроса, показав, что в основном младшие школьники характеризуются средним уровнем проявления креативности личности – 44%. Однако 6% младших школьников показывают низкий уровень развития креативности. Такое положение говорит о том, что требуется проведение дополнительных занятий, направленных на развитие исследовательских способностей и проектной деятельности обучающихся.
Проведенное нами исследование показало, что у большинства младших школьников исследовательские умения сформированы на достаточном уровне. В связи с этим дальнейшая проектная работа, по предложенному
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и виды исследовательских умений в младшем школьном возрасте
ФГОС НОО предполагает, что ведущее место в учебном процессе отводится проектно-исследовательской деятельности. Главная задача и результат исследовательской деятельности заключается в формировании умений и навыков обучающихся, необходимых для стимулирования познавательных интересов [55].
Современная ситуация в инновационной педагогике характеризуется наличием нескольких подходов к пониманию сущности исследовательской деятельности обучающихся. Преобладающее количество исследователей (И. А. Зимняя, В. И. Загвязинский, Р. Атаханов, В. А. Сластенин, В. В. Краевский, А. М. Новиков. И. Д. Чечель, Т. Г. Новикова и др.) исследовательскую деятельность интерпретируют, как сложную, целенаправленную, аналитико-синтетическую, сопряженную с практикой интеллектуальную, познавательную деятельность, типичным параметром которой следует считать систематическое целенаправленное исследование феноменов реальной действительности точно определенными методами и средствами [8].
Понятие «исследовательская деятельность», представляя собой один из типов самостоятельной деятельности, трактуется в разных значениях. В настоящее время функционирует довольно широкая интерпретация самостоятельной деятельности: вид деятельности, метод обучения, форма организации деятельности, средство обучения и т.д. Самостоятельная работа, а, следовательно, и исследовательская, трактуются, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, реализуемый без непосредственного участия преподавателя, а с другой — как метод включения в самостоятельную познавательную деятельность, средство выработки у школьников стратегий организации подобной деятельности [3].