Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование исследовательских умений и навыков в процессе организации туристическо -краеведческой работы в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1. Современное состояние проблемы развития исследовательских умений и навыков у учащихся в педагогической науке 6
1.2. Факторы, влияющие на процесс и результаты развития исследовательских умений и навыков младших школьников 14
1.3. Содержание и структура готовности педагога к обучению младших школьников исследовательским умениям и навыкам 18
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 28
2.1. Особенности становления детского туризма и краеведения 28
2.2. Специфика деятельности школы в организации туристическо-краеведческой работы младших школьников 35
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит новые цели обучения. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самосовершенствовании.
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников невозможно без включения их в исследовательскую деятельность. В исследовательской деятельности развиваются способности детей работать как индивидуально, так и в команде, умение принимать решения и делать выводы. В процессе исследовательской деятельности развивается логика и самостоятельность детей.
Степень изученности. Психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны Л. А. Казанцевой, А. В. Леонтовича, Г. В. Макотровой, А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым и др. Вопросы организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении окружающего мира разрабатывались З. А. Клепининой, Е. Ф. Козиной, А. А. Плешаковым и др.
Исследовательская деятельность младших школьников может быть организована как на уроках, так и во внеурочное время. Важнейшим элементом внеурочной деятельности становится исследовательская деятельность в процессе туристическо-краеведческой работы. При этом формируется особая развивающая и образовательная среда, пронизывающая и учебно-урочную систему обучения, и внеурочную деятельность.
Краеведческий подход позволяет рассматривать природные, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне, что и соответствует основным федеральным требованиям и современному подходу к образованию. Эффективность зависит от использования разнообразных методов организованной совместной и самостоятельной деятельности.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики особенностей организации исследовательской деятельности младших школьников в процессе туристическо-краеведческой работы.
Таким образом, теоретический анализ исследований ученых – классиков и ученых современников, а также программного обеспечения учебно-воспитательного процесса начальной школы, и требований Федерального государственного стандарта начального общего образования, позволили сформулировать тему исследования: «Формирование исследовательских умений и навыков в процессе организации туристическо-краеведческой работы в начальной школе».
Объект исследования: исследовательские умения и навыки младших школьников.
Предмет исследования: особенности организации туристическо-краеведческой работы.
Цель исследования: изучить особенности формирования исследовательских умений навыков в процессе организации туристическо-краеведческой работы.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность современного состояния проблемы развития исследовательских умений и навыков у учащихся в педагогической науке.
2. Проанализировать факторы, влияющие на процесс и результаты исследовательской деятельности младших школьников.
3. Рассмотреть содержание и структуру готовности педагога к формированию у младших школьников исследовательских умений и навыков.
4. Изучить роль туристическо-краеведческой работы в формировании исследовательских навыков и умений у младших школьников.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы (49 наименований).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данной работы нами была рассмотрена проблема формирование исследовательских умений младших школьников в процессе туристическо-краеведческой работы.
Под исследовательскими умениями понимают систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развития школьников, а также имеет непосредственное влияние на такие показатели умственной деятельности, как: умения классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения; составлять программу действий своей работы; рассматривать объект с разных точек зрения; сравнивать различные объекты; составлять задачи по предложенной теме; осуществлять самоконтроль.
Исследовательские умения детей младшего школьного возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования. Можно выделить пять групп исследовательских умений младших школьников: умения организовать свою работу (организационные); умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые); умения работать с информацией, текстом (информационные); умения оформить и представить результат своей работы. умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные). В процессе формирования и развития исследовательских умений младших школьников возможно использование разнообразных методов, средств и приемов. Основными методами здесь выступают организация игровой деятельности, использование проблемного метода обучения, проектной деятельности и эвристического метода обучения. Также, при развитии исследовательских умений младших школьников, огромное значение приобретает использование туристическо-краеведческой работы.
Использование туристическо-краеведческой работы в начальных классах помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законе «Об образовании», в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
Включение туристическо-краеведческой работы в структуру образовательного процесса стимулирует воображение, наблюдательность, творческое мышление, одновременно приобщая младших школьников к культурным, нравственным и эстетическим ценностям региона.
Туристическо-краеведческая работа предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской работе, как учащихся, так и самого учителя. Туристическо-краеведческая работа должна носить системный, плановый характер.
Формирования исследовательских умений и навыков в процессе организации туристическо-краеведческой работы в начальной школе могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: проведение тематических недель по краеведению, реализация краеведческих проектов, организация экскурсий в краеведческий музей, включение краеведческого материала в содержание уроков.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Современное состояние проблемы развития исследовательских умений и навыков у учащихся в педагогической науке

Важнейшей задачей образования в настоящее время становится развитие исследовательских умений, которые ориентированы на исследовательскую деятельность учащихся. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволит им научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознать возможности.
«Исследование – путь воспитания истинных творцов», пишет А. И. Савенков [40]. Без творчества исследование невозможно, а оно зарождается только на основе внутренней потребности, а именно потребности в познании. Отсюда А. И. Савенков выделяет следующее определение исследования – «творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности» [39]. На основе этого можно сделать следующий вывод, что исследование является эффективным способом выработки у учащихся столь необходимых сейчас умений и навыков для современного человека. Исследование важно включать в деятельность детей еще и потому, что знания, добываемые путем творческим (или как уже стало понятно – исследовательским) намного более ценные и прочные, чем знания, освоенные путем муштры и заучивания. Ведь для ребенка гораздо естественнее, понятнее и проще постигать новое, утверждаться в каких-либо суждениях на основе собственных наблюдений, чем получать знания в готовом виде.
Успешное осуществление исследовательской деятельности зависит от наличия у субъекта исследовательских умений и навыки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы