Курсовая с практикой на тему Формирование интереса младших школьников к чтению
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Читательские интересы как предмет исследования
1.2 Психолого-педагогические
особенности
личностной направленности младших школьников как основа формирования читательских
интересов
1.3 Читательские
интересы современных младших
школьников
Глава 2. Эмпирическое
исследование по формированию читательских интересов младших школьников
2.1 Подбор методик и организация исследования
2.2 Качественный и количественный анализ результатов
2.3
Рекомендации по формированию читательских предпочтений младших школьников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность
исследования: художественная литература
является мощным фактором влияния на всю психическую деятельность индивида, при
этом характер такого влияния весьма разнообразный — от кратковременной
оптимизации эмоционального состояния до серьезных личностных переживаний, от стимулирования
интеллектуальной активности до полного переосмысления системы мировоззренческих
идей. Кроме этого, довольно высоко оценивается в современной науке психотерапевтический
и психокоррекционный потенциал художественной литературы. Однако мы регулярно
сталкиваемся с проблемой значительного понижения читательской активности, иными
словами, художественная литература утрачивает популярность и востребованность в
современном социуме.
Различным
органам государственной власти и образовательным учреждениям, которые
взаимодействуют с младшими школьниками, надо четко и структурированно
представлять их состояние, отслеживать динамику развития и изменения
социально-психологического портрета. Стоит абсолютно практическая насущная
потребность общества знать и понимать потребности современных детей, их систему
морально-нравственных ценностей, жизненные планы и уровень удовлетворенности,
основные проблемы и сложности, с которыми они сталкиваются. При этом именно организация
работы педагогов по формированию читательских интересов у младших школьников
имеет особенно важное значение.
Таким
образом, указанными выше положениями определяется
актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Объект исследования – младшие
школьники.
Предмет исследования – работа по формированию
читательского интереса младших школьников.
Цель работы – определить и
проанализировать основные
направления организации работы по формированию читательских интересов младших
школьников.
Проблема исследования состоит
в практической необходимости формирования читательских интересов младших
школьников в структуре личностной направленности как основы полноценного
развития в нынешних социально-экономических условиях современного общества.
Исследования
проблематики формирования и развития читательских интересов младших школьников представляются
одной из ведущих в научных работах многих педагогов и психологов. Однако при
этом проблематика исследования читательских интересов современных
младших школьников в системе направленности
личности как последующей организации педагогической
работы не подвергалась в полной мере системному и целостному специальному целенаправленному изучению. В данной
связи и возникла необходимость в более углубленном изучении особенностей
исследования читательских интересов для организации
целенаправленной психолого-педагогической работы.
Гипотеза исследования состоит в том, что работа учителя начальных классов по
формированию читательского интереса младших школьников будет эффективной при
условии, что при её организации будут учтены личностные особенности современных младших школьников и включены в структуру их личностной направленности.
В связи с поставленной целью были определены и
конкретизированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ основ
формирования читательских предпочтений младших школьников.
2. Осуществить практическое
исследование по особенностям формирования читательских интересов младших
школьников.
3. Сформулировать рекомендации по
формированию и развитию читательских интересов детей младшего школьного
возраста.
Теоретико-методологическая
база настоящей работы представлена положениями: о
системном единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), о значении
сознания в нормативной регуляции поведения и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,
Б.Ф. Ломов); культурно-исторической концепцией формирования и развития психики
(Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); концепцией о становлении
социального поведения на базе превращения морально-нравственных представлений
ребенка во внутренние поведенческие мотивы (А.В. Запорожец).
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа;
2) метод наблюдения;
3) тестирования;
4) методы количественного и
качественного анализа результатов.
Экспериментальная база
исследования: СОШ № 17 города Ульяновска, количество участников
исследования – 50 младших школьников в возрасте от 8
до 10 лет.
Практическая значимость исследования:
материалы исследования помогут выявить читательские интересы младших школьников с целью организации педагогической работы учителя начальных
классов; определить и оптимизировать круг
повседневного чтения для развития личности младшего школьника.
Заключение:
Проведенное
исследование читательских интересов современных младших школьников показало,
что, к сожалению, в современной России, в силу ряда причин, отношение к
образованию перестало быть уважительным, а само образование многими уже не
воспринимается как насущная необходимость. Нет сомнения в том, что чтение
является очень чутким, надежным и, в определенном смысле, даже универсальным
показателем состояния общества в целом. Поэтому, изучая чтение, мы как бы
ощущаем атмосферу, слышим тональность, настрой духовной жизни общества и,
наоборот, анализируя общественные процессы, мы тем самым рисуем фон, на котором
разворачивается драматургия чтения. Говоря о современной действительности,
необходимо учитывать влияние системы ценностей современного общества на
динамику процессов в сфере образования в целом, и чтения в частности.
С
одной стороны, актуализируются тенденции гуманизации и гуманитаризации
образования, проблемы взаимодействия и диалога культур в образовательном
процессе, с другой — наблюдается целый спектр негативных явлений: культурная
разобщенность поколений и социальных групп, трансформация роли и места чтения в
общественном сознании. Поэтому в настоящее время необходимо подчеркнуть роль чтения
не только как важнейшего средства сохранения интеллектуальной культуры
общества, преемственности знаний и существенного фактора социокоммуникативного
развития человека, но и как способа развития нравственного потенциала
подрастающего поколения.
Читательские
интересы младших школьников подростков являются весьма сложным
объектом исследования, поскольку им свойственна динамика. Тем не менее, можно
выделить основные моменты, что позволит определить некоторые тенденции в сфере
читательских интересов подрастающего поколения.
В
данном исследовании были решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ основ
формирования читательских предпочтений младших школьников.
2. Осуществлено практическое
исследование по особенностям формирования читательских интересов младших
школьников.
3. Сформулированы основные рекомендации
по формированию и развитию читательских интересов детей младшего школьного
возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ
ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Читательские
интересы как предмет исследования
Прежде
всего следует отметить, что читательские интересы как
системная категория могут формироваться посредством
воздействия многих факторов, однако наиболее значимым, по мнению многих современных исследователей, является именно культура чтения. Определение «культура
чтения» в настоящее время используется довольно повсеместно: так,
оно
часто употребляется в различных научных статьях,
публикациях, педагогической литературе, докладах. Однако заслуживает внимания тот факт, что сегодня еще общего определения данного понятия не существует [36, с. 75].
Отечественные
исследователи Ю.П. Маркова и М.Д. Смородинская анализируют читательские интересы как системное проникновение
в суть книги либо статьи,
каким бы трудным и бездонным ни был этот
текст;
это, своего рода, полноценное читательское
общение, которое непосредственно способствует наиболее качественному и серьезному пониманию
прочитанного [30, с. 112].
А.В.
Воронцов приводит такое определение понятия читательских интересов: стратегия
деятельности в информационном текстовом пространстве, включающая умения
находить необходимую информацию,
адекватно ее воспринимать, творчески применять
личностью читающего для собственного развития [9, с.24].
Следует
отметить, что в настоящее время уже довольно многими
исследователями признается тот
факт, что в современном социуме культура
чтения представляется одной из
составляющих информационной культуры. Но
при этом некоторое число исследователей обращают внимание
на недопустимость того, чтобы термин «культура чтения» выпал из научного
оборота [7, с. 201].
Следует
обратиться к мнению Н.Н. Сметанниковой, которая полагает, что
составляющими читательского предпочтения и культуры
чтения являются такие аспекты [43, с. 90]:
1) рациональная
организация процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения
и свойств самого читателя;
2)
глубокое и
полное понимание содержания текста, сопровождающееся эмоциональным
сопереживанием, анализом и творческой интерпретацией прочитанного материала;
3)
поиск, анализ и выбор текста для чтения в соответствии с интересами и
возможностями читателя, а также — с целью чтения;
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования интереса младших школьников к чтению 4
1.1. Понятие «интерес к чтению» в психолого-педагогической литературе 4
1.2. Особенности формирования интереса к чтению у младших школьников 9
1.3. Особенности организации работы по формированию интереса к чтению у младших школьников 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к чтению у младших школьников 19
2.1. Диагностика уровня развития интереса к чтению на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы 19
2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы, направленный на формирование интереса к чтению у младших школьников 24
2.3. Диагностика уровня развития интереса к чтению у младших школьников по результатам опытно-экспериментальной работы 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение
Введение:
Чтение – это уникальный инструмент для ознакомления учеников с художественной литературой, научно-популярной литературой и периодическими изданиями. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаний, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Она вводит в память ученика литературный язык, развивает у него дар слова, помогает ему познавать мир и самого себя.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривает чтение как средство воздействия на личностное развитие учащегося, его способность адаптироваться в обществе, решение задачи воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В данном документе указывается на необходимость формирования у учеников образовательных компетенций, базовых навыков и знаний чтения, приемов понимания текста, овладения приемами чтения, развития читательского интереса.
Нельзя не понимать, что интерес читателя и культура чтения в последнее время падают. И тому есть вполне объективные причины. Мир сильно изменился. Книга перестала быть основной формой досуга и основным источником информации. Интернет, телевидение и социальные сети все больше конкурируют с ним. И в этих условиях особенно важно, чтобы учителя обладали навыками и компетенциями, которые позволили бы детям сохранить любовь к книге и пронести ее через всю свою жизнь.
В связи с возросшим интересом к вопросам психологии личности изучение содержания читательских интересов приобрело особую популярность. Этой проблеме посвятили свои исследования Н.А. Рыбников, М. М. Рубинштейн, С. А. Смирнов и др. решение проблемы читательских интересов младших школьников актуально для многих регионов Российской Федерации и нашло отражение в работах В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой, Н.Н. Светловской.
В наши дни читатель все чаще признается в качестве национальной ценности. Именно поэтому начальные школы должны уделять особое внимание развитию у учащихся интереса к чтению. Если интерес читателя формируется в школьном возрасте, то читатель не отрывается от книги, а если этот период пропущен, то вернуть уже сознательного взрослого к чтению практически невозможно.
Вышесказанное определяет актуальность работы.
Цель работы – разработать и апробировать методику развития интереса к чтению у младших школьников.
Объект исследования: развитие читательского интереса у младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
изучить понятие «интерес к чтению» в психолого-педагогической литературе;
рассмотреть особенности формирования интереса к чтению у младших школьников;
рассмотреть особенности организации работы по формированию интереса к чтению у младших школьников;
провести диагностику уровня развития интереса к чтению на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы;
провести формирующий этап опытно-экспериментальной работы, направленный на формирование интереса к чтению у младших школьников ;
провести диагностику уровня развития интереса к чтению у младших школьников по результатам опытно-экспериментальной работы .
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Заключение:
Интерес читателя – это направленный интерес, проявляющийся в активном отношении читателя к человеческому опыту, содержащемуся в книгах, и в его способности самостоятельно извлекать этот опыт из книг. В то же время читатель должен проявлять умственную и эмоциональную активность для того, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжной среде, в книге как средстве чтения, в тексте как главном компоненте книги, хранящем и передающем этот опыт читателю. Можно выделить следующие составляющие развития читательского интереса: знание о разнообразии книг, личный интерес и понимание смысла прочитанного.
Развитию интереса к чтению содействуют разнообразные виды и формы работы с детской книгой: литературные конкурсы, игры, викторины, кроссворды, шарады, творческие конкурсы на самое лучшее иллюстрирование к прочитанному произведению, конкурсы на выразительное чтение стихов и прозы.
За период обучения в начальной школе ученик проходит период развития от слушателя и наблюдателя к читателю. Главное в обучение чтению является развитие читательского интереса. Его можно развивать, применяя различные занимательные задания и упражнения, литературные игры, деятельность должна заинтересовать младших школьников. Поэтому эффективное развитие читательского интереса возможно на уроках литературного чтения, на которых учителя, организуя урок, обязательно будут опираться на возрастные особенности младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в целях изучения литературного чтения основное внимание обращает воспитанию потребности к чтению и интереса к книге, надобности в общении с художественной книгой.
Испытуемыми являлись ученики 3-го класса, в количестве 22 человек, средний возраст – 10-11 лет.
Для проведения исследования уровня развития читательского интереса младших школьников были использованы следующие методики:
методика изучения читательского кругозора младших школьников. (И.Б. Ильинова);
опросник для младших школьников «Узнай свой читательский интерес» (А.П. Кашкаров).
После обработки полученных данных проводится заключительный этап экспериментальной работы. Мы видим, что результаты повысились по всем показателям: по уровню эмоционально-ценностного отношения к книге, по уровню читательского мировоззрения, по уровню читательской самостоятельности. И, как следствие, уровень интереса к чтению значительно возрос. Круг чтения стал более разнообразным, и дети стали чаще посещать библиотеку. Ученики стали более свободно работать с книгой, они быстрее находят необходимый материал.
В результате можно сказать, что использование этих упражнений способствовало развитию интереса к чтению, значительно повысилась активность учащихся на занятиях, дети стали задавать больше вопросов, ответственно выполнять дополнительные задания, с интересом участвовать в работе над проектами, подбирать дополнительный материал для уроков.
Таким образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования интереса младших школьников к чтению
1.1. Понятие «интерес к чтению» в психолого-педагогической литературе
Проблема интереса к обучению сопровождала весь исторический процесс становления педагогической мысли и школы. Трудно найти человека, у которого вообще отсутствуют какие-либо интересы, и еще труднее найти такого ребенка. Именно по этим причинам так важно принимать во внимание интересы каждого учащегося и стремиться их развить.
Несомненно, интерес – это фундамент множества исследований, как в психологии, так и в педагогической науке. С позиций современной педагогики проблемы познавательного интереса, рассматривались
Т.Л. Блиновой, Л.С. Выготским, О.Б. Епишевой, С.Л. Рубинштейн, Ф.К. Савиной, Г.И. Щукиной и многими другими авторами. Проанализируем подходы некоторых авторов к раскрытию понятия «интереса».
В словаре Даля «интерес» не включает психологических подтекстов. Первое толкование понятия «интерес» – это определенная выгода, выгода, прибыль; второе толкование – рост на деньги, проценты; третье толкование – забота, участие или развлечение, ценность, важность дел [16].
В соответствии с мнением Л.С. Выготского интерес рассматривается как влияние на интегральные качества человека: мировоззрение, убеждения, отношение к труду, на свободу человека в выборе цели и средств деятельности [10].
В тексте логического словаря интерес может определяться как состояние человека, в котором у него появляется повышенная избирательная, целенаправленно направленная потребность понять что-либо глубже и всесторонне, реализовать в конкретной сфере практики либо теории [21].