Теория и методика физического воспитания и спорта Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом у обучающихся разного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕРЕСА ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 6

1.1. Теоретические основы изучения интереса детей к занятиям физической культурой и спортом 6

1.2. Подходы к формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом у обучающихся разного возраста 12

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19

2.1. Организация исследования 19

2.2. Методы исследования 25

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26

3.1. Результаты сравнительного анализа проявлений интереса учащихся 1-3 классов к урокам по физической культуре 26

3.2. Практические рекомендации по повышению интереса младших школьников к занятиям физической культурой и спортом 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 47

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕРЕСА ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 6

1.1. Теоретические основы изучения интереса детей к занятиям физической культурой и спортом 6

1.2. Подходы к формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом у обучающихся разного возраста 12

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19

2.1. Организация исследования 19

2.2. Методы исследования 25

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26

3.1. Результаты сравнительного анализа проявлений интереса учащихся 1-3 классов к урокам по физической культуре 26

3.2. Практические рекомендации по повышению интереса младших школьников к занятиям физической культурой и спортом 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Актуальность темы исследования. В современных условиях проблема развития интересов, мотивов и потребностей человека является одной из наиболее актуальных в психологии и педагогике. Это определяется как отечественными, так и зарубежными исследованиями. Важность этой проблемы не подлежит сомнению, поскольку вопрос о развитии интересов тесно связан с вопросом о развитии личности в целом [3]. В связи с тем, что в наше время состояние здоровья детей ухудшилось, снизился уровень их двигательной активности и наблюдается недостаточная мотивация к занятиям физическими упражнениями, возникает необходимость в создании и реализации практических мероприятий, направленных на совершенствование методов и средств обучения во время занятий по физическому воспитанию [10, 12].

Физическое воспитание – это сложный педагогический процесс, целью которого является формирование физической культуры личности, способной самостоятельно организовывать и вести здоровый образ жизни. Это единственная дисциплина, которая учит детей сохранять и укреплять свое здоровье, повышать уровень физической подготовленности, развивать и совершенствовать жизненно важные физические качества и двигательные умения и навыки [14].

В то же время, в последнее время в практике школьного физического воспитания преобладают проблемы, связанные со снижением интереса к занятиям у детей, начиная с младшего школьного возраста. На фоне ухудшения интереса у детей происходит замедление их физического и умственного развития, ухудшение состояния здоровья, а также низкий уровень их мотивация к обучению, необходимая для систематического изучения.

Тревожным сигналом являются пропуски занятий без уважительных причин, а также регулярные опоздания. Особенно это характерно для учеников 3-х классов. Поэтому важно сформировать у младших школьников интерес к занятиям физической культурой и спортом, которые должны способствовать укреплению здоровья, формированию физических навыков и умений.

Учителю физической культуры необходимо обеспечить высокий уровень развития интереса учеников к занятиям физической культуры и спортом, поиском средств и методов для повышения интереса.

Анализ исследований и публикаций.

Проблема интереса к занятиям физической культурой и спортом стала предметом исследования педагогов и психологов. Свои труды этой важной теме посвятили С. В. Ильинский (особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта), М. А. Кузьмин (мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта), В. К. Макаренко (формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом), И. А. Юров (мотивация спортсменов: гендерный и классификационный аспекты).

В то же время, не умаляя научный вклад в изучении данной темы, по-прежнему актуальным остается вопрос о том, как заинтересовать детей младшего школьного возраста к занятиям физкультурой и спортом с учетом возраста и пола.

Итак, несмотря на значительное количество трудов, направленных на изучение интереса к занятиям физической культурой и спортом, данная проблема требует дальнейшей разработки и исследования.

Объектом исследования выступает интерес младших школьников к занятиям физической культурой и спортом.

Предметом – процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом учеников начальной школы.

Целью является определение составляющих интереса к занятиям физической культурой и спортом младших школьников.

Гипотеза: предполагалось, что у детей младшего школьного возраста наблюдается снижение интереса к занятиям физической культурой к 3-му классу. Одной из причин данного снижения может являться отсутствие у обучающихся младших классов стремления к овладению физкультурной деятельностью.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


На основе проведенного исследования, в соответствии с целью и сформулированными задачами можно сделать следующие выводы:

Проведенный анализ научных источников по теме дает возможность говорить о существовании проблемы в педагогической науке, связанной с формированием интереса учащихся к учебному процессу в целом и к занятиям физической культурой в частности.

Создать интерес — это значит повысить мотивацию. В мотивационной сфере школьников все взаимосвязано: в воспитании некоторых мотивов другие неизменно затрагиваются и воспитываются. Поэтому в целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдывает как влияние на индивидуальные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом.

Установлено, что мотив – это непосредственный возбудитель поведения человека, причина, которая толкает его к действиям. Мотивы возникают под действием потребностей. Потребности-то, что необходимо человеку для его нормального функционирования. Одной из главных потребностей является потребность в двигательной активности. Установлено, что эта потребность имеет возрастные особенности и проявляется в поведении детей. В свою очередь мотивация – это процесс, который стимулирует людей к занятиям определенной деятельностью, в том числе и занятием физкультурой и спортом. Чем лучше развита мотивационная сфера, тем содержательнее становится жизнь человека.

Определено, что формирование интереса в занятиях физической культуры осуществляется поэтапно: за мотив, привычку, интерес и к уже сформированной потребности заниматься физической культурой, которая становится укорененной в мотивационную сферу личности.

На формирование потребностей и мотивов заниматься двигательной активностью влияют различные факторы, например:

1) социально экономические (оплата труда учителя физической культуры, материальный статус семьи);

2) коммуникативные (средства массовой информации, посещение соревнований, микросреда (ближайшее окружения);

3) педагогические (семейное воспитание, школьное воспитание, образование);

4) личностные (желания, интересы, знания).

Проведенное исследование содержания интереса к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста позволило определить, что у изучаемой группы младших школьников не наблюдается стремление овладеть физкультурной деятельностью. Так у большинства детей не обнаружен глубокий интерес ни к урокам по физической культуре, ни к внеурочным мероприятиям. Требуется поиск дополнительных средств для развития у младших школьников познавательной активности и глубокого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Данный факт требует дальнейшего изучения, что будет осуществлено в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕРЕСА ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

1.1. Теоретические основы изучения интереса детей к занятиям физической культурой и спортом

Общеизвестно, что любая деятельность проходит более эффективно, когда она более мотивирована. Другими словами, интерес — это стремление человека что-то делать [2].

Занятия физической культурой и спортом способствуют формированию здорового образа жизни, а также духовному и физическому развитию. К тому же физические упражнения положительно влияют на здоровье, повышают нервно-психическую устойчивость к эмоциональным стрессам, поддерживают высокую физическую и умственную работоспособность. Поэтому формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом должно стать одним из перспективных направлений работы учебных заведений [11].

Проблема развития интересов к обучению в целом в теории педагогике не нова и всегда стояла перед учителями, в том числе и предметниками.

Важным элементом привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом является наличие у них интереса. Интерес — это состояние психики, который побуждает человека совершать определенные виды действий. Основные характеристики интереса — интенсивность и устойчивость [5].

Еще И. Г. Пестолоцци, А. Дистервег, И. Гербарт отметили, что для увеличения результатов обучения у детей необходимо формировать интерес в обучении.

В советский период проблема познавательного интереса в учебном процессе получила дальнейшее развитие.

Рассматривая определение интереса, отметим, что под интересом понималось «избирательное эмоционально-познавательное отношение

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы