Курсовая с практикой на тему Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом у обучающихся разного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕРЕСА ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 6
1.1. Теоретические основы изучения интереса детей к занятиям физической культурой и спортом 6
1.2. Подходы к формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом у обучающихся разного возраста 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Методы исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Результаты сравнительного анализа проявлений интереса учащихся 1-3 классов к урокам по физической культуре 26
3.2. Практические рекомендации по повышению интереса младших школьников к занятиям физической культурой и спортом 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Введение:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕРЕСА ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 6
1.1. Теоретические основы изучения интереса детей к занятиям физической культурой и спортом 6
1.2. Подходы к формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом у обучающихся разного возраста 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Методы исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Результаты сравнительного анализа проявлений интереса учащихся 1-3 классов к урокам по физической культуре 26
3.2. Практические рекомендации по повышению интереса младших школьников к занятиям физической культурой и спортом 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Актуальность темы исследования. В современных условиях проблема развития интересов, мотивов и потребностей человека является одной из наиболее актуальных в психологии и педагогике. Это определяется как отечественными, так и зарубежными исследованиями. Важность этой проблемы не подлежит сомнению, поскольку вопрос о развитии интересов тесно связан с вопросом о развитии личности в целом [3]. В связи с тем, что в наше время состояние здоровья детей ухудшилось, снизился уровень их двигательной активности и наблюдается недостаточная мотивация к занятиям физическими упражнениями, возникает необходимость в создании и реализации практических мероприятий, направленных на совершенствование методов и средств обучения во время занятий по физическому воспитанию [10, 12].
Физическое воспитание – это сложный педагогический процесс, целью которого является формирование физической культуры личности, способной самостоятельно организовывать и вести здоровый образ жизни. Это единственная дисциплина, которая учит детей сохранять и укреплять свое здоровье, повышать уровень физической подготовленности, развивать и совершенствовать жизненно важные физические качества и двигательные умения и навыки [14].
В то же время, в последнее время в практике школьного физического воспитания преобладают проблемы, связанные со снижением интереса к занятиям у детей, начиная с младшего школьного возраста. На фоне ухудшения интереса у детей происходит замедление их физического и умственного развития, ухудшение состояния здоровья, а также низкий уровень их мотивация к обучению, необходимая для систематического изучения.
Тревожным сигналом являются пропуски занятий без уважительных причин, а также регулярные опоздания. Особенно это характерно для учеников 3-х классов. Поэтому важно сформировать у младших школьников интерес к занятиям физической культурой и спортом, которые должны способствовать укреплению здоровья, формированию физических навыков и умений.
Учителю физической культуры необходимо обеспечить высокий уровень развития интереса учеников к занятиям физической культуры и спортом, поиском средств и методов для повышения интереса.
Анализ исследований и публикаций.
Проблема интереса к занятиям физической культурой и спортом стала предметом исследования педагогов и психологов. Свои труды этой важной теме посвятили С. В. Ильинский (особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта), М. А. Кузьмин (мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта), В. К. Макаренко (формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом), И. А. Юров (мотивация спортсменов: гендерный и классификационный аспекты).
В то же время, не умаляя научный вклад в изучении данной темы, по-прежнему актуальным остается вопрос о том, как заинтересовать детей младшего школьного возраста к занятиям физкультурой и спортом с учетом возраста и пола.
Итак, несмотря на значительное количество трудов, направленных на изучение интереса к занятиям физической культурой и спортом, данная проблема требует дальнейшей разработки и исследования.
Объектом исследования выступает интерес младших школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Предметом – процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом учеников начальной школы.
Целью является определение составляющих интереса к занятиям физической культурой и спортом младших школьников.
Гипотеза: предполагалось, что у детей младшего школьного возраста наблюдается снижение интереса к занятиям физической культурой к 3-му классу. Одной из причин данного снижения может являться отсутствие у обучающихся младших классов стремления к овладению физкультурной деятельностью.
Заключение:
На основе проведенного исследования, в соответствии с целью и сформулированными задачами можно сделать следующие выводы:
Проведенный анализ научных источников по теме дает возможность говорить о существовании проблемы в педагогической науке, связанной с формированием интереса учащихся к учебному процессу в целом и к занятиям физической культурой в частности.
Создать интерес — это значит повысить мотивацию. В мотивационной сфере школьников все взаимосвязано: в воспитании некоторых мотивов другие неизменно затрагиваются и воспитываются. Поэтому в целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдывает как влияние на индивидуальные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом.
Установлено, что мотив – это непосредственный возбудитель поведения человека, причина, которая толкает его к действиям. Мотивы возникают под действием потребностей. Потребности-то, что необходимо человеку для его нормального функционирования. Одной из главных потребностей является потребность в двигательной активности. Установлено, что эта потребность имеет возрастные особенности и проявляется в поведении детей. В свою очередь мотивация – это процесс, который стимулирует людей к занятиям определенной деятельностью, в том числе и занятием физкультурой и спортом. Чем лучше развита мотивационная сфера, тем содержательнее становится жизнь человека.
Определено, что формирование интереса в занятиях физической культуры осуществляется поэтапно: за мотив, привычку, интерес и к уже сформированной потребности заниматься физической культурой, которая становится укорененной в мотивационную сферу личности.
На формирование потребностей и мотивов заниматься двигательной активностью влияют различные факторы, например:
1) социально экономические (оплата труда учителя физической культуры, материальный статус семьи);
2) коммуникативные (средства массовой информации, посещение соревнований, микросреда (ближайшее окружения);
3) педагогические (семейное воспитание, школьное воспитание, образование);
4) личностные (желания, интересы, знания).
Проведенное исследование содержания интереса к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста позволило определить, что у изучаемой группы младших школьников не наблюдается стремление овладеть физкультурной деятельностью. Так у большинства детей не обнаружен глубокий интерес ни к урокам по физической культуре, ни к внеурочным мероприятиям. Требуется поиск дополнительных средств для развития у младших школьников познавательной активности и глубокого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Данный факт требует дальнейшего изучения, что будет осуществлено в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕРЕСА ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
1.1. Теоретические основы изучения интереса детей к занятиям физической культурой и спортом
Общеизвестно, что любая деятельность проходит более эффективно, когда она более мотивирована. Другими словами, интерес — это стремление человека что-то делать [2].
Занятия физической культурой и спортом способствуют формированию здорового образа жизни, а также духовному и физическому развитию. К тому же физические упражнения положительно влияют на здоровье, повышают нервно-психическую устойчивость к эмоциональным стрессам, поддерживают высокую физическую и умственную работоспособность. Поэтому формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом должно стать одним из перспективных направлений работы учебных заведений [11].
Проблема развития интересов к обучению в целом в теории педагогике не нова и всегда стояла перед учителями, в том числе и предметниками.
Важным элементом привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом является наличие у них интереса. Интерес — это состояние психики, который побуждает человека совершать определенные виды действий. Основные характеристики интереса — интенсивность и устойчивость [5].
Еще И. Г. Пестолоцци, А. Дистервег, И. Гербарт отметили, что для увеличения результатов обучения у детей необходимо формировать интерес в обучении.
В советский период проблема познавательного интереса в учебном процессе получила дальнейшее развитие.
Рассматривая определение интереса, отметим, что под интересом понималось «избирательное эмоционально-познавательное отношение