Курсовая с практикой на тему Формирование интереса к урокам физической культуры у школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Теоретические основы
изучения проблемы формирования интереса детей к урокам физической культуры
1.2. Возрастные и
психологические особенности детей школьного возраста
2. Организация и методы исследования
2.3 Методика повышения мотивации к занятиям физической
культурой у учащихся
2.4. Результаты исследования и их обсуждение
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность темы исследования: Концепция развития
социально-экономического потенциала нашего общества, реформы
общеобразовательной и профессиональной школ выдвинули новые требования к
всестороннему совершенствованию личности школьника, к путям и методам решения
социально-педагогических задач.
По-новому нужно взглянуть и на проблемы физического
воспитания школьников, поскольку здесь закладываются основы личной физической
культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни каждого человека. К
сожалению, существует тенденция того, что школа, семья, общество не справляются
с задачами физической подготовки молодежи к жизни, к производительному труду, к
воинской службе. При этом недопустимо большое количество учащихся имеют не
только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии
здоровья. И основная причина этого – отсутствие у школьников интереса к
физической культуре.
Актуальность проблемы формирования у школьников
интереса к сфере физической культуры и спорта (ФК и С) стала очевидной давно.
Однако комплексное изучение ее проводилось недостаточно интенсивно. Имеющиеся
исследования и эмпирические данные носят фрагментарный характер, не отражают
сложности и существа явления (М.И. Жаворонкова, Н.А. Эль-Саббат, Н.А. Козленко,
К.К. Кардялис, и др.). Более того, до сих пор не определено само понятие
интереса к физической культуре, не разработаны методологический и
концептуальный подходы к решению этой, по существу центральной научно-практической
проблемы в области физического воспитания школьников и, естественно, не
определены пути, средства, методы и методики формирования этого интереса,
общественно необходимого и жизненно важного для каждого человека.
Необходимо отметить, что формированию интереса к
физической культуре уделено крайне мало места в учебниках и учебных пособиях
для учащихся образовательных учреждений среднего и высшего звена. Сказанное
свидетельствует о необходимости решения поставленной проблемы.
Предметом исследования: Формирование интереса к урокам
физической культуры у школьников.
Объект исследования: интерес к физической культуре у
учащихся общеобразовательной школы.
Цель исследования: изучить особенности формирования
интереса к физкультурно-спортивной деятельности школьников.
Задачи исследования:
1.
Рассмотреть
теоретические основы изучения проблемы формирования интереса детей к
формированию спортивно-массовым мероприятиям.
2.
Проанализировать
подходы к организации физкультурно-спортивной деятельности в условиях
образовательного учреждения.
3.
Изучить
возрастные и психологические особенности детей школьного возраста.
4.
Проанализировать
процесс формирования интереса у детей к занятия физической культурой и спортом.
5.
Провести
исследование по формированию интереса к уроку физической культуры у школьников
9-х классов.
С целью решения поставленных задач для учащихся
использовались следующие методы:
— Анализ научно – методической и специальной
литературы.
-Педагогическое наблюдение и тестирование.
— Анкетирование
— Методы математической обработки материала.
Структура работы состоит из введения, теоретической
части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В
заключение данной работы можно сделать следующие выводы:
Принимая
во внимание конкретные причины, по которым школьники проявляют интерес к
физическому воспитанию, учитель физкультуры должен строить свою работу на
агитации и развитии физической культуры, на формировании интереса к своему
предмету в целом, независимо от изучаемого материала.
Задачей
учителя физического воспитания является формирование у учащихся чувства цели,
то есть стремления достичь цели, удаленной во времени. Целеустремленность возникает только в том
случае, если цель значима для учащегося, отвечает его мотивам и интересам и
считается достижимой им.
Сохранение
интереса и решимости среди школьников во многом зависит от того, испытывают ли
они удовлетворение на уроке физкультуры и удовлетворены ли они уроками
физкультуры.
Постоянной
заботой учителя физкультуры является создание и поддержание радостного
настроения учащихся на уроке. Наполняя
свою жизнь радостными переживаниями, учитель расширяет возможности управления
педагогическим процессом.
Оптимальная
рабочая нагрузка учеников на уроке обеспечивается рядом организационных и педагогических
мер: устранение ненужных пауз, постоянный контроль над учениками и максимальное
включение всех учеников без исключения.
Педагогическое
исследование проводилось на базе школы пгт. Та-лакан в период с сентября 2019 по апрель 2020 года.
В
исследовании принимали участие учащиеся 9х классов.
Исследование
проходило в три этапа.
1
этап (сентябрь — октябрь) – на начальном этапе исследования была подобрана и
проанализирована научно-методическая литература, определены цель и задачи исследования,
методы исследования.
Была
получена информация о состоянии здоровья каждого занимающегося.
Были
отобраны контрольные нормативы (тесты) и проведена оценка результатов
тестирования в исследования у учащихся 9 класса.
Проведено
анкетирование.
2
этап (ноябрь – март) – была применена методика повышения мотивации посредством
оздоровительного бега.
3
этап (апрель) – проведено повторное анкетирование и проведена оценка
результатов в конце исследования у учащихся, занимающихся оздоровительным
бегом.
Сравнив
показатели начального этапа с конечным исследованием, можно проследить динамику
развития физической подготовленности у учащихся 9 класса. К концу исследования
ученики показали более высокие результаты, чем в начале исследования.
Прирост
в тесте бег на 30м составил 3,4%; показатели теста бег на 2000м выросли на 1,4
%; прирост в беге на 100м составил 2%.
Было
выявлено, что выполнив оздоровительную пробежку, эмоциональное состояние у 75%
учащихся улучшалась. Бегуны отмечали разрядку и нейтрализацию отрицательных
эмоций, возникающих в ходе учебной деятельности. Небольшое изменение
эмоционального состояния в ходе
занятия отмечалось у 17,5%.
Эмоционального
удовлетворения не получили и не добились желаемых результатов 7,5% учащихся. Данные
результаты, учащиеся объясняют тем, что конкретно этот вид двигательной
активности им не подошѐл. Также в ходе бесед со школьниками было отмечено, что
сопротивляемость организма к простудным заболеваниям повысилась, учащиеся стали
болеть значительно реже.
Обобщая
всѐ вышесказанное можно заключить следующее: при формировании внутренней
мотивации важно, чтобы ученики испытывали удовлетворение от самого процесса
занятий, а внешние мотивы и цели соответствовали бы их физическим возможностям.
Это возможно лишь при компетентной организации учебного процесса, когда
преобладает не нормативный, а личностно ориентированный подход с учетом
индивидуальных предпочтений учащихся.
Фрагмент текста работы:
1.Теоретические основы изучения
проблемы формирования интереса детей к урокам физической культуры
При методологическом подходе к решению проблемы
формирования у школьников интереса к физической культуре были использованы
философский, исторический, гносеологический и социологический подходы.
С философских позиций интерес к физической культуре
следует признать общественно необходимым и жизненно важным для каждого
человека. Это признание должно быть не только вербальным, но и действенным:
лица, систематически занимающиеся физической культурой, должны поощряться и
морально, и материально. Общественно-психологический климат, способствующий
формированию интереса к физической культуре и определит нравственное отношение
к ней прежде всего у взрослых людей, а затем, естественно, у школьников, т.к.
сознание школьника формируется вначале под влиянием эмпирического сознания и
лишь постепенно изменяется под воздействием общественного сознания.
Процесс формирования интереса к занятиям физической
культурой у школьников должен включать воспитание у них социально значимых
мотивов занятий и мотивов долженствования. Интересы школьников (субъективный
фактор) должны подстраиваться, подтягиваться к интересам, потребностям и
возможностям общества (к объективному фактору), а не наоборот. Поэтому следует
создать базовую программу по физическому воспитанию учащихся, которая заключала
бы в себе требования и учитывала интересы общества; на ее основе должны
разрабатываться региональные, а затем и авторские программы, которые позволят
при выполнении требований общества использовать региональные, национальные
особенности и традиции физического воспитания, а также климато-географические и
конкретные, специфические условия работы отдельных школ, талант и творчество
педагогов, т.е. они будут играть роль объективно-субъективного
(организационного) фактора.
В базовой программе необходимо определить единые
требования к физической подготовленности учащихся, знания по личной физической
культуре и, кроме того, поставить задачу сформировать интерес и привычку к тем
видам физических упражнений, заниматься которыми сможет и будет иметь
возможность каждый выпускник и после окончания школы, в том числе будучи
взрослым и пожилым человеком.
Общество не может создать всех условий, которые
требует каждая личность, но оно в свою очередь требует от нее самостоятельных
занятий доступными видами физических упражнений в имеющихся реальных условиях.
Однако школьник, как личность, находится в стадии формирования, поэтому он не в
состоянии понять этих требований, а зачастую просто не желает заниматься
доступными видами упражнений, т.к. формируется под влиянием различных
неблагоприятных для этого факторов. К сожалению, таких факторов становится се
больше, и поэтому целесообразно в школах ввести не только зачеты, но и экзамены
по физической культуре, а также вступительный экзамен по этому предмету во все
высшие и средние специальные учебные заведения, т.к. это стало объективной
необходимостью. Содержание экзамена должно охватывать теоретические,
методические и практические аспекты личной физической культуры[1].
С позиций исторического подхода к решению
рассматриваемой проблемы следует считать, что для успешного формирования у
школьников интереса к физической культуре необходимы педагогически
организованные, целенаправленные воздействия не только в школе, но в семье, по
месту жительства, в среде сверстников, т.к. такая закономерность формирования
сознания школьника выработана человечеством. До появления письменности и
школьного обучения в первобытном обществе непрерывно происходило накопление
эмпирических фактов на уровне обыденного сознания. Поэтому и с появлением,
школы, науки эмпирический способ обогащения сознания остается и лишь постепенно
подчиняется теоретическому способу познания мира.
Однако эта историческая закономерность плохо
учитывается при формировании у школьников интереса к физической культуре.
Вопросы работы с родителями, по месту жительства, в подростковых клубах и
неформальных объединениях недостаточно освещены в учебниках и учебных пособиях
для учащихся. Имеется дефицит и дополнительной литературы, где бы могли уже
работающие специалисты почерпнуть необходимые знания, позаимствовать имеющийся
опыт.
[1] Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное
совершенствование : Учеб.пособие для вузов / Ю.Д. Железняк; Ред. Ю.Д. Железняк.
— М. : Academia, 2012 — 378 c.