Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогическая психология

Курсовая с практикой на тему Формирование интереса к учебе у младших школьников в процессе обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 3
1. Теоретическое изучение основ познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 5
1.1. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте 5
1.2. Понятие и уровни познавательного интереса младших школьников 9
2. Эмпирическое исследование уровня интереса к учебной деятельности у обучающихся младших классов 13
2.1. Диагностика познавательного интереса младших школьников 13
2.2. Анализ результатов исследования уровня сформированности интереса к учебной деятельности 16
Заключение 27
Литература 29

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. На сегодняшний день начальная школа претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный подход обучения младших школьников заключается в формировании субъективной учебной деятельности. При этом для формирования такой деятельности важно побуждать и развивать познавательный интерес каждого ребенка в ходе учебной деятельности. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует системного похода для его осуществления.
Помимо того, новые образовательные стандарты второго поколения определяют важность социальной значимости процесса формирования у обучающихся познавательного интереса, направленного на разработку моделей обучения, которые будут гарантировать их достижение в будущем.
На актуальность исследования указывает тот факт, что использование поэлементного формирования познавательного интереса и недостаточное использование в учебном процессе целенаправленных действий по его развитию, не могут полностью и эффективно обеспечивать познавательную деятельность обучающихся как личностного интегрального образования. А опыт современных педагогов начальных классов указывает на наличие определенных трудностей при формировании у младших школьников интереса к познанию и развитию творческих способностей.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет основные цели, среди которых выделяется развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к процессу обучения и развитие умений учиться.
Тем самым развитие познавательного интереса представляется сложной задачей, решение которой способствует эффективности учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Педагогика и психология разрабатывает различные подходы к развитию познавательных интересов школьников. Предполагается, что интерес может проявляться к содержанию учебного материала и к организации познавательной деятельности.
Изучением интереса с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемой формирования познавательного интереса занимаются ведущие педагоги и методисты, среди которых М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, И.И. Аргинская и др.
Объект исследования – процесс формирования интереса к учебе у младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Предмет исследования – особенности формирования интереса в учебной деятельности.
Так, цель исследования заключается в исследовании процесса формирования к учебе у младших школьников.
Поставленная цель предполагают решение следующих задач исследования:
1. Определить особенности развития интереса в младшем школьном возрасте
2. Изучить понятие и основные признаки познавательного интереса.
3. Организовать исследование уровня развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста
4. Исследовать и проанализировать уровень развития интереса к учебе у младших школьников.
Методы исследования – теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).
Исследование проведено на базе средней общеобразовательной школы № 31 г. Ставрополь, Россия. В исследовании приняли участие 26 обучающихся 1-А класса.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нынешний этап развития общества ставит перед системой образования задачу по активизации личности обучающегося в процессе его деятельности. В связи с этим современный младший школьник должен в процессе начального обучения получить стойкие умения и навыки, которые будут позволять ему самостоятельно обогащать свои представления и знания, используя их в дальнейшей учебной деятельности.
Однако наблюдается тенденция в современной школе, что обучающиеся зачастую не вовлечены в образовательный процесс, в связи с чем важная задача начальной школы заключается в формировании и развитии заинтересованности детей младшего школьного возраста эффективно и самостоятельно получать знания. Умение учиться предполагает, что дети будут иметь свободную ориентацию в различной научной информации, уметь ее применять на практике и самостоятельно добывать знания.
Основываясь на психолого-педагогической литературе, было определено, что познавательный интерес младших школьников опирается на умение педагога создавать у каждого обучающегося установку на процесс учения. При этом познавательный интерес выступает одним из показателей познавательных возможностей детей младшего школьного уровня, входит в состав уровня развития их мышления, памяти, внимания, волевых усилий и ценных мотивов учения.
Познавательная активность младшего школьника, которая направляется на исследование среды, может организовывать его внимания на изучаемых объектах достаточно долго, пока не пропадет интерес. Например, когда ребенок 7-8 лет занимается важной для него игрой, то он может увлекаться на несколько часов. Тоже самое относится к продуктивной деятельности (рисование, лепка и т.п.). Поэтому сосредоточенность внимания ребенка в младшем школьном возрасте является следствием интереса ребенка к тому, чем он занимается.
В настоящее время перед образованием стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности личности. Преподавателю, работающему в образовании, необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность обучаемых и способствовать ее развитию. Современная ориентация образования на воспитание творческой, активной личности предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.
Для развития у обучающихся познавательных мотивов, эмоциональной и волевой сферы можно использовать задания, требующие применять знания в нестандартных ситуациях и творчески реконструировать способы познавательной деятельности, поощрение инициативности и индивидуального своеобразия в познавательной деятельности обучающихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретическое изучение основ познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

1.1. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
Младшим школьным возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период, соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [6].
Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и ведущей деятельностью его жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует от ребенка организованности, дисциплины, а также волевых усилий.
Процесс обучения должен полностью отвечать возрастным особенностям детей. При взрослении происходит изменение отношения личности ребенка к обучению, к самому себе и окружающему миру, в связи с чем меняются потребности и интересы индивида, его взгляды и отношение [27].
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Рассмотрение изолированно этих двух факторов не обеспечит достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания.
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения). Следует отметить, что правильное отношение к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а также своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к такому, то у него может возникать разочарование и формируется отрицательное отношение к учению. Но, все же, в первое время ученики начальной школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в семье, а иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом. Основную роль здесь играет личный мотив, в частности, желание получать хорошие оценки с целью одобрения учителей и родителей [10].
Вначале обучения у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. И только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда начинает формироваться и интерес к самому содержанию учебной деятельности и приобретению знаний. Только такая основа может являться благоприятной почвой при формировании у младших школьников мотивов учения высокого общественного порядка, которые связаны с ответственным отношением к учебным занятиям [19].
Одним из важных условий, которое выступает для создания эффективности учебной деятельности, является воспитание у обучающихся познавательного интереса.
Познавательный интерес представляет собой наличие глубинного внутреннего мотива, который опирается на имеющуюся у человека врожденную познавательную потребности. Тем самым он не является чем-то внешним или дополнительным в учебном процессе, а выступает как главное условие успешной учебной деятельности, показывая при этом факты ее правильной организации. Здесь мы имеем в виду, что отсутствие у обучающихся интереса к учебной деятельности, в первую очередь, свидетельствует о недостатках организации учебного процесса.
Познавательный интерес у младших школьников проявляется как различные состояния – любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. Такие проявления условно можно назвать стадиями развития познавательного интерес.
Так, любопытство представляет собой элементарную стадию избирательного отношения, которая определяется внешними и неожиданными обстоятельствами, вызывающими внимание со стороны обучающегося. На этой стадии младшим школьникам достаточно только ориентировка, которая связана с занимательностью конкретного предмета. Здесь не проявляется истинное стремление к познанию, одна появляется начальный толчок к проявлениям познавательного интереса.
Любознательность является ценным состоянием личности, которая показывает наличие у индивида стремления проникнуть за пределы увиденного. На стадии любознательности у младших школьников появляется радость познания и удовлетворенность от деятельности.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы