Курсовая с практикой на тему Формирование информационных ресурсов по военно-патриотическому воспитанию на примере МБУК «ЛМБ»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В
БИБЛИОТЕЧНОМ ОСЛУЖИВАНИИ.. 4
1.1 Содержание и средства информационных ресурсов. 4
1.2 Информационно-библиотечный ресурс. 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МБУК «ЛМБ». 23
2.1 Обзор информационных
ресурсов по военно-патриотическому воспитанию МБУК «ЛМБ». 23
2.2. Рекомендации по улучшению
работы библиотеки в использовании информационных ресурсов в
военно-патриотическом воспитании. 28
Заключение. 30
Список
использованной литературы.. 32
Введение:
экономическим и политическим потенциалом человечества. Библиотеки
является ценным информационным ресурсом современного общества. Они сохраняют
знания, которое человечество накапливало тысячелетиями, и одновременно
предоставляют человеку самую современную информацию по всем отраслям
практической деятельности. Возникновение новых мультимедийных форм хранения и
презентации информации не уменьшило значение библиотек как сокровищнице знаний.
Сегодня наука и образование по-прежнему базируются на фундаменте, созданном
библиотеками, и продолжают пользоваться их фондами для почти всех своих
информационных потребностей.
Библиотечный фонд – основа деятельности любой библиотеки. Поэтому
значительное внимание уделяется формированию документных ресурсов библиотек,
укомплектованию их материалами на различных носителях информации.
Фонды библиотек является частью общенационального культурного
наследия, историческим источником и информационным ресурсом страны. Сегодня
перед библиотеками стоит задача, с одной стороны, предоставить пользователям
возможность широкого доступа к библиотечным фондам, а с другой – обеспечить их
сохранность.
Исследование организации информационных ресурсов библиотек является
очень важной задачей для современного документоведения. В этом и заключается
актуальность темы курсовой работы.
Степень научной разработки темы. Информационные ресурсы современных библиотек
привлекали внимание многих исследователей. Так, в работах К. И. Абрамова, А. Н.
Ванеева, Н. С. Карташова, Ю. Н. Столярова, Е. А. Фенелонова, И. М. Фрумина
рассмотрены отдельные методы и механизмы управления библиотечными
информационными ресурсами. Однако, ввиду недостаточного исследования данной
темы, актуальность работы повышается.
Цель работы – проанализировать систему информационных ресурсов
библиотек.
Данная цель обуславливает следующие задачи:
– рассмотреть понятие «информационный ресурс»;
– изучить особенности информационных ресурсов библиотек;
– проанализировать формирование информационных ресурсов по
военно-патриотическому воспитанию на примере МБУК «ЛМБ».
Методы исследования: Теоретические методы представлены историческим
и статистическим анализом и синтезом, а также терминологическим анализом,
анализом документов, сравнительно-сопоставительным и ретроспективным анализом,
обобщением и систематизацией полученных данных.
Среди эмпирических методов – изучение реальной ситуации, сложившейся в
библиотеке с формированием информационных ресурсов по военно-патриотическому
воспитанию путем прямого и косвенного наблюдения.
Объектом нашего исследования являются информационные ресурсы библиотек.
Предмет исследования – формирование информационных ресурсов по
военно-патриотическому воспитанию в библиотеках.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, результатом
информатизации и компьютеризации обществ стала растущая зависимость от наличия
информации, уровня ее развития и результативности использования средств ее
генерации, хранения, распространения, что привело к возникновению принципиально
нового вида общественных ресурсов – информационных. Информационные ресурсы
объединяют первичную информацию, отражающую знания человека об опыте своей
деятельности и сведения об окружающей среде, а также всю вторичную информацию,
образующуюся в результате обработки и переработки всей получаемой информации.
Нам удалось выяснить, что
сущность информационного ресурса состоит в том, что это продукт
интеллектуальной деятельности человека, фактор коллективного творчества. Библиотечно-информационный
ресурс – совокупность упорядоченной документированной информации, хранящейся в
библиотеках. Основные составляющие современного библиотечно-информационного
ресурса – книжный фонд, периодика и фонды на электронных носителях.
Кроме того, основной
задачей нашей работы было проанализировать формирование информационного ресурса
по военно-патриотическому воспитанию. Нами рассмотрены особенности формирования
информационных ресурсов МБУК «ЛМБ» по патриотическому воспитанию. После изучения
деятельности данной библиотеки приходим к выводу, что данное направление здесь
представлено полно и всесторонне: универсальный книжный фонд, который постоянно
анализируется и обновляется, справочно-библиографический аппарат, краеведческий
фонд, электронная база данных.
Библиотека обеспечена
выходом к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиа-ресурсов на
электронных носителях, учебной и художественной литературы. В библиотеке создан
и ведется электронный каталог, имеется современная компьютерная техника и
мультимедийная аппаратура. Таким образом, в работе
по патриотическому воспитанию используются различные пути, средства и формы.
Для создания информационной среды как важнейшего фактора патриотического
образования в библиотеке проводится работа по формированию: информационного
обеспечения пользователей, привлечения всего спектра художественной,
научно-познавательной литературы, имеющихся аудио- видеоматериалов, электронных
ресурсов.
В библиотеке ведется активная работа как
традиционными, так и инновационными методами. На сайте библиотеки постоянно
актуальная информация. Таким образом, можем
отметить, что эффективное функционирование информационных ресурсов стимулирует
информационную активность и информационное поведение пользователей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В БИБЛИОТЕЧНОМ ОСЛУЖИВАНИИ
1.1 Содержание и средства информационных
ресурсов
Высокие темпы научно-технического прогресса, накопления знаний и
информации стали движущей силой трансформационных процессов, которые привели к
глобальным изменениям и появления нового социального порядка – информационного
общества.
Любой субъект (мировое сообщество, конкретное государство, регион,
город или район, организация, предприятие или хозяйство, отдельный человек или
группа лиц) для своей деятельности располагает определенными объемами и видами
ресурсов.
Информационные ресурсы (ИР), являясь продуктом интеллектуальной
деятельности наиболее квалифицированной и творческой части населения,
составляют значительную часть национального богатства и относятся к числу
возобновляемых благ, так как имеют способность к тиражированию в зависимости от
общественной потребности.
На современном этапе в России, как и в большинстве других государств,
информационно-коммуникационные технологии приобретают значение определяющего
фактора развития страны, а информация и знания – одного из важнейших ресурсов
современности.
Результатом информатизации и компьютеризации обществ стала растущая
зависимость от наличия информации, уровня ее развития и результативности
использования средств ее генерации, хранения, распространения. Все указанное
привело к возникновению принципиально нового вида общественных ресурсов –
информационных.
Категория «информационный ресурс» содержит два термина: «информация» и
«ресурс». В «Большом толковом словаре» ресурсы (от франц. ressource – вспомогательные
средства) определяются как запасы, источники чего-либо, которые можно
использовать в случае необходимости; средство, возможность, которыми можно
воспользоваться в случае необходимости. Ресурсы рассматриваются как необходимый
системообразующий элемент (или условие) организации конкретной целесообразной
человеческой деятельности, в ходе которой входной ресурс превращается в
выходной ресурс заданной формы и качества, соответствующие целям деятельности.
В основе этих процессов – обращение знаний, которые превращаются в
доступную для использования форму – информацию, они аккумулируются, обобщаются,
систематизируются по различным признакам и оформляются в виде информационных
ресурсов.
Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей действительности,
об их параметрах, свойствах и состоянии, которые снижают степень
неопределенности и неполноты знания об этих объектах и явлениях; данные,
которые используются для получения новых знаний и принятие решений. Они могут
быть представлены в виде сигналов, знаков, звуков, подвижных и неподвижных
изображений, другим способом.
При переходе информации в знания возникает некоторая творческая
составляющая освоения информации, на которой все виды информации превращаются в
ресурс деятельности по освоению мира. При таком подходе к восприятию понятий
«информация» и «информационный ресурс» становится ясно, что информация может
рассматриваться как структурный элемент информационного ресурса, так как
является его основой, источником и наполнением.
В большей своей части эти ресурсы материализованы в виде книг, статей,
документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ,
произведений искусства, литературы и т.п. По существу, эти накопленные людьми
знания на протяжении своей истории существования и развития, зачастую
отчужденные от своих создателей, рассматриваются как общие стратегические
ресурсы, принадлежащие всему человечеству.
Информационные ресурсы объединяют первичную информацию, отражающую
знания человека об опыте своей деятельности и сведения об окружающей среде, а
также всю вторичную информацию, образующуюся в результате обработки и переработки
всей получаемой информации [23].
С одной стороны определенный объем ИР составляют знания людей,
специалистов (экспертные знания). Объем этих знаний неуклонно возрастает в
результате более совершенных и целенаправленных научных исследований, ведущих к
открытиям и научно-техническим достижениям, более глубокого и широкого
образования населения, развития и повсеместно используемых современных средств
вычислительной техники, коммуникаций, связи и других факторов.
С другой стороны, основная и большая часть ресурсов представляет собой
накопленную информацию, которая фиксировалась на различных носителях на
протяжении всего исторического пути развития человечества и продолжает
накапливаться и фиксироваться в настоящее время весьма быстрыми темпами (за
счет использования современных компьютерных и коммуникационных средств).
Обмен информацией в результате
общения и коммуникаций присущ всей живой природе (по некоторым учениям
нематериалистического характера и неживой), однако только человеку принадлежит
свойство глубокого познания окружающего мира, извлечения из него разнообразной
информации, ее анализа и на этой базе генерирования и накапливания новых
знаний. Именно это – формирование и использование ИР отличает человека от всего
живого и позволяет ему не только осознанно ориентироваться в окружающей
обстановке, но и создавать вокруг себя общественные богатства, строить
социальные отношения и обеспечивать свою жизнедеятельность с помощью
научно-технических достижений.
Чрезвычайно важно то обстоятельство, что определенным образом
собранная и целенаправленно обработанная информация порождает новые знания.
Таким образом, информация обладает уникальным свойством репродуцировать
(воспроизводить) знания и усиливать эффект их накопления (суммирования), что приводит
к постоянному росту ИР.
Следует отметить, что практически до последней четверти ХХ в. информационные
ресурсы не рассматривались с позиций общественно значимой экономической или
иной категории, влияющей на состояние и развитие страны. В основном обращалось
внимание на культурное наследие той или иной национальности или государства. В
настоящее время в эпоху постиндустриального развития общества по своей эффективности
использования, важности, полезности и степени значимости информационные ресурсы
играют все большую роль и рассматриваются как приоритетные стратегические
ресурсы, сопоставимые с материальными и энергетическими ресурсами.
Последние десятилетия бурной информатизации общества привели к
широкому толкованию термина «информационные ресурсы». Его содержание менялось в
соответствии с когнитивными и практическими проблемами каждой отдельной отрасли
науки. Существует тенденция к разработке определения информационного ресурса на
нормативно-правовом уровне, но эта проблема еще не потеряла своей актуальности,
поскольку ни одно из существующих сформулированных положений полностью не
отражает всех признаков информационных ресурсов.
В современной редакции Закона «Об информации, информационных технологиях
и о защите информации» [29] по сравнению со старым, понятие информационного
ресурса не приводится. Однако в виду важности этого понятия приведем его
определение согласно старому закону: информационный ресурс – отдельные
документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в
информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других
информационных системах).
Информационными ресурсами обладают отдельные люди, коллективы людей,
организации, территориальные и национальные образования, города, регионы,
страны и в целом весь мир. Если ИР собирается и используется в рамках региона
или в рамках одной страны, то говорят о региональных или национальных,
государственных информационных ресурсах.
Государственные информационные ресурсы в России включают:
ü федеральные информационные ресурсы;
ü информационные ресурсы, находящиеся в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
(информационные ресурсы совместного ведения);
ü информационные ресурсы субъектов Российской
Федерации [2].
В том случае если информация пересекает государственные границы и
используется на межгосударственном или межнациональном уровне, то говорят о мировых
информационных ресурсах.