Курсовая с практикой на тему Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроке технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование: формирования
ИКТ-компетентности младших школьников. 6
1.1. Сущность понятия «ИКТ-компетентности» и знание ее
формирования у учащихся начальной школы.. 6
1.2. Учет возрастных особенностей развития учеников
третьего класса при формировании ИКТ-компетентности. 12
Глава 2. Практика применения компьютера для формирования
ИКТ-компетентности детей младшего школьного возраста на уроках технологии 22
2.1. Анализ опыта использования ИКТ на уроках в предметной
области «Технология». 22
2.2. Разработка уроков технологии с применением ИКТ. 32
Заключение. 43
Список литературы.. 45
Приложение. 52
Приложение 1. 52
Приложение 2. 54
Введение:
Актуальность исследования. Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили многих исследователей в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению технологии. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками, и массивами хранящейся информации. На сегодняшний день учителям необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является то, что образовательные организации и педагоги должны работать не только на формирование предметного результата, но и на развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Важнейшим результатом реализации ФГОС НОО становится формирование универсальных учебных действий, ИКТ-компетентность учащихся является одним из их компонентов.
На сегодняшний момент в образовательных организациях имеется ряд проблем, связанных с реализацией ФГОС НОО в направлении развития ИКТ-компетентности обучающихся, например, неумение учителей использовать современные средства ИКТ и новые педагогические технологии, малое количество методических материалов по применению современных средств ИКТ в школе и др.
Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
В ИКТ-компетентности  выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. Многие элементы образовательной  ИКТ-компетентности формируются в предметной области «Технология».
Степень разработанности проблемы: вопрос о формировании и развитии ключевых компетенций достаточно широко представлен в современной научной литературе. Так, решением этой проблемы занимались такие ученые, как Зимняя И.Я., Иванова Д.А., Митрофанова К.Г., Хуторский А.В., которым удалось раскрыть сущность компетентностного подхода и выделить ключевые компетенции. Ориентация на развитие умений и обобщенных методов деятельности, лежащих в основе компетенций, стала основной в трудах таких авторов, ученых и педагогов: А. В. Хуторского, И. А. Зимней, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера и многих других. Понятия и содержание компетентностности в повышении качества начального образования изучены в трудах М.В. Крулехт, Т.А. Парамоновой, Л.В. Свирской, Т.Н.Соляковой, Е.Г. Юдина и др. Формированием ИКТ–компетентности  младших школьников занимались Г.С. Батршина, Е.И. Булин–Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова и др. 
Это обусловило выбор темы курсовой работы «Формирование ИКТ–компетентности младших школьников на уроке технологии».
Объект исследования – процесс формирования ИКТ–компетентности  младших школьников.
Предмет исследования – процесс формирования ИКТ–компетентности  младших школьников на уроке технологии.
Цель исследования – теоретически обосновать методические основы формирования ИКТ–компетентности  младших школьников на уроке технологии и реализовать их на практике. 
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «ИКТ–компетентности » и показать значение ее формирования у учащихся начальной школы.
2. Рассмотреть возрастные особенности развития учеников третьего класса при формировании ИКТ–компетентности .
3. Проанализировать опыт применения ИКТ на уроках в предметной области «Технология».
4. Разработать уроки технологии с применением ИКТ.
Методологические основы исследования: компетентностного подхода к профессиональной подготовке (И.А. Зимняя, Г.М. Коджаспирова, И.А. Колесникова, Дж. Равен, В. Хутмахер, А.В. Хуторской и др.); специально уделяли внимание исследованию ИКТ-компетентности (М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, Л.А. Бачурина, И.Г. Захарова, Т.А. Камалова, Н.Н. Панова, С.А. Богатенков, О.И. Статирова, В.П. Короповская). 
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, систематизация, анализ и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны педагогам в работе по формированию и развитию ИКТ-компетентности младших школьников на уроке технологии, а также оказать помощь студентам в подготовке к семинарским и практическим занятиям и на практике. 
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе выполнения работы были получены
следующие результаты:
1. Компетентность – это владение,
обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное
отношение к ней и предмету деятельности. Под ИКТ-компетентностью учащегося
понимается способность использовать информационно коммуникационные технологии в
работе с информацией не только образовательном процессе, но и повседневной
жизни. На основе работ И.В. Роберта перечень умений и навыков работы с
информацией, обладающего которыми человека можно назвать ИКТ-компетентным:
определение информации, доступ к информации, управление информацией,
интегрирование информации, оценивание информации, создание информации, передача
информации.
2. Дети, учащиеся в 3 классе начальной
школы, относятся к детям младшего школьного возраста. В настоящее время возраст
детей в данном периоде принимается от 7 до 11 лет и в соответствии с этим
ведущей деятельностью этого возраста становится учебная деятельность. В этом
возрасте продолжается физическое и психофизиологическое становление ребенка,
предоставляющее возможность ребенку систематически обучаться в школе
Младший школьный возраст является одним из
важнейших периодов в жизни человека. Рассмотренные психолого-педагогические
особенности обучающихся младших классов показали, что младший школьный возраст
является возрастом относительно спокойного и равномерного физического,
психологического, эмоционально-волевого и эмоционально-нравственного развития.
Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность.
Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические
действия. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного
развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
Воздействие окружающих условий на ребенка содействует развитию адаптационных форм
поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок
приспосабливает себя к стандартным условиям.
В младшем школьном возрасте ребенок
понимает, что он является индивидуальностью, которая подвергается социальным
воздействиям. Ввиду этого, учет данных психологических особенностей детей и их
дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения в
начальной школе, который создает новые условия для личностного развития
младшего школьника.
3. Проведя анализ педагогического опыта
пришли к выводу, что ИКТ в обучении – это, прежде всего, педагогическая
технология, направленная на повышение эффективности обучения при использовании
педагогического информационного продукта в образовательном процессе. Следует
подчеркнуть, что интеграция ИКТ в образовательный процесс должна основываться
на их педагогически обоснованном сочетании с традиционными методическими
системами обучения и с обязательным обоснованием педагогической
целесообразности такого использования, то есть образование на современном этапе
должно удовлетворять новые потребности и, в то же время, сохранить свои
традиционные сильные стороны.
4. Были разработаны конспекты уроков
технологии в начальной школе с применением ИКТ. Тема урока №1: «создание
ромашки». Тема урока №2: «Аппликация из пластилина».
Таким образом, цель работы достигнута,
задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования
ИКТ-компетентности младших
школьников
1.1. Сущность понятия «ИКТ-компетентности» и знание
ее формирования у учащихся начальной
школы
В условиях развитого информационного
общества, когда наблюдается постоянный рост использования информационных
технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, актуальным становится
использование «виртуальности» (виртуальных сред и пространств) как в научных
отраслях человеческой деятельности, так и в образовании [44]. В настоящее время
все более актуальным становится развитие существующих образовательных систем
разного уровня в условиях информационно насыщенной образовательной среды в
рамках традиционной формы обучения. Информатизация обучения привносит в этот
процесс значительные изменения. Она влияет не только на содержание изучаемых
предметов и инструменты учебного процесса, но также значительно влияет на
распространение и углубление содержания понятия «информационно-коммуникационные
технологии профессиональной деятельности педагога». Появление у педагогов новых
инструментов работы с информацией меняет представления о новых педагогических
практиках, стимулирует развитие новых форм и методов образовательного процесса.
Среди них: интернет-обучение, автоматизированный контроль, средства
индивидуализации учебной работы и тому подобное [19].
Термин «информационная технология»
как технология сбора, обработки, хранения и распространения информации с
помощью компьютерных и телекоммуникационных средств впервые был применен в 1958
году в статье Х. Ливитта и Т. Уислера «Менеджмент в 80-х», которая была
опубликована в журнале Harvard Business Review [2].
Международные организации ISO и IEC,
создавая объединенный технический комитет по стандартизации информационных
технологий JTC1 (Joint Technical Committee), в уставных документах комитета
JTC1 дали такое определение понятию информационная технология: «методы,
средства и системы, связанные со сбором, производством, обработкой, передачей,
распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием,
защитой различных видов информации» [12].
Впоследствии слово «коммуникация»
появилось рядом со словом «информационные» технологии. Уточнение этого термина
было необходимо для того, чтобы подчеркнуть важность распространения в обществе
глобальных и локальных компьютерных сетей, которые предоставляют новые
возможности для поиска, передачи и обмена информацией, которые вместе с мощными
устройствами хранения информации способствуют созданию глобального
распределенного информационного ресурса, доступного каждому.
Современные информационные технологии
характеризуются наличием всемирного интернета, его услуг, таких как электронная
почта, телекоммуникации, что создает большие возможности. Живое общение
неотделимо от информационных технологий, поэтому на современном этапе
разработка аппаратного и программного обеспечения называется
информационно-коммуникационными технологиями [13].
Понятие
«информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) не является уникальным. В
целом, ИКТ можно определить как комбинацию различных технологических
инструментов и ресурсов, которые используются для поддержки процесса
коммуникации и создания, распространения, хранения и управления информацией.
Эти технологии включают компьютеры, Интернет, радио и телевизионные передачи, а
также телефонную связь.
ИКТ можно рассматривать с точки
зрения их создания или использования. С точки зрения создания ИКТ, это
самостоятельная научная и прикладная дисциплина, которая представляет собой
сплав научных знаний, технических решений, моделей производственных процессов,
социально-экономических и гуманитарных аспектов, направленных на разработку
новых методов и технологий обработки данных [15].
С точки зрения пользователя, ИКТ
можно рассматривать как технологию проектирования и создания информационного
продукта. Под информационным продуктом понимается искусственный информационный
объект определенного назначения, созданный с использованием компьютера и
компьютерных коммуникаций в соответствии с определенными требованиями
(стандартами) и определенными правилами (технологиями) [17].
Как указывает С.А. Белов, понятия «информационная»,
«информационно-коммуникационная», «информационно-коммуникативная»
компетентность обычно рассматриваются как тождественные, и между ними нет
разграничения, т.к. «коммуникативная и информационная ее составляющие находятся
в неразрывной связи друг с другом и выражаются в деятельности» [10].
Ориентация на развитие умений и обобщенных
методов деятельности, лежащих в основе компетенций, стала основной в трудах
таких авторов, ученых и педагогов: А. В. Хуторского, И. А. Зимней, М. Н.
Скаткина, И. Я. Лернера и многих других.
Рассмотрим непосредственно понятие
компетентности. Компетентностный подход является подходом, ключевая цель
которого заключается в развитии компетентности в области самостоятельной
познавательной деятельности, опирающейся на освоении методов получения знаний
из разных источников информации.
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность
представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные
особенности и компоненты» [17].