Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование игрового поведения у детей раннего возраста в предметной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

1.   Теоретические основы
формирования игрового поведения у детей раннего возраста в предметной
деятельности. 6

1.1    Формирование игрового
поведения у детей раннего возраста в трудах отечественных ученых. 6

1.2    Специфика предметной
деятельности в раннем возрасте. 10

1.3
Педагогические условия для эффективного формирования игрового поведения у детей
раннего возраста. 12

2
Опытно-экспериментальная работа по формированию игрового поведения у детей
раннего возраста в предметной деятельности. 17

2.1
Методические рекомендации по формированию игрового поведения у детей раннего
возраста в предметной деятельности. 17

2.2 Анализ
уровня сформированности игрового поведения в предметной деятельности у детей
раннего возраста. 22

Заключение. 29

Список
литературы.. 30

  

Введение:

 

 

 

Теоретико-методологическое
представление об игре, как об одном из наиболее значимых и эффективных средств
всестороннего развития личности и деятельности детей основано на исследования
таких ученых, как Е. П. Флерина, Е. А. Аркин; позднее игре были посвящены
работы Р. Я. Лехтман-Абрамович, Н. М. Аксариной, А. П. Усовой. Одним из главных
тезисов педагогической концепции игры выступает то, что игра обладает
историческим, а не биологическим происхождением. Подобное представление о
природе игры зафиксировано в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.
Эльконина и их последователей. Исследователи придерживаются мнения, что детские
игры стихийно, однако закономерно развились как отражение трудовой и
общественной деятельности взрослых людей.

Однако
представление о том, что полноценная игровая деятельность способна
сформироваться без целенаправленного воздействия среды и управления со стороны
взрослых является ошибочным. Эффективное формирование навыков игры и игрового
поведения может быть достигнуто исключительно в том случае, когда учтены
параметры, имеющие значение непосредственно для становления собственно игровой
деятельности, а также внутренние тенденции формирования данной деятельности.
Без понимания внутренних механизмов формирования игровой деятельности попытки
оказывать воздействие на ее развитие способны нарушить естественный процесс ее
формирования.

Задачи
гармоничного воспитания в игре эффективно достигаются исключительно при условии
высокого уровня развития психологической основы игровой деятельности на каждом
этапе онтогенеза в дошкольном возрасте. Это спровоцировано тем, что с развитием
игровой деятельности взаимосвязаны значительные трансформации в психике ребенка
и его познавательной сфере, которая представляет собой базу для
совершенствования всех остальных аспектов детской личности.

А.В.
Запорожец выделял необходимость исследования специфики игрового поведения и
действия, начиная с раннего детства, обнаружения движущих причин и
закономерностей её развития, уникальности её содержания и структуры на
различных возрастных ступенях.

Игра
относится к одному из наиболее интересных форм детской деятельности. Игра дает
возможность совместить приятное с полезным, развить и обогатить представления
ребенка об окружающем мире, усовершенствовать его познавательные процессы
(память, смекалку, находчивость, наблюдательность и др.).

Игровая
деятельность является источником весьма значимых преобразований в процессе
развития ребенка. Можно говорить о том, что воздействию игры подвержены все
психические процессы и аспекты деятельности ребенка.

Кроме
того, игра – это значимый фактор социализации ребенка, так как именно в игровой
форме дети впервые знакомятся и осваивают различные типы и формы деятельности
взрослых, учатся понимать и осознавать эмоциональные состояния и переживания
своих партнеров по коммуникации, сопереживать им, в процессе игры формируются
коммуникативные навыки ребенка со сверстниками и старшими детьми.

Цель
исследования: изучить особенности развития игрового поведения ребенка раннего
возраста в предметной деятельности.

Объект
исследования: игровое поведение детей раннего возраста.

Предмет
исследования: особенности формирования игрового поведения детей раннего
возраста в предметной деятельности.

Задачи
исследования:

1.               
Проанализировать психолого-педагогические
особенности развития ребенка раннего возраста;

2.               
Изучить специфику предметной деятельности
в раннем возрасте;

3.               
Рассмотреть особенности формирования
игрового поведения в предметной деятельности в раннем возрасте;

4.               
Предложить методические рекомендации по
развитию игрового поведения детей раннего возраста в предметной деятельности;

5.               
Эмпирически исследовать особенности
развития игрового поведения у детей раннего возраста.

Гипотеза:
предметная деятельность позволяет эффективно развивать игровое поведение детей
раннего возраста.

Методы исследования:
анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщение полученных
данных, методики Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермолаевой Т.В., Мещеряковой
С.Ю. «Индивидуальная игра» и «Совместная игра»; качественный и количественный
анализ данных.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

 

 

В
раннем возрасте ребенок только начинает осваивать игровые действия и игровой
поведение. Основной деятельностью для ребенка в раннем возрасте выступает
деятельность с предметами, орудиями – предметная деятельность. Ребенок учится
выполнять с предметом действия, которые составляют его функцию, затем
постепенно учится применять предметы в качестве заместителей.

Однако
следует отметить, что такие действия, игровая деятельность, игровое поведение
ребенка в раннем возрасте не может происходить спонтанно, либо этот процесс
будет протекать очень медленно. Соответственно, можно говорить о значительной
роли взрослого в развитии игрового поведения ребенка через предметную
деятельность: именно взрослый показывает, обучает ребенка способам действия с
предметами. Именно взрослый на первых порах создает для ребенка воображаемую,
игровую ситуацию, которую ребенок не может создать сам: «кукла хочет кушать,
давай покормим ее ложкой» и т.д.

Формирование
игрового поведения и игровых действий является одной важных задач дошкольного
образования в соответствии с ФГОС ДО. Решение этой задачи осуществляется
педагогом через создание адекватной возрасту и возможностям ребенка
предметно-развивающей среды, применение игровых приемов, игрового мотивирования
ребенка, вовлечения его в совместную деятельность со взрослым и другими детьми.

Продуктивное
развитие игровой деятельности в раннем возрасте представляет собой основу для
успешного формирования в дальнейшем более высокоорганизованных форм игры, что,
в свою очередь, является необходимым фактором продуктивной социализации
ребенка.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.               
Теоретические основы
формирования игрового поведения у детей раннего возраста в предметной деятельности

 

1.1Формирование игрового поведения у детей раннего возраста в
трудах отечественных ученых

 

Согласно
представлениям С.Л. Новоселовой, игровая деятельность в дошкольном возрасте
проходит ряд этапов. Первым этапом развития игровой деятельности является
ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета
– игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание
составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования
предмета. Эта деятельность младенца вскоре (к пяти-шести месяцам) меняет своё
содержание: обследование направлено на выявление особенностей предмета-игрушки
и потому перерастает в ориентировочные действия-операции. Следующий этап
игровой деятельности получил название отобразительной игры, в которой отдельные
предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных с
помощью данного предмета на достижение определённого эффекта. Это
кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем
детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка
собственно предметной деятельности. В условиях содержательного общения со взрослым
ребенок практически узнаёт название и целевое назначение предмета, и это новое
знание он переносит в свою игру. На рубеже первого и второго годов жизни
ребенка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно
расходится. До этого времени игра практически совпадала по своему действенному
содержанию с предметной деятельностью, расходясь с ней лишь по мотиву и
предполагаемому результату действий. Теперь же различия начинают предъявляться
и в способах действий – наступает следующий этап развития игры: она становится
сюжетноотобразительной. Меняется и её психологическое содержание действий
ребёнка, оставаясь предметно-опоследованными, имитируют в условной форме
использование предмета по назначению [5].

Таким
образом, можно сделать вывод, что говорить о полноценной игре как форме
деятельности ребенка в начале раннего возраста пока нельзя. С точки зрения С.
Л. Рубинштейна, главным аспектом в формировании личности и деятельности ребенка
на данном этапе следует считать освоение предметных действий и речи.

Игровые
действия в раннем возрасте имеют ряд существенных отличий от игры дошкольника,
где выделяется роль, воображаемая ситуация, творчество самого ребенка и прочее.
Предметная игра преддошкольника еще не стала настоящей игрой. Это дает возможность
обозначить ее, следом за Л. С. Выготским, как «квази-игру» (квази-игра, то есть
«мнимая игра»), которая непосредственно ребенком пока не осознается. Говоря
иначе, с объективной позиции такая деятельность уже имеет форму игры, однако
ребенком как игра она пока не осознается [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы