Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Формирование и реализация целевых программ (на примере федеральных или региональных целевых программ).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 5
1.1 Государственные программы: классификация, структура 5
1.2. Принципы целевых государственных программ 10
2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ – ГРАЖДАНАМ РОССИИ» 14
2.1. Предпοϲылки принятия, значение и задачи Нациοнальнοгο проекта «Дοϲтупнοе и кοмфοртнοе жилье — гражданам Рοϲϲии» 14
2.2 Оценка роли ипοтечнοгο жилищного кредитования и аренды в реализации Нациοнальнοгο проекта «Дοϲтупнοе и кοмфοртнοе жилье — гражданам Рοϲϲии» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

В силу неравномерного развития регионов России одно из приоритетных направлений является их поддержка. В связи с этим принимается ряд программ и проектов по сглаживанию диспропорций в социально-экономическом развитии: концепция социально-экономического развития РФ до 2025 года, стратегии социально-экономического развития (где обосновывается важность инвестиционных процессов, разработаны схемы по привлечению дополнительных источников), федеральные целевые программы по регионам (например, ФЦП «Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья»).
Инвестиции в развитие территорий – важный аспект, поскольку не каждый регион имеет возможность на основе собственных ресурсов создать что – либо: объекты инфраструктуры, новые или дополнительные рабочие места, создать эффективную систему менеджмента, провести маркетинг или брендинг территории и т.д.
Необходимо отметить, что в самих регионах зачастую нет мотивации в развитии собственной территории, её конкурентных качеств и привлечения дополнительных источников финансирования для развития, что объясняется получением финансирования из федерального бюджета. Кроме того, при создании программы или проекта в развитие территорий может происходить лоббирование интересов тех или иных организаций или групп, где могут приводить в исполнение экономически невыгодный проект.
Обеспечение населения жильем является важнейшей социальной задачей любого государства, связанной с созданием необходимых условий для жизнедеятельности каждого человека. Степень остроты жилищной проблемы зависит от уровня социально-экономического развития государства, региона, города. Проблема жилья досталась России в наследство еще от советских времен и всегда стояла очень остро.
На современном этапе социально-экономических преобразований положение молодежи, как социальной возрастной категории, является весьма уязвимым в таких жизненно важных областях, как текущие доходы и жилищные проблемы молодых граждан – на сегодняшний день это стало одной из приоритетных задач государственной молодежной политики.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения репродуктивного населения путем формирования соответствующей политики как государства в целом, так и его субъектов в частности. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
На основе вышесказанного следует отметить, что актуальность работы определяется необходимостью активизации инвестиционных процессов в рамках политики государства, ориентированной на развитие регионов, а также слабыми процессами децентрализации на территории страны; проведением грамотной региональной политики и оптимизацией федеральных и региональных расходов.
Целью работы является оценить степень уже реализованных государственных программ/проектов.
Задачи:
— изучить сущность государственных целевых программ
— раскрыть сущность национального проекта «Доступное жилье»
— исследовать ипотечное кредитование как элемента программы «Доступное жилье»
Предметом работы является сущность и процессы целевых программ. Объектом является проект «Доступное жилье».
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, классификация
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Государственные программы стали повсеместным способом управления расходами. Их популярность обусловлена наличием регламентированных целей и государственным регулированием, возможностью отследить корректное направление расходов и в последующем вносить изменения.
В настоящее время программы разделены на несколько групп по направлениям: новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, эффективное государство, сбалансированное региональное развитие, обеспечение национальной безопасности. Согласно Бюджетному кодексу имеется 14 направлений расходования государственных средств. В данном случае возникает вопрос об эффективности направлений расходований по госпрограммам или согласно отраслевым направлениям. Как уже отмечалось выше, при отраслевом подходе нет возможности отследить показатели и вносить своевременные корректировки. Однако в процессе реализации госпрограмм имеет место такие проблемы, как неапробированная методология оценки, неэффективные показатели, не имеющие корректного результирующего индикатора.
На этапе разработки программы также имеются сложности, среди которых можно отметить установление ответственных органов и лиц, определение межведомственного взаимодействия, правомерное обоснование бюджетных ассигнований и пр. Также следует отметить механизм регулирования программы в кризисные и посткризисный период, т.е. должна быть проработка рисковых ситуаций, при которых программа продолжит свое существование, а не будет закрыта.
Несмотря на то что госпрограммы относительно затратный метод по отношению к консервативным, при формировании четкого механизма реализации государственных расходов, продуманной методологии оценки, формировании актуальных и адекватных показателей, соответствующих ситуации, метод показывает свою состоятельность и эффективность.
На основании проведенного анализа жилищных программ сделан вывод, что в практике муниципального управления в силу сложности и многоплановости задач не сложилось даже единого терминологического поля в тематике оценки программ. Поэтому говорить в настоящее время о создании универсальной для всех регионов и программ любого типа методики оценки не только преждевременно, но и ошибочно. Таким образом, планировать оценку, выбирать её параметры и способы их измерения необходимо в каждом конкретном случае отдельно.
По результатам исследования можно предложить следующие пути улучшения эффективности реализации целевой программы «Молодежи – доступное жилье»:
1. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов путем создания совместных программ с промышленными предприятиями и организациями города, таким образом создавая условия для внешнего финансирования программы и улучшения жилищных условий молодежи;
2. Возвращение к идее самоокупаемости в части предоставления жилья оператором программы по беспроцентной рассрочке: распределение возвращаемых участниками подпрограммы средств на строительство нового жилья;
3. Разработка механизмов контроля законности постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилья: введение условия предоставления сведений об имеющемся имуществе у участника программы и его близких родственников (супруга/супруги, детей) для исключения возможности использования социальной выплаты на нужды семьи в отсутствие такой потребности.
4. Повышение доступности жилья для молодежи путем предоставления льгот на использование земельных участков в обмен на сниженную стоимость квадратного метра недвижимости.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

В силу неравномерного развития регионов России одно из приоритетных направлений является их поддержка. В связи с этим принимается ряд программ и проектов по сглаживанию диспропорций в социально-экономическом развитии: концепция социально-экономического развития РФ до 2025 года, стратегии социально-экономического развития (где обосновывается важность инвестиционных процессов, разработаны схемы по привлечению дополнительных источников), федеральные целевые программы по регионам (например, ФЦП «Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья»).
Инвестиции в развитие территорий – важный аспект, поскольку не каждый регион имеет возможность на основе собственных ресурсов создать что – либо: объекты инфраструктуры, новые или дополнительные рабочие места, создать эффективную систему менеджмента, провести маркетинг или брендинг территории и т.д.
Необходимо отметить, что в самих регионах зачастую нет мотивации в развитии собственной территории, её конкурентных качеств и привлечения дополнительных источников финансирования для развития, что объясняется получением финансирования из федерального бюджета. Кроме того, при создании программы или проекта в развитие территорий может происходить лоббирование интересов тех или иных организаций или групп, где могут приводить в исполнение экономически невыгодный проект.
Обеспечение населения жильем является важнейшей социальной задачей любого государства, связанной с созданием необходимых условий для жизнедеятельности каждого человека. Степень остроты жилищной проблемы зависит от уровня социально-экономического развития государства, региона, города. Проблема жилья досталась России в наследство еще от советских времен и всегда стояла очень остро.
На современном этапе социально-экономических преобразований положение молодежи, как социальной возрастной категории, является весьма уязвимым в таких жизненно важных областях, как текущие доходы и жилищные проблемы молодых граждан – на сегодняшний день это стало одной из приоритетных задач государственной молодежной политики.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения репродуктивного населения путем формирования соответствующей политики как государства в целом, так и его субъектов в частности. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
На основе вышесказанного следует отметить, что актуальность работы определяется необходимостью активизации инвестиционных процессов в рамках политики государства, ориентированной на развитие регионов, а также слабыми процессами децентрализации на территории страны; проведением грамотной региональной политики и оптимизацией федеральных и региональных расходов.
Целью работы является оценить степень уже реализованных государственных программ/проектов.
Задачи:
— изучить сущность государственных целевых программ
— раскрыть сущность национального проекта «Доступное жилье»
— исследовать ипотечное кредитование как элемента программы «Доступное жилье»
Предметом работы является сущность и процессы целевых программ. Объектом является проект «Доступное жилье».
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, классификация
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Список литературы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

1.1 Государственные программы: классификация, структура

В настоящее время государственные программы получили широкое распространение и рассматриваются, как метод расходования средств бюджета. Они являются документами стратегического планирования и направлены на достижение целей социально-экономического развития страны.
Государственные программы как метод управления расходами возник сравнительно недавно в рамках перехода на программно-целевой бюджет.
Стандартная государственная программа имеет структуру, представленную на рисунке 1.1. Основные элементы программы – это титульный лист, паспорт и приложения. Основную часть программы составляет паспорт программы с подробным описанием целей, задач, сроков, финансирования, ответственных лиц, показателей и результатов. Следует отметить, что государственная программа – это обобщение всех программ по направлению. В её рамках также рассматривают и федеральные целевые программы, подпрограммы и т.п.
В настоящее время с практической стороны государственные программы делятся на 5 тематических блоков: новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, эффективное государство, сбалансированное региональное развитие, обеспечение национальной безопасности. Актуальная информация по программам (отчеты, перечень, состояние) размещаются на Портале госпрограмм РФ.

Рис. 1.1. Структурные элементы программы
Благодаря государственным программам происходит достижение целей, отмеченных в стратегии социально-экономического развития, а также в результате мониторинга программ имеется возможность проследить за ходом их реализации и направлениями расходования средств. Кроме того, по размещаемым данным и их графическому представлению можно отметить достижение целевых показателей.
В случае их не достижения или отклонения возможно предупредить недочеты и внести соответствующие корректировки. Однако работа над государственными программами продолжается, особенно в части оценки достижения результатов и в управлении государственными программами.
Кроме указанных блоков программы делятся на несколько видов. Классификация государственных программ довольно широка и разделяется в зависимости от определенных критериев (таблица 1.1): срок действия (кратко-, средне- и долгосрочные), степень детализации (отраслевые, межотраслевые, межведомственные, ведомственные) , статус (государственные (относящиеся к компетенции или к субъектам реализации разного уровня органов власти), федеральные и муниципальные), отраслевая специфика (простые и сложные), масштаб (общегосударственные, региональные, макрорегиональные, территориальные), целевая направленность (экономика, экология, наука и пр.).
Таблица 1.1
Классификация программ
Классификационный признак Программы
По срокам действия Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные
По степени детализации Отраслевые, межотраслевые, ведомственные, межведомственные
По статусу Государственные, федеральные, муниципальные
По отраслевой специфике Простые, сложные
По масштабам Общегосударственные, макрорегиональные, региональные, территориальные
По целевому направлению Экономические, научные, социальные, экологические, правоохранительные. Бюджетные, финансовые

Важная особенность – в госпрограмме происходит объединение всех методов и инструментов госуправления (например, межведомственное взаимодействие, бюджетное финансирование). Кроме этого, особенностями госпрограмм являются
• публичный характер формирования и реализации программы;
• динамичная оценка эффекта от программ;
• прозрачность государственных закупок и строгий контроль расходования средств;
• оперативное реагирование на изменение условий, вследствие чего обеспечивается гибкость проводимой политики .
Кроме перечисленных особенностей зарубежными и отечественными учеными выделяются следующие:
1. Характер решения задач. Прежде всего здесь идет речь о подходе к поиску решения, поскольку решение осуществляется с позиции, что Российская Федерация – это не только административно-политическая система, но социально-экономическая. Разработка программ должна выражать интересы разных групп общества.
2. Длительный горизонт планирования. В большей степени касается возможности оценить результаты, сопоставить срок отдачи и окупаемость инвестиций, а также достижение долгосрочных и среднесрочных целей.
3. Системный подход планирования, формирования мероприятий, согласованных по срокам и ресурсам. Происходит осознание необходимости проведений мероприятий не точечно, а во взаимодействии с другими системами (например, строительство инфраструктурных объектов с перспективой их дальнейшей эксплуатации).
4. Открытость и гласность в ходе реализации (Полноценное и всестороннее представление информации по программе, формирование доступной отчетности для заинтересованных лиц).
Следует также отметить, что особенностью программно-целевого метода является обеспечение экономической и бюджетной политики, что способствует составлению качественного бюджета. Государственные программы способствуют решению приоритетных задач социально-экономического характера, стимулируют появление новых форм хозяйствования (государственно-частного партнерства). Среди преимуществ госпрограмм выделяют:
— четкая постановка цели и формулировка её конкретных результатов;
— комплексное решение задач разных отраслей хозяйства;
— целенаправленная концентрация ресурсов в долгосрочной перспективе;
— пространственная и временная интеграция средств межбюджетного регулирования;
— синтез процедур государственных программ и бюджетного регулирования;
— возможность оценки эффективности на основе разработанных показателей ;
Кроме того, формируются показатели оценки результатов реализации программы. Следует отметить, что показатели должны соответствовать определенным требованиям (рисунок 1.2).

Рис. 1.2. Требования к показателям
Фундаментом разработки госпрограмм служат:
1) положения концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
2) утвержденные на соответствующий период основные направления деятельности Правительства Российской Федерации;
3) федеральные законы;
4) решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации .
На основании вышеперечисленных документов формируется проект программ, который впоследствии либо утверждается, либо отравляется на доработку.
Государственная программа является отличным средством при управлении расходами, поскольку структура, связи и элементы просты и прозрачны. Взаимоувязка по целям и денежному содержанию, мероприятиям и ответственным позволяет отследить промахи в случае неисполнения программы или её отклонения. Кроме того, возможно произвести оценку не только реализации программы, но и последующего эффекта, определив целевые группы, объекты воздействия, что немаловажно. Ведь при простом разграничении расходной части возможно только отследить связь финансовые средства – статья расхода. Но нет речи ни о каком социальном эффекте. Добавление роли социальной составляющей и возможности её оценки приводят к повышению эффективности государственных расходов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы