Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование и развитие воли и волевых качеств личности в онтогенезе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. Исследование
воли в психолого-педагогической литературе. 4
1.1Развитие волевой
сферы в онтогенезе. 4
1.2 Понятие, признаки и
проявление воли у человека. 12
1.3 Значение воли в
жизни человека, в организации и регуляции его деятельности общения. 33
ГЛАВА 2.
Экспериментальная часть. 37
2.1 Цели, задачи, методы
исследования. 37
2.2Полученные
результаты, их анализ. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

  

Введение:

 

Актуальность темы. Несмотря на
общепризнанную важность проблемы волевого развития личности в отечественной
психологии и ее несомненную важность для практики воспитания детей, интерес к
проблеме развития воли в психологии за последние десятилетия заметно снизился,
что, по-видимому, связано с неопределенность понятия «волеизъявление» и
неоднородность явлений, подпадающих под это понятие (произвольные движения,
действия по инструкциям, целеполагание, соподчинение мотивов, опосредование
правилами и паттернами, произвольность познавательных процессов. , соблюдение
моральных норм и др.). Остается неясным, что объединяет такие разные явления и
почему они обозначаются одним термином. В связи с этим проблема формирования
волевого поведения была включена в другие разделы психологии: с одной стороны,
в формирование мотивационно-потребностной сферы, с другой — в развитие
познавательных процессов. В итоге важнейшая задача, поставленная Л.С.
Выготского, — для определения специфических стадий или этапов, через которые проходит
развитие воли, остается нерешенной и актуальной.

Исследование проблемы свободы на разных
возрастных этапах развития личности (Б. Ананьев, А. Веденов, О. Высоцкий, В.
Иванников, Е. Ильин, В. Калин, К. Корнилов, В. Котирло, В. Крутецкий, А. Пуни,
П. Рудик, В. Селиванов и др. Освоение любой деятельности во многом зависит от
развития волевых качеств.В то же время исследования показывают, что именно
младший школьный возраст является чувствительным периодом формирования воли (В.
Котирло, В. Селиванов, Т. Шульга). Поскольку произвольность поведения и познавательных
процессов является новообразованием этого возраста, можно предположить, что
наиболее интенсивно он формируется в ведущей деятельности младшего школьника в
учебной деятельности. Однако в психологической науке проблема влияния волевой
сферы на успешность усвоения знаний младшими школьниками до сих пор
экспериментально не исследована, в частности вопрос о том, как то или иное
волевое качество и уровень его развития влияют на учебные достижения учащихся.

Актуальность и недостаточная изученность
перечисленных выше аспектов развития волевых качеств определили выбор темы
курсовой работы: Волевые качества личности и их развитие.

Цель работы — теоретически обосновать и
экспериментально исследовать психологические особенности развития волевых
качеств.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретические аспекты изучения
воли и волевых качеств личности.

2. Обосновать методологические и
теоретические основы изучения проблемы развития воли и волевых качеств человека.

3. Экспериментально исследовать
психологические особенности развития волевых качеств.

Объект исследования: волевая сфера
человека.

Предмет исследования: Волевые качества личности и их развитие в
онтогенезе.

Методы исследования. Для решения
поставленных задач, достижения цели исследования нами был использован комплекс
теоретических и эмпирических методов. Основными теоретическими методами
выступили: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Эмпирические: наблюдение,
опрос, анкетирование; методика Н. Стамбуловой.

База исследования: В эмпирическом исследовании приняли участие 65
человек: студенты старших курсов различных специальностей, магистранты и
аспиранты МГОУ.

Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В курсовой работе
даны теоретическое обоснование и результаты экспериментального исследования
проблемы развития волевых качеств студентов, определены уровни их развития,
влияние волевых качеств на уровень учебных достижений студентов этого вуза
возраст уточняется.

Теоретический
анализ научных исследований проблемы воли и развития волевых качеств показал,
что психологическая природа воли трактуется учеными по-разному. По своей
природе лидируют три подхода: мотивационный, «свободный выбор», регулирующий.
Воля проявляется через волевые действия, регуляцию внутренних состояний,
собственных действий и различных психических процессов, волевых качеств
человека, которые рассматриваются в психологии как относительные. устойчивые,
независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие
уровень сознательной саморегуляции поведения, достигаемый индивидом.

Воля обеспечивает
выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозящей, и
проявляется в них. Под волей понимается сложный психический процесс, вызывающий
активность человека и пробуждающий его действовать направленно. Сознательная
регуляция человеком своего поведения и деятельности, выражающаяся в способности
преодолевать внутренние и внешние трудности при выполнении целенаправленных
действий. и поступки.

Воля
интерпретируется исследователями как независимый психический процесс и как
аспект большинства других людей x талые процессы и явления.

Будучи тесно
связанной, в том числе с мотивационной сферой личности, воля представляет собой
особую произвольную форму человеческой деятельности.

Развитие воли у
человека связано с такими действиями, как:

преобразование
непроизвольного мыслительные процессы в произвольные;

человек получает
контроль над своим поведением;

развитие волевых
качеств личности;

а также тот факт,
что человек сознательно ставит перед собой все более сложные задачи и
преследует все более отдаленные цели, которые со временем требуют значительных
волевых усилий.

Совершенствование
волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным
развитием, с возникновением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому
воспитывать волю ребенка в отрыве от его общего психологического развития
практически невозможно.

Воля проявляется в
таких чертах характера, как решительность, решительность, настойчивость,
смелость. Эти черты характера могут способствовать достижению как социально
полезных, так и антиобщественных целей.

Подводя итоги,
можно сделать вывод, что человек придает большое значение волевым качествам
среди других личных качеств. А в случае диагностики уровня развития волевой
сферы и оценки значимости волевых качеств первые позиции занимают системные
волевые качества, поскольку они относятся к зрелому личностному уровню
психической саморегуляции. Интересными и неожиданными оказались ответы о
свойствах идеального учителя, в частности о его волевой сфере. Настораживает
недооценка студентами такого важного ресурса личности, как творчество.

Проведенное
исследование показало, что волевое воспитание сегодня является очень важным
направлением воспитательной работы высшей школы; при обосновании ее целей,
методов и современных подходов необходимо изучить и опереться на большой
личностный потенциал наших студентов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
Исследование воли в психолого-педагогической литературе

1.1Развитие
волевой сферы в онтогенезе Возникновение
волевого процесса обычно связывают с самыми ранними проявлениями психической
деятельности индивида. Ею является рефлекторная деятельность. Она представляет
собой своеобразный "материал", из которого впоследствии образуется
воля. Во внутренней структуре рефлекса уже имеются все необходимые компоненты,
из которых потом будет состоять развит волевой процесс. К ним относятся
побуждения, способ действия, который возникает под ее влиянием, и результат
(изменения или сохранения внешней, или внутренней ситуации). Однако эти
компоненты сначала функционируют как диффузная целостность: они еще не
дифференцированы и не получили автономности как психические образования.
Поэтому наследственный по природе рефлекс является сенсомоторной целостностью [17].

Переходным от
рефлекторного к волевому состоянию желание. Как своеобразное эмоциональное
образования оно имеет более высокую психическую организацию. Желание
сигнализирует о зарождении примитивной структуры сознания индивида: еще не
осознанной, но такой, которая приобрела определенной активности. Подобно
рефлекса, оно содержит стремление перейти в действие — это неотъемлемый атрибут
волевого процесса. Желание как элементарная эмоциональная форма жизни имеет
место до тех пор, пока не появится жизни интеллектуальное. Проблема развития
волевого поведения в онтогенезе остается актуальной в современной
психологической науке. Выдающиеся ученые подчеркивают важное значение воли в
период формирования личности ребенка, так как ее психологические предпосылки
включают развитие способностей к овладению своим поведением и своими
психическими процессами, внутренней саморегуляцией деятельности, преодолению
препятствий в достижении цели, то есть механизмы волевого поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы