Курсовая с практикой на тему Формирование и развитие внутриполитического курса КНР с 1970-2010 гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА МАО ЦЗЭДУНА.. 8
1.1 Экономическая политика Мао Цзэдуна. 8
1.2 Социально-культурная политика КНР в период Мао
Цзэдуна. 22
Выводы по главе 1. 27
ГЛАВА 2 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ДЭН СЯОПИНА.. 31
2.1 Экономическая политика КНР в период Дэн
Сяопина. 31
2.2 Социально-культурная политика КНР в период Дэн
Сяопина. 42
Выводы по главе 2. 55
ГЛАВА 3 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В 1990-2010-Х
ГОДАХ.. 56
3.1 Внутренняя политика в период Цзян Цзэминя. 56
3.2 Внутренняя политика в период Ху Цзиньтао. 61
Выводы по главе 3. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 67
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 72
Введение:
За
последние 30 лет Китайская Народная Республика добилась феноменального
прогресса. В последние годы Китай активно проводит ряд экономических реформ,
благодаря которым он стал второй мировой державой после США по общему объему
ВВП и занял лидирующие позиции по объему внешней торговли, золотовалютных
резервов и объему производства более 30 основных видов современной промышленной
и научно-технической продукции. Растущая роль Китая привлекла внимание всего
мира. К тому же, Российская Федерация и Китайская Народная Республика развивают
отношения стратегического взаимодействия и являются тесными экономическими
партнерами.
Прогресс,
которого добивается Китай в преобразовании своей экономики и страны в целом,
никого не оставляет равнодушным. Для некоторых стран темпы развития являются
пугающими. В любом случае, весь мир внимательно следит за успехами Китая.
Анализируя экономику Китая, многие эксперты считают, что успех страны зависит
от упорядоченного и стабильного развития, в котором на первом месте стоит авторитарное
правление. Если бы Китай был демократическим государством, то, скорее всего,
среди населения возникло бы оппозиционное движение. Однако в руководстве страны
стоит авторитарный режим коммунистической партии, что позволяет проводить
быстрые и радикальные изменения с исключительно положительными результатами.
Китай
в своей внешней и внутренней политике руководствуется принципами своей
доктрины, практикой взаимодействия с другими членами международного сообщества,
а также необходимостью экономической глобализации и координации международных
усилий по борьбе с универсальными угрозами человеческому развитию.
Стоит
учитывать, что экономический прогресс Китая является прямым последствием
проведенных реформ во внутренней политике в политической, экономической и
социально-культурной сфере. Опыт КНР является ценным примером для России
учитывая схожесть политических систем, и фактически сформированный
автократический режим в РФ, что позволит проводить экономические реформы по
примеру Китая значительно быстрее. Поэтому тема данной курсовой работы является
актуальной.
Объект
работы: внутренняя политика КНР.
Предмет
работы: внутренняя политика КНР в период с 1970 по 2010 гг.
Хронологические
рамки работы ограничены 1970-2010 гг., однако допускается небольшое отступления
для полноты раскрытия темы.
Цель
работы: комплексный анализ внутренней политики Китая в обозначенный период для
выявления ее отличительных особенностей.
Исходя
из актуальности работы и поставленной цели, решению подлежат такие задачи:
проанализировать внутреннюю политику Китая
в 1970-1978 гг;
изучить экономические и
социально-политические реформы Ден Сяопина;
рассмотреть внутреннею политику Китая в
1990-2010 гг.
Обзор
источников. Среди источников можно выделить выступления Мао Цзэдуна[1], которые показывают особенности динамики
внутриполитического курса КНР под его руководством.
Также,
можно выделить переписку руководства СССР с лидером КНР[2], которая раскрывает становление и развитие
советско-китайских отношений на раннем этапе их становления.
Постановления
и решения ЦК КПК[3] раскрывают сущность Культурной революции и
внутрипартийной борьбы в КНР, позволяют понять некоторые из ключевых этапов
внутриполитических процессов.
Степень
изученности. Актуальными для
исследования являются работы отечественных авторов, таких как И.А. Алимов, М.Е.
Ермаков, А.С. Мартынов[4], раскрывшие культурные аспекты развития КНР, их
различные этапы, позволяют понять в контексте общего развития Китая, его
исторических этапов и исторического наследия.
О.Н Борох[5] проанализировал экономические идеи китайских
экспертов касательно реформ в КНР, трактовки экономических процессов, анализ
реформ и комментарии к существующим особенностям осуществления экономической
политики КНР.
Н. Богданова, Е. Солнцева[6], раскрыли политико-экономические аспекты изучаемого
вопроса, особенности дипломатии Дэн Сяопина, приоритеты его курса реформ .
Ф.М. Бурлацкий[7] проанализировал политику Мао Цзэдуна сквозь призму
взаимоотношений с Дэн Сяопином, взгляды двух ключевых современного Китая.
Б.Г. Доронин[8] рассмотрел особенности модернизации в КНР,
преемственность в политике руководства Китая.
В работах В.В. Жигулевой[9], А. Илларионова[10], Л.И. Кондрашовой[11] раскрываются процессы осуществления реформ в КНР,
особый упор авторы делают на ропцессы, происходящие в социально-экономической
сфере современного Китая.
Среди зарубежных авторов можно выделить труды
Ч.Фицджералда[12], который проанализировал современный этап развития
КНР сквозь призму истории страны, выделяя общее и особенное в его развитии,
преемственность, традиции и современность.
Чжао Мэн[13] рассмотрел
период реформ в КНР с 1978 года по настоящее время. Особое внимание автор
уделял оценкам китайского руководства проводимых реформ.
Хуан
Линцзюнь[14]
рассмотрел политику «Большого скачка» и его влияние на развитие Китая.
Характерен достаточно критический подход автора к политике «Большого скачка».
Юн
Чжан, Джон Холлидей[15]
рассматривали роль личности Мао Цзэдуна в развитии КНР, то влияние, которое
основоположник КНР оказал на развитие современной китайской государственности.
Дж.
Фенби[16]
проанализировал упадок Китая и его современное возрождение с точки зрения
единства процесса, начиная со второй половины XIX века
до настоящего времени, что позволило получить комплексное представление с
учетом новейшей истории страны.
К.
Падли[17]
исследовал особенности развития КНР в период правления Ху Цзиньтао в сравнении
с другими китайскими руководителями.
Методологической
основой работы послужили принципы историзма и объективизма, позволившие
комплексно раскрыть особенности внутриполитического развития КНР.
Сравнительный
метод позволил выявить особенности тех или иных этапов развития, сравнить эпохи
Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао.
Проблемно-хронологический
метод позволил выявить основные этапы развития внутриполитических процессов КНР
развитие сквозь понимание ключевых пунктов.
Системный
метод позволил выявить особенности развития КНР как целостной системы, в ее
преемственности, не взирая на те или особенности.
Структура
работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список
использованных источников и литературы.
В
первой главе раскрывается внутренняя политика Мао Цзэдуна, его экономическая и
социальная политика.
Во
второй главе раскрываются особенности внутренней политики и ее реформирование ставшего
его преемником Дэн Сяопина.ю
В
третьей главе обосновывается внутренняя политика последующих поколений
китайских реформаторов, их особенности.
Все
это позволяет комплексно проанализировать особенности внутриполитического развития
КНР. [1]
Мао Цзэдун. Выступление на
2-й сессии VIII
съезда КПК (3 мая 1958 г.)/ Мао Цзэдун // Маоизм без прикрас/ Под редакцией
Владимирова О.Е. — М., «Прогресс», 1980; Mao Zedong. "Speeches
At The Second Session Of The Eighth Party Congress". Retrieved June 28, 2016. [2]
Из телеграммы Мао Цзэдуну 20
апреля 1948 года. URL:
http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc211 (дата обращения: 10.02.2022);
Протокольная запись приема делегации ЦК КПК 28 июня 1949 года URL: http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc211 (дата обращения: 10.02.2022);
Телеграмма Мао Цзэдуну 29 апреля 1948 года. URL: http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc211 (дата обращения: 10.02.2022);
Телеграмма Мао Цзэдуну 10 января 1949 года. URL: http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc227 (дата обращения: 10.02.2022);
Телеграмма Мао Цзэдуну 11 января 1949 года. URL: http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc228 (дата обращения: 10.02.2022);
Телеграмма Мао Цзэдуну 14 января 1949 года. URL: http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc229 (дата обращения: 10.02.2022) [3]
Постановление Центрального
Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной
революции (8 августа 1966 года) URL: http://library.maoism.ru/kpk8aug.htm (дата обращения: 09.04.2021);
Решение VIII
пленума ЦК КПК 8-го созыва об антипартийной группировке, возглавляемой Пэн
Дэхуаем (16 августа 1959 г.)// Маоизм без прикрас/ Под редакцией Владимирова
О.Е. — М., «Прогресс», 1980. 286 с. [4]
Алимов И.А., Ермаков М.Е.,
Мартынов А.С. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая.
М.: Наука, 1998. 288 с. [5]
Борох О.Н. Современная
китайская экономическая мысль / О.Н. Борох, – М.: Вост. лит., РАН, 1998. – 295
с. [6]
Богданова Н., Солнцева Е.
Особенности дипломатического курса Дэн Сяопина. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-diplomaticheskogo-kursa-den-syaopina (дата обращения: 09.04.2021) [7]
Бурлацкий Ф.М. Мао Цзэдун и
его советник Дэн Сяопин.- М.: Собрание, 2008.- 231 с. [8]
Доронин Б.Г. Китайская
цивилизация: проблемы преемственности // 30 лет реформ в КНР: опыт, проблемы,
уроки: тез. докл. XVII
Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир. История,
современность, перспективы». М.: ИДВ РАН. 2008. Ч. 2. С. 126-128. [9]
Жигулева В.В. От плана к
рынку: опыт КНР в области реформы системы Ценообразования / В.В. Жигулева,
Изд-во: ИДВ РАН, 2016. – 297 с. [10]
Илларионов А. Секреты
китайского экономического «чуда» // Вопросы экономики. — 1998. — № 4. — С.
14-26. [11]
Кондрашова Л. И. Монография:
Китай ищет свой путь / Л.И. Кондрашова, Изд-во.: ИДВ РАН, 2006. – 89 с [12]
Фицджералд, Чарлз Патрик.
История Китая / Л.А. Калашникова (пер.с англ.). — М. : Центрполиграф, 2005. —
459с [13]
Чжао Мэн. Историческая эпоха
в оценках руководства КНР от начала реформ до настоящего времени. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-epoha-v-otsenkah-rukovodstva-knr-ot-nachala-reform-do-nastoyaschego-vremeni (дата обращения: 09.04.2021) [14]
Хуан Линцзюнь. Лю Шаоци и
большой скачок // Новейшая история Китая. — 2003. №7. — С.107. [15]
Юн Чжан, Джон Холлидей.
Неизвестный Мао. [пер. с англ. И.А. Игоровского].- Москва: Центрполиграф, 2007.
— 844 с. [16] Fenby, Jonathan. Modern China:
The Fall and Rise of a Great Power, 1850 to the Present. N-Y, Penguin Group,
2008. 351 p. [17] Kirti Pandey. Was China’s Hu
Jintao softer and more balanced than Xi Jinping? You decide who’s your
Frankenstein URL: https://www.timesnownews.com/international/article/was-chinas-hu-jintao-softer-and-more-balanced-than-xi-jinping-you-decide-whos-your-frankenstein/650143
(дата обращения: 09.04.2021)
Заключение:
Внутренняя политика Китая при Мао Цзэдуне была
противоречивой. Некоторые идеи Мао Цзэдуна провалились, потому что не
учитывалась реальная ситуация, не изучалась ситуация в сельском хозяйстве,
строительстве, промышленности, культуре и других сферах жизни китайского
общества, полностью отвергались экономические законы.
Экономические преобразования в рамках политики Большого
скачка вперед Мао Цзэдуна не возникли из ниоткуда; они были инициированы
концепцией интенсивного развития Советского Союза. В то время, когда Китай
получал значительную помощь, в основном экономическую, от социалистических
стран, было принято решение отойти от традиционных методов управления
экономикой и социалистического строительства, опробованных в других странах.
Главной целью было обогнать западные страны и
Советский Союз по ключевым экономическим показателям. Затем необходимо было
заложить основы для повышения престижа Китая в глазах мирового сообщества и
вывести его на лидирующие позиции в мире. Бедность китайского народа, огромное
население и энтузиазм масс помогли Китаю ввести коммунизм и достичь счастья за
короткий период времени, несмотря на то, что развитые страны не могли достичь
таких высоких результатов в течение многих десятилетий. По сути, была
предпринята попытка превратить Китай в мощную сверхдержаву в кратчайшие сроки,
используя неэкономические средства.
Предложенная программа не имела теоретической основы и
не была ориентирована на объективную реальность. Однако это устраивало
маоистское руководство, которое стремилось достичь иррациональных целей любой
ценой,
Реформы потерпели полный провал, а положительные
результаты, если и были, то недолговечны. Первые проблемы появились уже в
начале Большого скачка в 1958 году, когда местные власти рапортовали о
значительном прогрессе, но на деле возникали логистические трудности,
транспортные сбои, нехватка продовольствия, неурожаи осенью, и провал
"народных коммун" был уже очевиден. Власти поощряли народ посредством
идеологической индоктринации и административного давления.
Политика Большого скачка оказала огромное влияние на
будущее развитие страны, что привело к трагическим последствиям в ходе реформ.
Были случаи отклонения от линии партии, одним из них был маршал Пэн Дэхуай,
который поплатился своей карьерой за выражение недовольства на пленуме в
Лушане. Впоследствии его критика была воспринята положительно, но только после
того, как он отказался от политики Большого скачка. После письма министра
обороны курс "трех красных флажков" постепенно начал сходить на нет.
Великая пролетарская культурная революция 1966-1976
годов была одним из самых драматических периодов в современной истории Китая.
Культурная революция была политической кампанией, которую возглавил Мао Цзэдун,
тогдашний лидер Коммунистической партии Китая, чтобы вернуть себе власть. Он передал
его своим соперникам (так называемым «правителям капиталистического пути»,
которых обвиняли в желании навязать капитализм).
Официальные источники сообщили, что за десять лет было
арестовано 4 миллиона 200 тысяч человек, более 7730000 человек умерли неестественной
смертью, более 135000 были казнены как контрреволюционеры, более 237000 человек
были убиты, более 7030000 человек были искалечены в результате вооруженных
нападений, более 71200 семей были полностью разрушены. Исследователи не могли
полностью посвятить себя исследовательской работе. Наукой занимались вне
политических кампаний.
Наиболее активная фаза Культурной революции дала
неоднозначные результаты в плане достижения целей, поставленных левыми. Мао
Цзэдуну удалось устранить ведущих деятелей в руководстве партии, которые были
настроены наиболее оппозиционно по отношению к нему. Лю Шаоци, Пэн Дэхуай и
сотни тысяч других членов партии умерли в тюрьмах, Дэн Сяопин, Чэнь Юнь и
миллионы других были угнетены.
Мао Цзэдуну удалось свергнуть старый и создать новый
политический механизм в стране, более соответствующий его концепции китайской
коммунистической модели, с революционными комитетами в центре. Но он столкнулся
и с новыми проблемами, в основном с поддержанием своего личного репрессивного
режима. Самым серьезным из них было явное усиление роли военных в политической
жизни страны. Революционные комитеты почти полностью подчинялись им (они
контролировали 20 из 29 провинциальных ревкомов), и они контролировали 80
процентов ревкомов в столицах провинций, автономных областях и уездах.
Верховная власть на провинциальном уровне была сосредоточена в партийных
комитетах одиннадцати основных военных регионов, на которые был разделен весь
Китай. Военные занимают более половины мест в Центральном комитете КПК.
Наконец, высший военный чиновник, министр обороны Линь Бяо, был официально
признан преемником Мао Цзэдуна.
Дэн Сяопин восстановил
в Китае внутреннюю стабильность и экономический рост после катастрофических
эксцессов Культурной революции. Под его руководством Китай приобрел
быстрорастущую экономику, повышение уровня жизни, значительное расширение
личных и культурных свобод и растущие связи с мировой экономикой. Дэн также
оставил на месте умеренно авторитарное правительство, которое оставалось
приверженным однопартийному правлению КПК, даже когда оно полагалось на
механизмы свободного рынка, чтобы превратить Китай в развитую страну.
Концепция «четырех
модернизаций» означала реформы в сферах сельского
хозяйства, промышленности, науки и технологий и обороны. Выдвинутая еще при
жизни Мао Цзэдуна, она была взята на вооружение реформаторами во главе с Дэн
Сяопином.
Новая партийная иерархия
стремилась оценить и, таким образом, закрыть вопросы о маоистской эпохе и
перейти к эпохе «четырех модернизаций». Кульминацией стремления Дэна
консолидировать свою власть и обеспечить преемственность своей реформистской
политики среди его преемников стало созыв Двенадцатого Всекитайского съезда
партии в сентябре 1982 года и пятой сессии Пятого Всекитайского собрания
народных представителей в декабре 1982 года.
В сфере
социально-культурной жизни при Дэн Сяопине начались процессы, непосредственно
связанные с политикой открытости и реформ. Рыночные принципы находили отражение
в культурной жизни.
Противоречия между
традиционным и модернистским стали играть одну из ключевых ролей в новых
условиях. Это находило выражение в выставках, арт-галереях, крупнейшей из
которых стала выставка Китай-Авангард 1989 года. Она стала предвестником
протестов в Пекине, подавленных правительственными силами.
Пришедший на смену Дэн
Сяопину Цзян Цзэминь был компромиссной фигурой политического руководства КНР,
который следовал курсу Дэн Сяопина и стремился избегать резкого изменения или
кардинальной трансформации.
Однако после смерти Дэн
Сяопина он приступил к реформам ключевой на тот момент сферы государственных
предприятий, которая стала наиболее убыточной в сфере экономики. За годы реформ
удалось добиться значительного улучшения, прежде всего, в текстильной области.
Период правления Ху Цзиньтао стал фактическим
отказом от продолжения политики «четырех модернизаций». В этот десятилетний
период произошел отказ от дальнейших реформ из-за опасений политической
дестабилизации и угрозы власти политической элиты.
Вместо продолжения реформ был выбран путь, ориентированный
на внешние рынки. В его правление были заложены основы будущего проекта «Один
пояс, один путь», направленный на закрепление статуса мировой державы.
Одновременно в его правление произошло
обострение внутрипартийной борьбы между сторонниками реформ и сторонниками
традиционной коммунистической линии, направленной на сохранение власти КПК и ее
привилегий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА МАО
ЦЗЭДУНА 1.1 Экономическая политика Мао
Цзэдуна 1
октября 1949 года Мао Цзэдун от имени Китайского народного правительства
торжественно провозгласил создание Китайской Народной Республики. Незадолго до
этого, 21 сентября 1949 года, в Бэйпине состоялось первое заседание Народной
политической консультативной конференции Китая, которая через несколько дней
была переименована в Пекин (северная столица) и стала столицей нового
государства. Он закрепил организацию нового государства и избрал его лидеров.
Председателем правительства стал Мао Цзэдун. Все это указывало на очень высокую
степень концентрации власти на высшем уровне в руках одного человека – Мао
Цзэдуна, который к этому времени уже стал харизматическим лидером китайского
народа.
По
мере того, как политическое и экономическое обновление страны возглавлялось и
осуществлялось КПК, сама КПК, теперь уже партия, правящая всем Китаем,
добивалась успехов. Число членов КПК постоянно росло: с 4,5 миллионов человек
на момент основания партии до 6,1 миллионов в мае 1953 года[1].
Однако кадровая политика руководства КПК оставалась противоречивой. С одной
стороны, партия стремилась расширить свои ряды, привлекая в свои ряды всех
патриотически настроенных граждан, которые видели в КПК лидера нового Китая.
Однако, с другой стороны, КПК как правящая партия неизбежно сталкивалась с
опасностью заражения своих рядов карьеристами и политически чуждыми элементами,
членство которых могло только скомпрометировать КПК. Поэтому вскоре после
создания КПК ее руководство решило регулировать рост партийных рядов и сделать
приоритетными набор партийных работников, развитие партийного образования и
чистку партийных рядов. Чистка в партии проходила как интенсивная политическая
кампания по укреплению партии в политическом и организационном плане. Развитие
осуществлялось при сотрудничестве с СССР[2]. [1] Васильев Л. С., Лапина З. Г.,
Меликсетов А. В., Писарев А. А. История Китая: Учебник для студ. вузов, обуч.
по ист. спец. / А.В. Меликсетов (ред.) — 3-е изд., испр. и доп. — М. :
Издательство Московского университета, 2004. – C. 96 [2] Из телеграммы Мао Цзэдуну 20 апреля
1948 года. URL:
http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc211 (дата обращения:
10.02.2022); Телеграмма Мао Цзэдуну 29 апреля 1948 года. URL:
http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc211 (дата обращения:
10.02.2022); Протокольная запись приема делегации ЦК КПК 28 июня 1949 года URL: http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc211
(дата обращения: 10.02.2022); Телеграмма Мао Цзэдуну 10 января 1949 года. URL:
http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc227 (дата обращения:
10.02.2022); Телеграмма Мао Цзэдуну 11 января 1949 года. URL: http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc228
(дата обращения: 10.02.2022); Телеграмма Мао Цзэдуну 14 января 1949 года. URL: http://www.uhlib.ru/politika/tom_18/p4.php#metkadoc229
(дата обращения: 10.02.2022)