Курсовая с практикой на тему Формирование и развитие музыкальных способностей на начальном этапе обучения в классе фортепиано ДМШ и ДШИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика музыкальных способностей 6
1.1. Музыкальные способности и их развитие 6
1.2. Музыкальная память и ритм как составляющая
музыкальных способностей человека 14
Глава 2. Способы и формирование музыкальных способностей 25
2.1. Обобщение педагогического опыта по проблеме исследования 25
2.2. Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей
на начальном этапе обучения в классе фортепиано ДМШ и ДШИ 26
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Введение:
Введение
Актуальность. Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, которая требует безупречной согласованности тонких физических действий, отлаженно работы познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти внимания, воли, – наконец, высокого уровня личностного развития [16].
Фортепиано по праву называют королем музыкальных инструментов ввиду его огромных технических и выразительных возможностей. Помочь овладеть этим богатством – достойная задача музыкального образования Поэтому обучение игре на фортепиано предлагается как на уровне общего развития для всех учащихся детской школы искусств, так и на концертно-исполнительском уровне – в классе специальности.
Музыкальные способности обусловливают успешность восприятия, исполнения и сочинения музыки, а также обучаемость в области музыки. Они представляют собой относительно самостоятельный комплекс: выраженными музыкальными способностями может обладать человек, имеющий умственные способности ниже среднего или даже страдающий слабоумием (так называемый феномен «ученых идиотов», действующий, помимо музыки, применительно к математическим вычислениям, шахматам и рисованию) [10].
Любые способности, в том числе музыкальные, базируются на задатках. Под задатками понимают врожденные анатомо-физиологические и нейрофизиологические особенности человека, задаваемые наследственностью. Способности представляют собой задатки в развитии, причем степень развития может быть настолько различной при равных задатках, что определить границу собственно задатков (педагоги часто именуют ее «потолком») бывает чрезвычайно сложно. В самих задатках трудно отделить одну от другой три составляющие: генетическую, врожденную (особенности внутриутробного развития) и возрастную.
Музыкальные способности принято подразделять на профессиональные и непрофессиональные. Профессиональные способности представляют собой комплекс, разные элементы которого могут быть выражены в различной мере, но каждый из этих элементов и комплекс в целом дают возможность овладевать музыкальной деятельностью на профессиональном уровне.
Непрофессиональные музыкальные способности присущи подавляющему большинству людей (за исключением 2-3 %) и выражаются в желании слушать музыку, ее узнавании, возможности воспроизвести любимые мелодии голосом, ритмично двигаться. Развитие непрофессиональных способностей приводит к умению воспринимать музыку все более высокого уровня сложности, петь, музицировать на различных инструментах, танцевать, импровизировать. Определенной границы между профессиональными и непрофессиональными способностями нет, так как интенсивное развитие способностей постепенно может перевести их на профессиональный уровень.
В процессе такого перехода психологическая структура музыкальных способностей меняется: у музыкантов она характеризуется более тонкими и сложными взаимосвязями между отдельными психическими функциями и свойствами, более выраженными индивидуальными особенностями такой связи, что может стать основой индивидуального художественного стиля [11. С. 136].
Характеристику музыкальных способностей в целом, отражающую их бесконечное индивидуальное своеобразие, различные сочетания и уровни, уместно закончить словами Г.Г. Нейгауза: «В действительности все ступени и градации между бездарностью и гением заполнены, и как
Заключение:
Начальное обучение игре на фортепиано предполагает не только обучение первым навыкам игры и необходимым знаниям нотной грамоты, но и обогащение, и развитие музыкальных впечатлений ребёнка.
На первых уроках обучения следует познакомить учащегося с названием клавиш, с клавиатурой в целом, дать понятие о регистрах, их звучности и соотношение звуков по высоте.
Основное условие при этом должно заключаться в том, чтобы новые сведения были для ученика не абстрактными, а связывались с теми элементарными представлениями, которые у него уже имеются. Так, объясняя названия двух-трёх клавиш, можно вспомнить песенки, начинающиеся с этих звуков. Разница регистров может вызвать сравнения: «медведь» «птички» и т.п. музыкальные представления должны опережать получаемые ребёнком сведения.
Очень важно, чтобы детское задание было небольшим и детское сознание не загромождалось слишком обильной информацией. Можно сыграть ученику, к примеру, явно незаконченную мелодическую фразу с тем, чтобы он сам или с помощью педагога придумал её конец, или сыграть «вопрос», чтобы он на него «ответил» на фортепиано.
Музыкальные отрывки и песни нужно играть, транспонируя от каждых нот, это поможет освоить ребёнком звучание разных регистров, приучит к ним слух малыша. Всё это развивает в первую очередь творческие способности ученика, что может дать дополнительный импульс в последующем, и обеспечить устойчивое желание к занятиям на фортепиано. Это даст основу к освоению навыков импровизации и подбору по слуху на занятиях в старших классах. В целом, развитие музыкальности, слухового контроля, музыкального слуха и ритма на занятиях фортепиано по методике, предложенной в нашей работе, придаст новый импульс учащимся к освоению навыков игры на фортепиано
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика музыкальных способностей
1.1. Музыкальные способности и их развитие
Начальный этап обучения на фортепиано – наиболее важный и ответственный, это фундамент, на котором будет стоять здание исполнительской техники ученика, его умений, навыков. От того, что и как будет чувствовать малыш на первых уроках, будет зависеть его отношение к своему инструменту, к музыкальному звуку, к музыке в целом.
Приступая к занятиям за фортепиано с маленькими учениками, нужно помнить, что ведущий вид их деятельности, в которой они получают основные знания и умения – это игра, что малыши любознательны, что они одушевляют окружающий мир вещей. Поэтому первые навыки звукоизвлечения первоклассники должны получить на уроках, напоминающих игру, включающих фантазию, природные и сказочные ассоциации.
Педагоги с большим опытом всегда имеют представление, что детям, пришедшим на первое занятие, очень хочется поиграть на инструменте и почувствовать волшебное мгновение появления под их пальцами мелодии. А. Артоболевская отмечает: «В своей работе педагога я стремлюсь побыстрее дать ребятам самим выполнить несложные пьески, которые несут в себе весьма заманчивый для восприятия детей образ… Уже на первой стадии нужно постоянно стараться привлечь внимание детей не только к тому, какие ноты они берут, но и как именно они их берут, как эти ноты под их пальцами излучают звук (можно сказать «разговаривают»)» [1].
Весьма ответственным моментом является самое первое прикосновение к клавиатуре инструментов. От того что недооценивают его значимость, из-за отсутствия у обучающихся навыков весьма обдуманного