По общей психологии Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование характерологических особенностей личности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА 6

1.1 Понятие и сущность характера как свойства личности 6

1.2 Развитие личности в старшем дошкольном возрасте 11

1.3 Особенности формирования характера в старшем дошкольном возрасте 16

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 22

2.1 Организация и методы исследования 22

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 25

2.3 Психолого-педагогические условия, способствующие формированию характера ребенка старшего дошкольного возраста 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

  

Введение:

 


Формирование характера зависит от образа жизни и воспитания ребенка. По мере того как формируется образ жизни дошкольника, формируется и его характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, детский сад, сверстники, школа и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для ребенка имеют особое значение. Характер очень часто проявляется в человеческих отношениях. Чем больше внимания окружающие люди уделяют ребенку, тем сильнее у него желание показать свой характер. Демонстрация характера часто преследует цель произвести на взрослых людей впечатления или добиться определенного результата. Характер начинает проявляться в манерах поведения, в привычках, поступках и действиях. Он выражает определенный склад потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. Характер представляет собой внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутри личностных отношений. Как общее правило, характер определяется не каждым единичным, более или менее случайным поступком, а всем образом жизни человека.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования характерологических особенностей личности средствами психолого-педагогического сопровождения.

Объект исследования: характерологические особенности личности.

Предмет исследования: формирование характерологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: особенности межличностных отношений определяют формирование характера личности

В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:

1. рассмотреть понятия и сущность характера как свойства личности;

2. определить характерные особенности развития личности в старшем дошкольном возрасте;

3. выявить аспекты формирования характера в старшем дошкольном возрасте;

4. разработать психолого-педагогические условия, способствующие формированию характера ребенка старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются принципы системного (Б. Г. Ананьев) и субъектно-деятельностного подходов (С. Л. Рубинштейн) в психологии [1; 2].

Теоретической основой исследования являются трехуровневая модель индивидуальности (В. М. Русалов) [3].

Теоретические методы исследования: анализ, систематизация, обобщение информации.

Эмпирические методы исследования: анализ документов, наблюдение, опрос, обработка данных.

Степень разработанности темы. Данная проблема уже много лет является предметом изучения психологической и педагогической литературы. Исследователи Б. Г. Ананьев, Л. С. Выгоцкий, В. С. Мухина, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, [1; 4; 5; 2; 6] исследовали психологию развития детей, в том числе и старших дошкольников, рассматривали вопросы формирования их личности.

В исследованиях последних лет Е.А. Бузаровой, Т. Н. Четыз, Е.Б. Мурзиной [7; 8] рассмотрены психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста, полисубъектная коммуникативно-познавательная среда и ее роль в развитии личности детей старшего дошкольного возраста и др. Таким образом, тема, в целом, достаточно изучена в научной литературе, но наблюдается отсутствие исследований с позиций комплексного подхода, поэтому данная тема нуждается в дальнейшей разработке.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены проявления характерологических особенностей личности, проведен эмпирический эксперимент, интерпретированы результаты, выявлены психолого-педагогические результаты, способствующие формированию характера ребенка старшего дошкольного возраста. Результаты работы рекомендуется использовать администрации детских садов, старшим воспитателям, педагогам-психологам при работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также преподавателям педагогических дисциплин при подготовке к семинарским занятиям, лекциям и в написании научных работ.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование темы «Формирование характерологических особенностей личности » позволило сформулировать следующие выводы:

1. Характер личности старшего дошкольника — это сложная психическая структура, неразрывно связанная, прежде всего, с содержательной стороной его поведения, однако, характер не является чисто содержательной характеристикой психики индивида, он испытывает на себе сильное влияние со стороны биологической организации человека, которая обеспечивает его динамическую (темпераментальную) основу. Развитие характера и темперамента является взаимообусловленным процессом.

2. Развитие старшего дошкольника – сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущему человеку нужно многое понимать, а значит, нужно максимально использовать каждый день его жизни. Важнейшими психологическими новообразованиями старшего дошкольного возраста являются: осознание всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит за счет усвоения системы научных понятий, осведомленность о собственных изменениях в результате развития учебной деятельности.

3. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности: темпераментом и способностями. Формирование характера происходят в совокупности всех обстоятельств субъекта: как внешних, так и внутренних. Обобщенное понятие характера старшего дошкольника подразумевает его поведение и поступки в межличностных отношениях, в котором проявляются черты личности, такие как уверенность в себе, уважение к другим и дружелюбие, альтруистичность, оптимистичность, любознательность, терпение, сообразительность, любовь к прекрасному, целеустремленность.

4. Составлена экспериментальная программа исследования. По результатам теоретической части курсовой работы в качестве основных маркеров для диагностики были выбраны параметры навыков межличностного общения (умение договариваться, продуктивность и др.). В соответствии с этим были подобраны наиболее подходящие по возрасту диагностические методика для проведения констатирующего и контрольного этапа исследования. Для проведения формирующего эксперимента была разработана программа. Все это позволило провести экспериментальную часть исследования на высоком уровне и получить объективные результаты.

5. Для проведения констатирующего этапа была выбрана методика «Рукавички», предложенная Г.А. Цукерман (ЦУКЕРМАН), охватывающие диагностику межличностных отношений ребенка, являющихся показателем формирования характера старшего дошкольника. В цикл игровых занятий входили три занятия, включающие игры на развитие межличностных отношений, упражнения на снятие эмоционального напряжения, творческие занятия, развивающие межличностные отношения детей. В результате практически все участники экспериментальной группы овладели правилами межличностных отношений, за исключением одного дошкольника, который показал низкий уровень, выражавшийся в допущенных ошибках, неуверенности в своих знаниях и умениях. Данные факты подтверждены контрольным экспериментом.

6. Созданию благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих формированию характера ребенка старшего дошкольного возраста способствует коррекционная работа по улучшению эмоционально-психологического климата в группе и налаживанию межличностных взаимодействий и формированию характера личности ребенка.Соблюдение рекомендаций поможет воспитателю в формировании навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, и, также, будет способствовать повышению уровня межличностных отношений детей в группе, что улучшит эмоционально-психологический климат в группе и будет способствовать формированию характерных качеств личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА

1.1 Понятие и сущность характера как свойства личности

Характер отражает уникальность и своеобразие индивидуального опыта человека, и в то же время, испытывает сильное влияние со стороны его природной организации. Остается открытым вопрос о функциональных границах, содержании понятия «характер», структурных компонентах характера, его соотношении с другими интраиндивидуальными психическими образованиями человека.

Основные проблемы в изучении характера, разрабатываемые с позиций различных психологических подходов, связаны с раскрытием его природы, содержания, структуры, определением свойств и функций.

Другой круг проблем не менее важен: поиск, определение и обоснование измеряемых параметров характера. Несмотря на разнообразие теоретических и методологических подходов к изучению характера, проблема измерения индивидуального характера в норме представляется острой и современной.

Разработка общих и частных вопросов, связанных с анализом и описанием устойчивых специфических проявлений индивидуальности, сосредотачивает на себе внимание многих исследователей. Проблема характера как никогда актуальна ввиду постоянного интереса к ней психологов, так как понятие «характер» — одно из самых востребованных и противоречивых в современной психологии. Несмотря на разнообразие теоретических и методологических подходов, проблема измерения характера личности старшего дошкольника представляется острой и современной [6, с. 20].

Характер личности старшего дошкольника — это сложная психическая структура, неразрывно связанная, прежде всего, с содержательной стороной его поведения, однако, характер не является чисто содержательной характеристикой психики индивида, он испытывает на себе сильное влияние со стороны биологической организации человека, которая обеспечивает его динамическую (темпераментальную) основу [3, с. 68].

Основные направления в изучении характера связаны как с определением его структуры, поиском измеряемых параметров характера, так и с раскрытием его природы. Говоря об измерительном подходе к характеру, нельзя обойти вниманием работы Карла Леонгарда, подчеркнув ряд положений, отличающих его теоретические воззрения от взглядов других исследователей характера. Леонгард не только соотносит характер, его крайнюю выраженность — акцентуацию — с тем или иным типом расстройства личности, но и пытается установить соотношение между темпераментом и характером в норме и патогенезе личности. Именно он впервые определил два взаимосвязанных, но отличных подхода для объяснения индивидуального характера, предложив рассматривать его «извне» — через призму присущих человеку ролей и отношений и «изнутри» — через обладание определенными биологически заданными свойствами. На основе своей концепции К. Леонгард выделил 10 основных типов акцентуированных личностей, в основном соответствующих систематике психопатий в пограничной психиатрии [9, с. 34]. Опросник неоднократно адаптировался к русскоязычной популяции. Сравнительно недавно отечественные исследователи получили существенно переработанный вариант опросника, выполненный

В.М. Русалов развил концепцию характера, определив его как «темперамент второго порядка». Согласно их точке зрения, под влиянием воздействий среды, в процессе жизнедеятельности индивида происходит развитие темпераментальных свойств (выносливость, темп, пластичность, эмоциональная ранимость), которые закрепляются «в типичных, повторяющихся паттернах поведения, сценариях стратегий и тактик индивида, специфике отношений, выборе ролевых предпочтений» [3, с. 69].

Актуальной проблемой, связанной с изучением характера, является проблема его сопряженности с другой интраин-дивидуальной подструктурой, темпераментом, так как изучение личности, этой сложной и многомерной системы, целесообразно начинать с ее психофизиологической основы, над которой, по мере становления человека, надстраиваются более поздние социально детерминированные структуры. В качестве такой основы и выступает темперамент.

Под темпераментом мы понимаем совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант [3, с. 70].

Вопрос о взаимоотношениях темперамента и характера ставился многими психологами. Все имеющиеся высказывания по проблеме взаимоотношений темперамента и характера крайне разнообразны, но при тщательном анализе их можно объединить в четыре следующие основные группы: отождествление темперамента и характера, противопоставление темперамента характеру, установление антагонистических отношений между ними, признание темперамента элементом характера, признание темперамента основной природой характера.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы