Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Формирование характера

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1
Теоретические аспекты изучения особенностей характера. 5

1.1 Понятие о
характере, его функции и свойства. 5

1.2 Этапы
развития характера. 9

1.3 Черты
характера и их особенности. 11

2
Практический анализ типов характера и пути их формирования. 18

2.1
Особенности формирования характера. 18

2.2
Классификация типов характера. 20

2.3 Факторы
формирования характера. 33

2.4
Рекомендации по выработке и совершенствованию характера. 36

Заключение. 39

Библиографический
список. 42

  

Введение:

 

В
структуре личности центральное место, как известно, принадлежит характеру. Ведь
характер воздействует на познавательные и мыслительные процессы человека.
Человеческие эмоции также напрямую зависит от его характера. В жизни каждого
человека можно проследить взаимосвязь характера с его интересами, потребностями,
с тем, что представляет важность и значимость. Именно, исходя из поведения человека
в определённых жизненных ситуациях, стоит судить о его характере.

Говоря
о характере человека, можно предположить, что многие из психологов подразумевали
что-то достаточно устойчивое, свойственное только для конкретного человека. Человека,
имеющего определённый характер, можно узнать по его действиям, поскольку он
будет проявляться почти всегда и практически во всем.

Характер
человека всегда проявляется в человеческих отношениях. Вряд ли кто-либо будет
демонстрировать свой характер, если никто за этим не наблюдает и не оценивает.
Напротив, чем больше внимания окружающие люди уделяют человеку, тем больше у
него желания показать свой характер. Демонстрация человеком своего характера
часто преследует цель произвести на других людей определенное впечатление,
добиться в общении с ними вполне конкретного результата.

Такое
понимание характера в психологии сложилось далеко не сразу. В самом первом его
употреблении, которое в какой-то мере сохраняется до сих пор в ненаучной
литературе и в повседневном языке, слово «характер» используется как достаточно
близкое по своему значению к слову «личность». Это не случайно: характер
действительно составляет основу человеческой личности.

В
недалёком прошлом некоторые исследователи подразумевали под характером любые
индивидуальные особенности человека, не обязательно относящиеся только к его
личности, включающие в себя и особенности психических процессов, и особенности
психических состояний. Именно в этом, расширенном смысле слова используется
данный термин иногда и сейчас, когда говорят о чем-либо, характерном для
конкретного человека.

Цель
работы – выявить особенности формирования характера человека.

Объект
исследования – характер человека.

Предмет
исследования – особенности формирования характера.

Для
достижения цели были определены следующие задачи:


определить сущность понятия «характер», определить особенности и черты характера;


раскрыть классификации типов характера;


выявить факторы формирования характера;


привести рекомендации по совершенствованию характера.

Теоретической
основой написания работы послужили труды отечественных и зарубежных психологов,
учёных. В частности, известными отечественными психологами, работавшими в сфере
характерологии, были А.Ф. Лазурский, В.В. Пономаренко, В.Н. Мясищев и другие.
Среди зарубежных представителей психологической науки, занимавшиеся проблемой
изучения характера человека выделяют Ю. Бансена, К. Юнга, З. Фрейда и др. В
области классификации акцентуаций характеров работали К.Леонгард, А.Е.Личко,
Э.Фромм, Э.Кречмер и другие.

Методы
исследования: теоретические (обзор психолого-педагогической и научной
литературы, обобщение материала), практические (анализ материала по теме
исследования, даны рекомендации по совершенствованию характера).

Структура
работы включает введение, две главы, каждая из которых разделена на параграфы,
заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, в процессе изучения теоретических и практических аспектов особенностей
формирования характера человека, были решены поставленные в начале курсовой
работы задачи.

Определив
сущность исследуемого понятия, было выявлено, что большинство психологов под
характером подразумевают индивидуальную совокупность самых
устойчивых свойств личности, приобретённых в течение жизни и проявляющиеся в
поведении человека.

Характер имеет свойства,
среди которых выделяют: глобальные и частные. Глобальные свойства влияют на множество
поведенческих реакций.

Выделяют
первичные и вторичные черты характера, обогащающие внутренний мир человека и
помогающие во взаимоотношениях с другими людьми и в общении с окружающим миром.

В
результате исследования черт характера было выделено несколько групп, которые объединили
в себе мнения различных психологов исходя из компонентов.

По
мнению учёных, важная роль принадлежит следующим компонентам: 1 группа –
поведенческий компонент (к примеру, общительный – замкнутый); 2 группа –
мотивационный компонент, являющийся отражением смысла реализации той или иной
черты; 3 группа – эмоциональный компонент, который обуславливает в ходе
реализации тех или иных черт степень их выраженности (в частности, положительные
или отрицательные черты); 4 группа – компонент активности, означающий способ
реализации черты, с давлением извне или по собственной инициативе
(ответственность – человек сам или его кто-то побуждает к этому).

Рассмотрев
различные классификации типов характера, отметим их многообразие. Одной из
первых классификаций была предложена Э.Кречмером в зависимости от телосложения
человека, где выделено три типа характера: пикнический, астенический и
атлетический. К.Леонгард предложил типологию в зависимости от
стиля общения, им были выделены следующие типы акцентуаций: гипертимный,
циклоидный, дистимический, эмотивный, экстравертированный, интровертированный,
экзальтированный, демонстративный, тревожный, возбудимый, застревающий,
педантичный. На основе наблюдений за подростками А.Е. Личко была предложена
классификация, где выделены следующие типы акцентуаций: гипертимный, лабильный,
циклоидный, истероидный, шизоидный, конформный, неустойчивый,
астено-невротический, эпилептоидный.
Типология
характера в зависимости от отношения человека к жизни, обществу и нравственным
ценностям, автором которой является Э. Фромм, определена как социальная
типология характеров. А.Ф.Лазурский выделял
три психологических уровня исходя из степени приспособления человека к среде:
высший, средний и низший.

Следует
отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма
существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не
всегда может быть отнесён к определённому типу. Очень часто у одного и того же
человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера.

Следует
отметить, что каждый тип характера — это не случайный набор свойств, в их
сочетаниях прослеживается определённая закономерность. Прослеживание этой логической
закономерности является важнейшей задачей психологических исследований, решение
которой продвинуто далеко не достаточно.

Выявив факторы формирования характера,
можно отметить, что одним из основных факторов являются временные рамки.
Формирование главных черт завершается к 4-5 годам, именно к этому возрасту наблюдаются
психические особенности умственных способностей,
эмоционально-волевой сферы, нравственных установок. К десяти годам сложившиеся
черты уже приобретают устойчивость, а к 25 годам действия совершаются
автоматически. К другим факторам, оказывающим влияние на развитие характера
человека, относят: генетическую предрасположенность, обстановку в семье, социальное
окружение, самовоспитание и факторы воспитания. Степень воздействия всех
перечисленных причин на личность может быть разной.

В
заключении приведены рекомендации по совершенствованию характера, среди которых
важное место отводится самовоспитанию, которое предполагает освобождение от
излишнего самомнения, критической оценки своих действий, способности увидеть
свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те
черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у
себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые
черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между
новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие.

Наиболее
эффективным средством формирования и воспитания характера является труд. Сильными
характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе,
настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к
достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за
выполнением намеченного.

В заключение необходимо отметить, что формирование характера происходит
не только в тяжёлые жизненные моменты жизни, но и в повседневности и будни. Существенную
роль играет режим дня, соблюдение дисциплины, следование нормам поведения. Даже
незначительные поступки, если они служат доброму делу и совершаются
систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживают
человека. Внешние проявления не всегда свидетельствуют о чертах характера. Очень
часто у тихого и мягкого человека может быть железный характер, а у бравого,
энергичного, с громким голосом и выразительным взглядом — слабый, при котором
он безропотно принимает любое замечание старшего, не имеет собственного мнения,
недооценивает свои возможности. Поэтому вопрос о формировании характера до сих
пор является актуальным для психологов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические
аспекты изучения особенностей характера

1.1 Понятие
о характере, его функции и свойства

Попытки
исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было
сформировано самостоятельное учение о характере — характерология, которое имеет
длительную историю своего развития.

Первая
попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию
характеров, основанных на этических принципах. В древнегреческой литературе типологию
характеров, распространённых в афинском обществе, описал Теофраст.

Затем
лишь в первой половине ХІХ века стала возникать наука о характерах. Создатель
френологии Галь перечисляет двадцать семь элементарных психических
способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них инстинкт
размножения, любовь к потомству, привязанность, дружба, разрушительный
инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.

В
конце ХІХ века появляются две интересные работы по проблеме характера: книга Ф.
Джордано «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека» и книга Ф. Полана
«Психология характера». Джордано, по сути, описал экстраверта и интроверта, а
Ф. Полан отмечает, что строение характера определяется стремлениями человека.

В
психологии понятие «характер» (от греч. charakter — печать, чеканка) означает
совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности
и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах
поведения[1].

Характер
— это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных
особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном
отношении:


к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); [1] Маклаков А.Г. Общая психология:
Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2008.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы