Курсовая с практикой на тему Формирование гуманистической направленности поведения у старших дошкольников посредством музыки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические аспекты
проблемы формирования гуманистической направленности поведения у старших
дошкольников посредством музыки. 5
1.1 Сущность
гуманистической направленности поведения в старшем дошкольном возрасте. 5
1.2. Нравственный
потенциал музыки в процессе формирования гуманистической направленности
поведения у старших дошкольников. 9
2 Методические основы
формирования гуманистической направленности поведения у старших дошкольников
посредством музыки. 13
2.1 Характеристика
диагностических методик по формированию гуманистической направленности
поведения у старших дошкольников. 13
2.2 Методы формирования
гуманистической направленности поведения у старших дошкольников посредством
музыки. 18
Заключение. 24
Список литературы. 25
Введение:
Современный
гуманистический принцип, преобладающий в системе образования, доминирующий
статус человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие
личности детерминируют более внимательное, ответственное отношение педагогов к
каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира.
Каждый ребенок имеет право на достойное, квалифицированное педагогическое
сопровождение для наиболее полного раскрытия своего потенциала. Значимость дошкольного
этапа онтогенеза в формировании личности субъекта имеет огромное значение. Дошкольное
детство играет серьезную роль в становлении личности, задавая вектор ее
развития на протяжении всей последующей жизни людей, и характеризуется
значительными физиологическими, социальными и психологическими преобразованиями.
Большую
роль в гармоничном и всестороннем развитии детей играет музыка. Грамотно
выстроенное и реализуемое музыкальное воспитание всегда соотносится с
формированием и развитием большого количества разнообразных характеристик и
черт личности ребенка. Основной целью музыкального воспитания следует считать
формирование эстетического, гуманистического и эмоционального отношения к жизни
и искусству, для которого является типичным наличие развитой эмоциональной
отзывчивости, развитого восприятия, оценочного отношения, творческой
деятельности.
Значимость
и актуальность формирования гуманистической направленности поведения
обусловлена тем, что в современных условиях дети постоянно сталкиваются с
образцами жестокого, негуманного поведения. Подобные формы поведения и
отношения к миру наблюдаются ими в отношениях окружающих людей, на экранах
телевидения, в интернет-источниках. Детская психика характеризуется высокой
внушаемостью, подверженностью внешнему влиянию, соответственно, наблюдаемые
формы поведения легко ими усваиваются. Соответственно, перед педагогами
дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у
воспитанников гуманистического отношения к миру и окружающим, навыков и
потребности гуманистического поведения. Музыка может выступать одним из
эффективных средств воспитания гуманистического поведения у дошкольников, т.к.
именно в музыкальном воспитании происходит формирование эмоциональной
отзывчивости, сопереживания и т.д.
Цель
исследования: изучить особенности формирования гуманистической направленности
поведения дошкольников посредством музыки.
Объект
исследования: гуманистическая направленность поведения дошкольников.
Предмет
исследования: специфика воспитания гуманистической направленности поведения
дошкольников посредством музыки.
Задачи
исследования:
1) Охарактеризовать понятие «гуманистическая
направленность поведения» в дошкольном возрасте;
2) Проанализировать нравственный потенциал
музыки в качестве средства формирования гуманистической направленности
поведения;
3) Рассмотреть методы диагностики
гуманистической направленности личности;
4) Описать методы формирования
гуманистической направленности личности в музыкальном воспитании.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации. 5)
Заключение:
Таким
образом, формирование гуманистической направленности дошкольников является
одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Это
определяется гуманистической направленностью образовательной системы в целом, а
также негативным влиянием окружающей социальной среды на формирование личности
ребенка. Современный ребенок имеет доступ к различным средствам СМИ и
виртуальному пространству, в которых представлен широкий диапазон асоциальных
форм поведения, насильственного и жестокого взаимодействия и т.д.
Соответственно,
возникает необходимость выбора таких форм обучения и воспитания, которые
позволили бы формировать у ребенка гуманистическую направленность поведения,
умение сопереживать окружающим, желание помогать другим детям, нравственные
характеристики личности. Эффективные средства для решения данных задач
содержатся в сфере музыкального воспитания. Это обусловлено эмоциональным,
эстетическим характером музыкального произведения.
Как
правило, в работе с музыкальными произведениями применяются такие методы
работы, как слушание музыки, пение, анализ музыкальных произведений. Это
позволяет сформировать у ребенка умение чувствовать эмоциональное настроение
музыкального произведения и его автора, желание делиться своими переживаниями,
понимание в отношении окружающих, потребность в созидании, желании создавать и
наблюдать красоту и эстетику в своей жизни. Также происходит становление
навыков коммуникации с окружающими, формирование дружеских отношений с другими
детьми.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты проблемы формирования гуманистической
направленности поведения у старших дошкольников посредством музыки
1.1 Сущность гуманистической направленности поведения в
старшем дошкольном возрасте Гуманистическое
направление в педагогике определилось во второй половине XX века как отражение
идей гуманистической психологии. Результаты исследований психологов Л.
Артемовой, Л. Божович, А. Запорожца, С. Карповой, В. Котырло, Е. Субботского,
С. Якобсона свидетельствуют о том, что дошкольное детство – период, когда
моральные нормы становятся мотивами поведения. В связи с этим гуманистическое
воспитание следует осуществлять в процессе ознакомления ребенка с
соответствующими нормами гуманности, которые требуют конкретизации в
определенной жизненной ситуации. Идеи гуманистического воспитания перекликаются
с педагогикой педоцентризма и педагогикой нового воспитания.
В
исследованиях педагогов и психологов проблема воспитания гуманного поведения
представлена такими проявлениями, как милосердие (И. Княжева), отзывчивость (М.
Воробьева, Т. Пономаренко), сочувствие, сопереживание (Г. Кошелева, Л.
Стрелкова), гуманные взаимоотношения (Л. Артемова, А. Гончаренко, В.
Павленчик), заботливость (И. Демина, Н. Тимошенко), взаимопомощь (А.
Виноградова, Л. Пеньевская, Т. Пониманская, Т. Репина). Актуальными
представляются исследования, рассматривающие технологии внедрения в практику
современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической
педагогики. Во многих из них совместная работа семьи и педагогического
коллектива обозначена как необходимое условие формирования гуманных качеств
личности ребенка.