Курсовая с практикой на тему Формирование гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность понятия социализации 5
1.2. Понятие гражданственности 8
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 14
2.1. Изучение уровня сформированности гражданской позиции у старших дошкольников 14
2.2. Модель формирования гражданской позиции у старших дошкольников 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
Введение:
Актуальность темы исследования. В современных условиях гражданская позиция, гражданственность выступают синтезом качеств личности, включает в себя целый комплекс идейно-политических и моральных качеств. Гражданственность является интегральным качеством личности и совокупности личностных знаний гражданина, его убеждений, намерений и действий в согласии и на благо общества, характеризующий общий уровень гражданского развития личности.
Исследованию гражданственности в последнее время уделялось много внимания, что связано, во-первых, с интенсивными общественными процессами в нашей стране, во-вторых, несогласованностью научных соображений по психологической сущности этого феномена, в-третьих, потребностью в изучении социальных, психологических и возрастных особенностей процесса, который определяется нами как гражданский развитие личности и отражает уровень сформированности гражданственности личности.
Проблематику формирования гражданской позиции через призму процесса политической социализации исследовали Г. Тард, Т. Парсонс, Д. Истон. Вопрос о формировании «демократической личности» исследовалось в работах П. Синдемана, А. Никельса, Х. Маклосски. В советское время получили известность работы С. Иконников, И. Ильинского, А. Козлова, В. Чупрова и др., которые использовали близкие понятия «политическая культура», «политическое формирование личности», «классовое воспитание». Однако на сегодняшний день вопрос формирования гражданской позиции у старших дошкольников остается не до конца разработанным. Этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.
Объект исследования – гражданская позиция старших дошкольников.
Предметом исследования являются особенности формирования гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации.
Цель исследования – определить особенности формирования гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Описать сущность понятия социализации.
2. Раскрыть специфику понятия «гражданственность».
3. Изучить уровень сформированности гражданской позиции у старших дошкольников.
4. Разработать модель формирования гражданской позиции у старших дошкольников.
Методами исследования были определены следующие: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; метод теоретического конструирования при разработке модели формирования гражданской позиции у старших дошкольников;
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы; в разработанной модели формирования гражданской позиции у старших дошкольников и возможности ее использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Воспитание в современном образовании занимает особое место, ведь сегодня Россия и ее граждане становятся непосредственными участниками процессов, которые имеют чрезвычайно большое значение для дальнейшего определения, в первую очередь, своей судьбы, судьбы своих соседей, дальнейшего мирового порядка на планете. Среди воспитательных направлений сегодня наиболее актуальными выступает формирование гражданственности у дошкольников. Поэтому сейчас, как никогда, нужны новые подходы и новые пути к воспитанию гражданственности как чувства и как базового качества личности.
В современных тяжелых и мучительных ситуациях вызовов и угроз и одновременно больших перспектив развития, кардинальных изменений в политике, экономике, социальной сфере приоритетной задачей общественного развития, наряду поисками путей для интеграции в мировое сообщество, является определение новой стратегии воспитания как многокомпонентной и многовекторной системы, которая во многом формирует будущее развитие Российского государства.
Поэтому сейчас, как никогда, нужны новые подходы и новые пути к воспитанию гражданской позиции как чувства и как базового качества личности.
Залогом эффективности воспитательного процесса является органическое сочетание принципов гражданского воспитания в целостную систему, которая обеспечивает достижение соответствующих результатов.
Модель организации воспитания гражданской позиции должна строиться с учетом возрастных особенностей в контексте целостного педагогического процесса.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1. Сущность понятия социализации
Одним из наиболее важных задач процесса воспитания современного молодого человека есть задача способствовать вхождению школьника в практику общественной жизни, общественной деятельности, нормы и критерии которых составляют независимую от личности ребенка объективную реальность (Жан-Ив Роше) [18]. При этом не последняя роль возлагается на школьного психолога, который проводит работу по преодолению проблем в социализации подростков в школе.
Впервые термин «социализация» возник в западной социологии в конце XIX в. В систему научных понятий этот срок внедрено американским социологом Ф. Гиддинсом в 1887 в работе «Теория социализации», где было дано его трактовки, близкий к современному — «… развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [5, c.835].
Особенность методологии научных поисков в различных научных областях обусловливает определенные различия определения учеными сущности понятия социализации. Кроме того, анализ наработок исследователей по проблемам социализации даже в одной отрасли свидетельствует об отсутствии единого подхода к трактовке сущности данного процесса.
Представители структурно-функциональной социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) утверждают, что суть процесса социализации заключается в адаптации индивида к социальной среде, которая становится основой его «поведенческой уверенности». Согласно теории Т. Парсонса, социализация является одной из составляющих процесса социальной интеграции. В контексте осуществляемого исследования важно мнение Т. Парсонса о том, что школа является одним из самых значимых агентов социализации [11, с. 297].
Немецкие социологи, представители «критической теории социализации» (Ю. Хабермас) и теории эмансипирующей социализации (В. Орбан) содержание и задачи социализации видят в воспитании активной личности в процессе ее взаимодействия с социальной средой, осознания ею необходимости полного развития своих способностей и потенций [17, с.55]. Российский исследователь Б. Парыгин трактует социализацию как «…сложный процесс «очеловечивания» человека, предусматривает как биологические предпосылки так непосредственное вхождение индивида в социальную среду, включающую в себя социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм и обязанностей и т.п., активно перестройку окружающей среды (как природного так и социального мира); изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие» [12, с.22]. Кон, трактует социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность» [17, с. 22]. Гуманистическая психология (Ш. Амонашвили, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) трактуют социализацию как процесс самоактуализации «Я-концепции». Процесс социализации, по их мнению, заключается в саморазвитии и самореализации личности в процессе усвоения социального опыта и приобретения (овладение) ею личного, индивидуального опыта [1, с. 29].
Анализируя философские, социологические, психологические и педагогические аспекты процесса социализации, ученые выделяют два ее механизма: интериоризацию и экстериоризацию. Эти термины обозначают соответствующие реальные явления, происходящие в процессе воспитания и имеют взаимодополняющий характер. Интериоризация, как один из компонентов социализации, означает усвоение и присвоение индивидом знаний, норм, ценностей данного общества (М. Лукашевич), овладение социальными отношениями, превращение их в достояние внутреннего мира личности (Л. Выготский, Д. Эльконин, А. Леонтьев, А. Бойко, А. Капская и др.). Другой механизм социализации, то есть экстериоризация, заключается в активном воспроизведении индивидом в своей деятельности усвоенного социального опыта. В результате процесса экстериоризации внутренней жизни индивида получает внешне выраженную знаковую и социальную форму своего существования [10].
Сторонники теории социализации (Дж. Г. Мид, П. Бергер, Т. Лукман и др.) отмечают, что каждый индивид, рождаясь в объективной социальной структуре, встречает в ней значимых других, которые несут ответственность за его социализацию и выполняют роль посредников между ним и социальным миром. Закономерно, что каждый индивид, идентифицируя себя с другими, принимает и присваивает их роли и установки. Только благодаря такой идентификации становится возможным процесс интернационализации. Мерой этой идентификации со значимыми другими является способность идентифицировать себя, приобретая объективную идентичность. Так формируется «Я» как рефлексивная сущность, отражает установки, сформированные в отношении нее прежде всего значимыми другими. Разворачивается этот процесс в диалогическом взаимодействия идентификации и самоидентификации [8].
Благодаря первичной социализации в сознании ребенка происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других к ролям и установок вообще. Это абстрагирование от ролей и установок конкретных значимых других называют «обобщенным другим». Его формирование в сознании означает, что индивид теперь идентифицирует себя не только с конкретными другими, но и с вообще других, то есть с обществом. Только благодаря этой обобщенной идентификации его собственная самоидентификация приобретает стабильности и непрерывности независимо от конкретных отношений и обстоятельств.
Эта новая целостная идентичность объединяет в себе все самые интернализованные роли и установки, фактическую данность ожиданий и реакций значимых других преподносит через понимание правил поведения к осознанию норм, ценностей, идеалов, которые возникают как символически-смысловое отражение человеческого общества, условий, порядка, законов его жизни.
Социализация предстает как сложный, диалектический, целостный процесс развития и саморазвития человека, как единство двух противоречивых процессов – адаптации и индивидуализации, способствует интеграции личности в общество. Осмысление социализации как социально-педагогического явления требует обоснования аксиологических подходов к осмыслению возможных подходов осуществления этого процесса, определение эффективных способов усвоения школьниками социального опыта (национального и общечеловеческого), позволяющих им понять и принять активную позицию субъекта социализации.