Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология и социальная педагогика

Курсовая с практикой на тему Формирование гражданских качеств как одно из направлений социально-педагогической деятельности у обучающихся младшего школьного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития гражданских качеств у младших школьников 6

1.1. Психолого-педагогические основы развития гражданских качеств у младших школьников 6

1.2. Особенности воспитания развития гражданских качеств у младших школьников 11

1.3. Современные подходы формирования гражданских качеств младших школьников 15

Выводы по первой главе 19

Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию гражданских качеств у младших школьников 20

2.1. Диагностическое исследование первоначального уровня сформированности гражданских качеств у младших школьников 20

2.2 Программа по развитию гражданских качеств младших школьников 25

2.3 Диагностическое исследование уровня сформированности гражданских качеств у младших школьников на контрольном этапе 30

Выводы по второй главе 35

Заключение 36

Список использованных источников 38

Приложения 42


  

Введение:

 

В современных социокультурных условиях задача развития гражданских качеств учащихся ставится в ряд приоритетных. Это связано со значительным снижением уровня гражданской воспитанности современных школьников, с расшатыванием традиционных механизмов передачи гражданских ценностей, утратой опыта эффективного гражданского воспитания в практике школ как следствия социально-экономических, политических и духовно-нравственных перемен, произошедших в российском обществе в 90-е годы XX в.

На важность развития гражданских качеств школьников обращено внимание таких нормативно-правовых документов, как Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования до 2025 года». На необходимость формирования гражданского самосознания младших школьников, в том числе познания национальных и культурных особенностей своих регионов, прямо указано в ФГОС начального общего образования. Однако, несмотря на законодательное закрепление приоритетности гражданского воспитания, целостная система воспитательной работы, ориентированная на становление и развитие гражданских качеств школьников, отсутствует.

Проблемы развития гражданских качеств изучаются учеными различных направлений: этнографами, психологами, этнопедагогами, историками и педагогами. Теоретические основы развития гражданских качеств в России заложены в работах Ю.К. Бабанского, П.Ф. Каптерева, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой, В.И. Слободчикова,В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др. Основы концепций развития гражданских качеств -Е.Е. Вяземский, А.Д. Саватеев, И.В. Следзевский.

Говоря о развитии гражданских качеств, стоит отметить, что оно является частью духовно-нравственного развития. Авторами концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников являются — Т.Л Белоусова, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишкови др. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Ценностные ориентации подрастающего поколения влияют на стабильность и благополучие каждого человека, семьи, общества и страны. Уровень сформированности гражданских качеств оценивается как высшая форма духовно-нравственного развития у выпускников общеобразовательной школы.

Особенностью работы учителя начальных классов в контексте развития гражданских качеств является такое преподнесение изучаемого материала, которое отражается на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития гражданских качеств младших школьников в учебном процессе.

Решение данной проблемы составляет цель данного исследования.

Объект исследования: процесс развития гражданских качеств младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития гражданских качеств младших школьников в учебном процессе.

Гипотеза исследования: развитие гражданских качеств младших школьников будет эффективным, если:

− учащиеся знакомятся с основными понятиями и символами государства;

− используются различные формы занятий по знакомству учащихся с правами, свободами и обязанностями человека;

− учащиеся вовлекаются в подготовку и проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам.

Задачи исследования:

— изучить психолого-педагогические основы развития гражданских качеств у младших школьников;

— рассмотреть особенности воспитания развития гражданских качеств у младших школьников;

— проанализировать современные подходы формирования гражданских качеств младших школьников;

— провести диагностическое исследование первоначального уровня сформированности гражданских качеств у младших школьников;

— составить программу по развитию гражданских качеств младших школьников;

— провести диагностическое исследование уровня сформированности гражданских качеств у младших школьников на контрольном этапе.

Методы исследования:

− теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

− эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование;

− методы математической обработки данных.

Экспериментальная база исследования: МБОУ г. Н, 2 «Б» класс.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Начальный школьный этап является благоприятным периодом для формирования гражданских качеств. В условиях новой социальной ситуации (поступление в школу) происходит расширение и углубление нравственных представлений младших школьников, формирование на этой основе определенных нравственно-патриотических идеалов. .Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового обеспечивают внутреннюю потребность в понимании гражданских ценностей (интерес к семейной истории, малой родине, культуре, традициям родного края). В результате формирования нравственных оценок у младших школьников формируется самосознание (чувство гордости за историю, традиции, культуру, подвиги и достижения, которые принадлежат своей Родине, понимание своей роли и места в жизни).

По выделенным показателям и критериям были выбраны следующие диагностические инструменты: метод «Словарь понятий» (Ю. А. Афонкина), «Патриотизм». Насколько мне известно» (Л. М. Фридман), методика «Моя родина – Россия» (Д. В. Григорьева), диагностическая задача «Ваш выбор» (Т. В. Морозова).

Диагностическое исследование, проведенное на начальном этапе проектной работы, показало, что 25% (5 учеников) имели высокий уровень развития гражданских качеств, 55% (11 учеников) — средний, а 20% (4 ученика) — низкий уровень развития гражданских качеств.

Данные, выявленные на контрольном этапе проектных работ, диктовали направление дальнейших работ.

В целях воспитания гражданских качеств младших школьников нами разработана программа гражданского воспитания.

Цель проекта: Воспитывать гражданские качества младших школьников.

Задачи:

— формирование индивидуальной системы гражданских ценностей на основе расы, национальности и общечеловеческих нравственных ценностей;

— формирование ценностных отношений к человеку, его правам и свободам;

— объяснять общепринятые нормы и правила поведения;

— развивать чувство собственного достоинства и осознание своих прав, свобод, обязанностей и ответственности;

— формировать социальную деятельность как средство самореализации;

— развивать способность к позитивному, ненасильственному поведению для защиты прав и свобод человека;

— развивать навыки законопослушного, законного и общественно полезного поведения;

— развивать умение объективно оценивать себя и регулировать поведение в соответствии с системой нравственно-гражданских ценностей.

С целью определения эффективности проведенной учебной программы был поставлен итоговый диагноз уровня развития гражданских качеств младших школьников. Сравнительный анализ результатов исследования констатирующего этапа проектной работы и контрольного этапа свидетельствует об эффективности воспитательной работы по формированию гражданских качеств младших школьников. Увеличилось количество учеников высокого уровня (на 4). Нижний уровень имеет редукцию (сокращение на 3 человека). Средний показатель снизился (на 1 человека). Опубликованные результаты подтверждают, что учебная программа, которую мы разработали для развития гражданских качеств, эффективна для младших школьников.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогические основы развития гражданских качеств у младших школьников

Являясь чрезвычайно сложным, по сути, и разнообразным по формам проявления процесс воспитания требует постоянного внимания общества и прежде всего педагогов, которые выполняют социальный заказ государства по воспитанию подрастающего поколения. Особое место в воспитании отводится гражданскому становлению личности. Следовательно, есть необходимость обратиться к истории становления этого воспитательного направления в отечественном образовании [13, 16, 18, 19].

Воспитание должно быть направлено на объединение людей обществом, обеспечивая сохранение исторического, культурного и духовного облика народа. Взаимодействие педагогов и воспитанников в своей основе направляется на формирование социально-морального развития личности, гражданина, патриота, семьянина [17, 20].

Предпосылки формирования гражданских качеств закладываются в раннем возрасте, являющимся важным периодом становления личности, именно в этом возрастном периоде происходит формирование ответственности и способности ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей [14, 21, 22].

В связи с этим, одной из главных задач образовательных организаций является такая организация педагогического процесса, которая позволит детям приобретать не просто знания, а человеческие качества. Эти качества должны помогать в любой нестандартной жизненной ситуации служить залогом приобретения необходимых знаний, способов деятельности, когда это ему понадобиться [3].

Началом сущностного понимания гражданственности в России можно считать появление рукописного памятника русской педагогики Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских» второй половины 7 века, содержащий правила детей. В этом источнике понятие «гражданство» синонимично понятию «культура» [10].

Лишь в 18 веке понятия «гражданин» и «гражданственность» активное использование получили в жизненной практике истории России. Мыслители России видели в гражданине человека, любящего свое Отечество, готового положить жизнь в борьбе за Россию. Великим патриотом и ученым, обосновавшим актуальность гражданских качеств и предопределившим значение гражданственности, был М.В. Ломоносов.

В середине 18 века гражданственность и гражданское воспитание были ориентированы на подчинение граждан государству, на служение Отечеству.

Воспитание гражданственности в России данного периода традиционно строилось на системе христианских религиозно-нравственных ценностей, дифференцировалась по сословиям российского общества. Низшее сословие было ориентировано на безусловное подчинение граждан власти, в то же время, чиновничество, интеллигенция и офицерский корпус в большей степени ориентировались на служение Отечеству.

По мнению известного педагога П.Ф. Каптерева (1849-1922), отечественная философия еще не доросла до понимания значимости проблемы гражданственности. Появились только слова: «человек», «гражданин». До конца 19 века и в государственно-ориентированной педагогике доминировало понимание гражданского воспитания как воспитания послушания, повиновения власти, религиозности и патриотизма [11].

Писатель, философ и революционер В.Г. Белинский утверждал, что необходимо воспитывать человека-гражданина, при этом вначале необходимо воспитать человека и лишь потом – гражданина. Нравственные основы человеческой личности, утверждал он, закладываются в семье, а задача учебных заведений – сделать их гражданами, членами государства.

Гражданственность исследовалась в 1920-1930 гг. учеными – С.И. Гессеном, М.Л. Гофманом, В.В. Зеньковским, С.И. Карцевским и др. Они указывали, что личность развивается в обществе и государстве, в живом социальном опыте. Культура и система взаимодействия общества и государства определяют развитие и духовность каждой личности, ее созидательно-преобразующую деятельность, ее гражданские качества. Утверждалось, что человек образованный и нравственно-воспитанный – это человек, способный на проявление гражданских добродетелей. Делался вывод, что условием, способствующим зарождению и укреплению гражданских, гражданских качеств у подрастающих поколений, является единство воспитательных воздействий государственной власти, общества, семьи и школы.

Один из самых признанных педагогов ХХ века немецкий учёный-педагог Георгом Кершенштейнером (1854-1932), провозгласил актуальность такой системы воспитания подрастающих поколений, которая обеспечивала бы подготовку из детей благонамеренных граждан, добросовестных и инициативных в области своей профессиональной деятельности работников. Идеи Г. Кершенштейнера широко распространились в странах Европы и послужили в дальнейшем основой для разработки общей теории гражданского воспитания. Его идеи стали основополагающими для гражданского становления подрастающего поколения и в отечественной педагогике.

В современных педагогических исследованиях гражданственность стала рассматриваться как интегративное качество личности.

В последние десятилетия все увереннее обозначает себя культурно-антропологический подход в исследовании категории гражданственность. Воспитание гражданина рассматривается как воспитание человеческой культуры и нравственности, определяющего условие конструктивного развития нынешней России. В этой позиции выражена оптимистическая стратегия воспитания гражданственности в личностно-психологической и социокультурной перспективе [11].

Гражданин в своем идеале сегодня – это человек, осознающий себя субъектом исторической реальности – свободным, равноправным членом определенного сообщества, добровольно участвующий в общественной жизни, обладающий высокой нравственностью и социально-правовой компетентностью находящейся под защитой закона. З.Я. Капустина в связи с этим вывела основные свойства, присущие гражданину: гуманистическое и культуросообразное миропонимание и мировоспириятие; участие в социально-педагогической деятельности; приобретение положительного личностного, социального и эмоционального опыта общения. Наряду с этим, она акцентирует внимание на: следование нормам и требованиям культуры гражданских отношений; дифференцированное восприятие информации; наличие потребности в развитии и обогащении имеющихся коммуникативных способностей; ценностно-смысловое восприятие окружающего мира; осознание гражданственности как высшей социализированной формы субъектности человека [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы