Курсовая с практикой на тему Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 6
1.1 Онтогенетические закономерности речевого развития. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 6
1.2 Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста 12
1.3 Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 17
Глава 2. Экспериментальное изучение грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 22
2.1 Организация и методика экспериментального изучения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
Глава 3. Методика логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 36
3.1 Принципы и основные направления коррекционной работы 36
3.2 Программа формирующего эксперимента 38
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 43
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 58
Введение:
Актуальность исследования. Проблема нарушений речи и их коррекции у детей является одной из актуальных проблем логопедии, так как последние десятилетия характеризуются ростом числа детей с общим недоразвитием речи. Нарушения речи у детей общим недоразвитием речи могут носить системный характер и затрагивать разнообразные стороны речевой системы.
Только при овладении определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения, то есть грамматический строй речи. На это указывают ученые, такие как Е.В. Мальцева, С.Г. Шевченко, В.А. Ковшиков, Ю.Г. Демьянов, Р.И. Лалаева и др.
В течение последних десятилетий проблемами детей с общим недоразвитием речи занимались многие ученые, что нашло отражение в работах Г.А Волковой, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, В.И. Селиверстова и др. Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей экспериментально доказана в исследованиях О.В. Герасимовой и Т.А. Бочкаревой, Е.О. Смирновой и Л.Г. Галиузовой, О.А. Козыревой.
Нарушение развития грамматического строя речи у дошкольников с общими нарушениями речи к началу школьного обучения усложняет освоение программ по русскому языку, приводит к возникновению нарушений формирования языковых процессов анализа и синтеза, а также к нарушениям письменной речи.
Своевременная логопедическая работа дает возможность формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, однако, существующая логопедическая практика, по-прежнему, требует углубления и конкретизации для выбора наиболее эффективных средств и методов. Это обусловило выбор темы нашего исследования.
В связи с этим целью исследования является изучение основных подходов к формированию грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является грамматический строй речи ребенка- дошкольника.
Предметом исследования выступают особенности грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и подходы к его формированию.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать материалы логопедического обследования и подобрать диагностические методики изучения грамматического строя речи для дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести экспериментальное изучение грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и проанализировать его результаты.
4. Рассмотреть основные подходы к формированию грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:
— теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по теме исследования;
— эмпирические методы: тестирование, наблюдение; систематизация и классификация результатов исследования.
База исследования: МБДОО Детский сад «Игрушка» г……….
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Заключение:
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе обуславливается развитием представлений ребенка об окружающей его действительности. По мере знакомства с новыми предметами и явлениями, признаками предметов и действий, происходит обогащение словаря ребенка.
Освоение окружающего мира ребенка проходит в процессе неречевой и речевой деятельности во время взаимодействия с реальными объектами и явлениями, а так же посредством общения со взрослыми.
Важным является то, что развитие грамматического строя речи во многом определяется социальной средой, в которой растет и воспитывается ребенок. В зависимости от социально-культурного уровня семьи, возрастные нормы словарного запаса ребенка одного и того же возраста могут иметь значительные колебания. Это объясняется тем, что словарь у ребенка пополняется и усваивается в процессе общения. Посредством речевого общения ребенок не просто заимствует слова из речи окружающих и не просто пассивно закрепляет слова или словосочетания в своем сознании, а овладевая речью, он анализирует речь окружающих, выделяя морфемы, создавая новые слова, комбинируя морфемы.
В последнее время отмечается рост числа детей с речевыми нарушениями среди воспитанников дошкольных учреждений, в частности, с общим недоразвитием речи. Поэтому встает необходимость разработки эффективных путей формирования грамматического строя речи у рассматриваемой категории детей старшего дошкольного возраста с целью их качественной и своевременной подготовки к обучению в школе.
Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному обучению, поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по предметам языкового цикла.
На основе теоретического анализа исследований ученых освещенных в психолого-педагогической литературе мы охарактеризовали речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР, описали их клиническую характеристику, уровни общего недоразвития по Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой. Существенным отличием между классификациями этих авторов является то, что к I-му уровню недоразвития речи относят ту категорию детей, у которых были незначительные проявления ОНР – легкий вариант, ко II-му уровню – с более сложными проявлениями ОНР и III-й уровень – самый сложный обремененный синдромами присущими детям с ОНР. Т. Филичевой описан IV уровень общего нарушения речи у детей.
Дети, которые характеризуются нарушением речевого развития, имеют трудности при формировании грамматического строя речи. Это объясняется тем, что грамматические значения являются абстрактными, а грамматическая система языка опирается на большое количество языковых правил. Овладение грамматическими формами у ребенка с ОНР имеют такую же последовательность, что и детей с нормальным речевым развитием. Различие заключается в более медленном темпе усвоения, дисгармоничном развитии морфологической и синтаксической системы языка, а так же в искаженной общей картине речевого развития дошкольников с ОНР.
В ходе теоретической и экспериментальной работы изучены особенности грамматического строя речи у дошкольников с ОНР, которые выражаются, например: в нарушении падежных окончаний; в ошибках в родовых окончаниях; в нарушениях в употреблении числа; в нарушениях конструкций предложений; трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значения слов; недоразвитие мыслительных операций сравнения, обобщения; недостаточная активность процесса поиска слова; несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; неустойчивость парадигматических связей внутри грамматической системы языка.
Была проведена экспериментальная диагностика, которая показала неспособность более 50% старших дошкольников с общим недоразвитием речи согласовывать существительные с прилагательными в падежах и числах, активно использовать в устной речи предлоги и другие союзные слова, а также справляться с заданиями по образованию прилагательных от существительных, и существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Наиболее низкие показатели получены по составлению грамматических конструкций простых предложений.
Предложена программа логопедической работы, направленная на формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, которая может быть реализована как на специальных логопедических занятиях, так и при ознакомлении детей с окружающим миром, в режимные моменты, а также в свободной познавательной и игровой деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены, гипотеза исследования нашла подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
1.1 Онтогенетические закономерности речевого развития. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
В логопедии термином онтогенез речи обозначается весь период развития речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления [9].
В ходе изучения механизмов, обеспечивающих ребенку возможность в период дошкольного детства без специального обучения овладеть лексикой и грамматикой родного языка, лингвисты зафиксировали тот факт, что ребенок в процессе речевого развития, не получает специальных знаний о языковых явлениях. Такое подход отражен в работах А.Н. Гвоздева [12], Л.В. Щербы [61], С.Н. Цейтлин [57].
Л.В. Щерба [61, с.34] отмечал, что «дети не механически повторяют фразы окружения, но и сами творят речь. Причем это творчество часто сопровождается нащупыванием правильной формы, правильного слова». Следом за Л.В. Щербой и А.Н. Гвоздевым, С.Н. Цейтлин [57, с.24] отмечала, что «ребёнка никто не учит родному языку сознательно, …он постигает языковой механизм из обращенной к нему речи».
Формирование мышления и других психических процессов, а также развитие всех компонентов речи – фонетико-фонетического и грамматического строя речи – взаимосвязаны с развитием словаря ребенка.
В исследовании лексико-грамматического строя речи выделяют два компонента: лексику и грамматику.
Грамматика отображает в себе «систему систем», которая объединяет словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которое выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, которые присущи языку [60].