Курсовая с практикой на тему Формирование грамматического строя речи детей с моторной алалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Изучить теоретические основы проблемы грамматического
строя у детей дошкольного возраста с
моторной алалией. 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы грамматического
строя у детей дошкольного возраста с моторной алалией. 5
1.1. Литературный обзор по проблеме грамматического строя
у детей с моторной алалией. 5
1.2. Особенности течения моторной алалии. 9
Глава 2. Экспериментальное изучение грамматического строя
у детей дошкольного возраста с моторной алалией. 16
2.1. Обследование
грамматического строя у детей с моторной алалией. 16
2.2. Методы формирования грамматического строя у детей
дошкольного возраста с моторной алалией. 19
Заключение. 25
Список литературы.. 26
Приложение . 28
Введение:
Практическая значимость: Проблема формирования грамматического строя у детей дошкольного
возраста с моторной алалией является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения
грамматическим строем речи проявляется у детей в замедленном темпе усвоения, в
дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических
и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Актуальность.
Исследования состояния сформированности грамматического строя
языка у детей дошкольного возраста является одним из центральных моментов в
установлении речевого диагноза и определении путей коррекции грамматического
строя. Нарушение речи во многом оказывает влияние на различные стороны
развития детей, в зависимости от дефекта, возникают трудности при формировании
познавательных процессов, мыслительных операций, появляются трудности в общении,
в эмоционально-волевой сфере.
Речевой дефект накладывает на
процесс познания окружающего мира определенный отпечаток, вносит специфику,
которая проявляется в динамике развития и накопления языковых средств,
своеобразии соотношения слова и образа, выразительных движений, содержании лексики,
некотором отставании развития навыков речи и языкового чутья, не остаются в
стороне и трудности при формировании фонетической, лексической, грамматической
стороны языка, все это оказывает огромное влияние на общее развитие детей.
Проблема развития грамматического строя у детей актуальна тем, что
сформированность этого компонента структуры языка выступает необходимой при
поступлении в образовательное учреждение, однако у детей с моторной алалией
происходит нарушения формирования грамматической стороны речи.
Цель: Изучить
формирование грамматического строя речи детей с моторной алалией.
Задачи:
1. Изучить теоретические
основы проблемы грамматического строя у детей дошкольного возраста с моторной алалией
2. Проанализировать
диагностику грамматического строя речи у детей с моторной алалией;
3. Рассмотреть методы
коррекции грамматического строя у детей с моторной алалией.
Объект: Грамматический
строй у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Предмет: Методы
формирования грамматического строя у детей дошкольного возраста с моторной
алалией.
Гипотеза: педагогические
условия формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста
включают в себя:
-грамотную речевую среду и
целенаправленную организацию учебно-познавательной, игровой и коммуникативной
деятельности дошкольников в рамках НОД:
-обогащение речи дошкольника
грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными,
синтаксическими);
-расширение сферы использования
грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и
речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное).
Заключение:
Мною была проанализирована научная
литературы по моторной алалии, в ходе анализа я выяснила, что моторная алалия —
это недоразвитие всех систем речи, обусловленное поражением двигательных
отделов головного мозга, а не просто временная функциональная задержка речевого
развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях
патологического состояния центральной нервной системы.
Формирование грамматического строя
речи происходит с большими трудностями, что обусловлено недоразвитием у детей с
моторной алалией морфологических и синтаксических обобщений,
несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит
грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов
из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные
синтагматические структуры.
Таким образом, гипотеза
подтвердилась, педагогические условия формирования
грамматического строя речи детей дошкольного возраста включают в себя:
-грамотную речевую среду и целенаправленную
организацию учебно-познавательной, игровой и коммуникативной деятельности
дошкольников в рамках НОД:
-обогащение речи дошкольника
грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными,
синтаксическими)
-расширение сферы использования
грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и
речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное).
Задачи
работы по развитию грамматического строя речи у детей с моторной алалией могут
быть сведены к следующим:
1. развивать понимание
грамматических форм в обращенной речи и умение детей фиксировать внимание на
основных лексико-грамматических оттенках фразы;
научить
детей практически пользоваться фразовой речью, для чего необходимо: научить
употреблять основные грамматические категории;
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
проблемы грамматического строя у детей дошкольного возраста с моторной алалией
1.1. Литературный обзор по проблеме
грамматического строя у детей с моторной алалией
Речь занимает центральное
место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием
мышления и сознания в целом. Речь выполняет различные функции: коммуникативную
(средство общения), интеллектуальную (средство обобщения), индикативную
(средство указания на предмет).
Главное умение в речи –
это умение строить связные грамматические высказывания. Грамматика – это
формальный строй языка, наука о строе, правила, описывающие этот строй.
Основными разделами грамматики являются синтаксис (изучает строение предложений
и словосочетаний) и морфология (регламентирует правила словообразования с точки
зрения различных частей речи) [2].
Рассмотрим механизмы
речеобразования, обеспечивающие синтаксическую организацию высказывания. В
процессе речевого опыта формируется речевая способность (лингвистическая
способность). Лингвистическая (языковая) способность – это совокупность речевых
навыков и умений, сформировавшихся на основе полноценных предпосылок их
развития [4].
Компонентами
лингвистических способностей являются:
— ярко выраженная
вербальная память, проявляющаяся в быстром образовании вербальных ассоциаций
— быстрота и
легкость образования функционально-лингвистических обобщений, выражающихся в
формировании «чувства правильности» речи.
Для нормального
становления речевой деятельности необходимо полноценное формирование
предпосылок речевой функции
– анатомическая и
функциональная целостность речевого аппарата, нормальный слух и зрение,
полноценное взаимодействие всех анализаторских систем, интеллектуальная
компенсация и познавательная активность индивидуума, развитая потребность в
общении с другими людьми.
Основными грамматическими
единицами языка являются слово, словоформа, синтаксическая конструкция
(словосочетание, предложение).
По мнению В. А.
Звегинцева, предложения рождаются в результате функционирования языковой
системы. Это речевые единицы, для которых не имеется «ни законов дистрибуции,
ни законов употребления».
Рассмотрев
лингвистические основы формирования грамматического строя речи, можно сделать
вывод, что одной из главных задач речевого развития является формирование
грамматической стороны речи: умение строить связные грамматические высказывания
в устной или письменной форме. [1]
Развитие грамматического
строя речи в нормальном онтогенезе связано с лингвистической способностью –
совокупностью речевых навыков и умений, сформировавшихся на основе полноценных
предпосылок их развития.
При моторной алалии
процесс развития грамматического строя речи нарушен.
Особенности нарушения
грамматического строя речи представлены в работах Н. Н. Трауготт, Р. Е.
Левиной, Б. М. Гриншпуна, С. Н. Шаховской, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова и
других исследователей. Трауготт Н.Н. выделила следующие нарушения
грамматического строя речи у детей с моторной алалией: отсутствие предлогов и
союзов, употребление существительных преимущественно в именительном падеже,
глаголов в неопределённом наклонении.
Жаренкова Г.И. в своих
работах отмечает недостаточное понимание грамматических форм моторными
алаликами, как следствие недоразвития активной речи, речевого опыта в целом,
отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка,
благодаря которому нормальный ребёнок эмпирически овладевает всей сложной
системой грамматики русского языка.
Дети затрудняются при именном и
глагольном управлении, при согласовании; не используют предлоги и союзы; в их
речи нет четкости родовых и числовых окончаний; неправильно используются
смыслоразличительные приставки; преобладают корневые слова, лишенные флексий;
отмечается морфологическая неоформленность высказывания.
У детей с алалией недостаточная
вариативность в использовании грамматических средств; различение и употребление
практически всех грамматических форм затруднено.
Дети не могут наблюдать,
анализировать и обобщать языковые явления, производить мыслительные операции
над языковым материалом, понимать и правильно использовать языковой знак —
соотносить определенную морфему, слово с конкретным предметом, или явлением.
Они затрудняются при овладении числовыми формами существительных, глаголов,
пользуются неизменяемыми словами, без форм и флексий («Книга, Таня!» и жест
просьбы).
Процесс формирования
предложений у детей с алалией выявляет ряд особенностей на всех
этапах развития. Отмечаются разные виды аграмматизма (экспрессивный аграмматизм
— нарушение грамматического строя собственной речи, импрессивный — затруднения
при понимании грамматических конструкций): структурный аграмматизм,
семантический аграмматизм и аграмматизм, связанный с неправильным оформлением
связей слов в предложении.
Под структурным аграмматизмом
понимается нарушение количества и динамической линейной последовательности слов
в предложении, нарушение порядка слов.
Грамматический строй развивается при
алалии замедленно и неравномерно, отмечаются недостатки формообразования и
формоизменения, не усваиваются грамматические категории, синтаксические
конструкции отличаются примитивностью.
Характерным является сочетание
бедности использования лексико-грамматической вариативности слов и
грамматических конструкций. Отсутствие набора семантических эквивалентов и
доступных грамматических средств приводит к смысловым замещениям, к
ограниченности выбора из ряда слов и грамматических моделей, необходимых для
данного контекста.
Семантический аграмматизм: диффузное
расширение значения слова, замены ассоциативного характера.