Курсовая с практикой на тему Формирование грамматических конструкций у детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматических конструкций у детей с ОНР 6
1.1. Психолого-педагогические характеристики развития детей с ОНР 6
1.2. Особенности формирования грамматических конструкций у детей с ОНР 17
Глава 2. Описание методов диагностики и коррекции грамматических конструкций у детей с ОНР 25
2.1. Описание диагностических методик, ориентированных на выявление особенностей речевого развития детей с ОНР 25
2.2. Описание методов коррекционно-педагогической работы при формировании грамматических конструкций у детей с ОНР 29
Заключение 36
Список литературы 38
Введение:
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее актуальных проблем педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с детьми с речевыми отклонениями. Дети с общим недоразвитием речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Все эти речевые нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Поэтому проблема развития грамматических конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи очень актуальна в настоящий период.
Дошкольный возраст является этапом активного усвоения ребёнком разговорной речи, развитие и становление всех ее сторон: лексической, грамматической, фонетической. Полноценное овладение родным языком в дошкольный период является одним из необходимых условий решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей в максимально сензитивный период их развития. Поэтому, чем раньше будет начато обучение ребёнка родному языку, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем.
Возникает необходимость разработки и применения новых результативных методических подходов, направленных на формирование грамматических конструкций у детей с ОНР, что особенно актуально для таких детей. Это является достаточно сложной проблемой, поскольку при наличии таковых предпосылок затрудняется дальнейшее обучение в начальной школе детей с ОНР.
Проблеме формирования грамматических конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уделяли внимание многие исследователи, такие как Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Р.Г. Филичева, А.Н. Корнев и многие другие.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования грамматических конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, накопленные к настоящему времени данные по проблеме недостаточны (С.А. Артемова, В.А. Бородина, Ю.С. Демидова, О.В. Дыбина, Е.В. Иванюшева, Т.В. Климова, Е.А. Колодовская, Т.Н. Краснова, Н.П. Кристева, Р.А. Лахин, О.Л. Леханова, Е.С. Никишина, В.В. Петрова, Н.А. Пешкова и др.).
Поэтому данная проблема является интересной и актуальной. Это связано и с недостаточной эффективностью традиционных методик, направленных на формирование грамматических конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, и с увеличением количества детей, имеющих речевые нарушения и не способных к успешному обучению в школе из-за низкого уровня сформированности грамматических конструкций.
Объект исследования: коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОНР.
Предмет исследования: формирование грамматических конструкций у детей с ОНР.
Цель исследования: теоретически обосновать основы формирования грамматических конструкций у детей с ОНР и представить описание методов диагностики и коррекции грамматических конструкций у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические характеристики развития детей с ОНР.
2. Проанализировать особенности формирования грамматических конструкций у детей с ОНР.
3. Представить описание диагностических методик, ориентированных на выявление особенностей речевого развития детей с ОНР.
4. Представить описание методов коррекционно-педагогической работы при формировании грамматических конструкций у детей с ОНР.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей с ОНР, анализ и синтез, обобщение теоретической информации.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
1. В настоящий момент развития дошкольной педагогики можно отметить, насколько велика роль своевременного обследования и коррекции различных нарушений речи у детей. Достаточный интерес к данной проблеме проявляют многие исследователи и авторы, педагоги и психологи, логопеды. Важно отметить, что процесс речевого развития достаточно долгий и сложный. При этом трудности могут возникнуть по причине недостаточного исследования языковых способностей детей.
Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, то есть смысловой стороны. Речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Наличие ОНР оказывает влияние на формирование интеллектуальной, сенсорной и волевой сферы дошкольника. Поскольку речевое развитие тесно связано с другими аспектами психического развития, у таких детей часто появляются вторичные нарушения. Особенно это проявляется в формировании познавательных процессов. Совокупность обозначенных проблем может вызвать значительные трудности при последующем обучении чтению и письму, стать причиной слабого восприятия учебного материала и снизить степень его усвоения, спровоцировать сложности в усвоении грамматических правил.
2. Проанализированы особенности формирования грамматических конструкций у детей с ОНР. Нарушения в процессе формирования грамматических конструкций у детей с ОНР являются ведущими дефектами в структуре ОНР. Зачастую это происходит по причине более позднего формирования речи, наличия дефектов в произношении и фонемообразовании, из-за скудного запаса слов, наличия аграмматизмов, неправильного употребления в речи глаголов, падежных окончаний, союзов, предлогов, а также неправильного согласования в числе и роде. Все представленные и рассмотренные нарушения оказывают влияние на развитие детей. При этом дети дошкольного возраста должны в полной мере овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников. Исходя из этого, становится актуальным проводить своевременную диагностику и коррекцию грамматических конструкций у детей с ОНР.
3. Представлено описание диагностических методик, ориентированных на выявление особенностей речевого развития детей с ОНР. Для диагностики и обследования грамматического строя речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно использовать методику, предложенную Т.А. Фотековой, с речевыми пробами, предложенными Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой и заданиями, разработанными А.Р. Лурия.
4. Представлено описание методов коррекционно-педагогической работы при формировании грамматических конструкций у детей с ОНР. В дошкольном возрасте необходимо формировать основы грамматически правильной речи. Овладение лексико-грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. В логопедии представлены различные подходы к развитию лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Выбор конкретных методов и приемов работы зависит от уровня речевого развития и индивидуальных возможностей детей.
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматических конструкций у детей с ОНР
1.1. Психолого-педагогические характеристики развития детей с ОНР
В начале XX века впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников научно-исследовательского института (НИИ) дефектологии СССР [9].
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи [9].
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева также придерживаются данной точки зрения. Они связывают понятие «общее недоразвитие речи» с такой формой патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы [6].
Исследователи речи Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина рассматривают общее недоразвитие речи, как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [17].
А.Н. Корнев отмечает, что среди детей довольно распространенны состояния тотального недоразвития всей речевой системы. В логопедии они получили название «общего недоразвития речи» [7]. В отличие от других исследователей, А.Н. Корнев предлагает именовать недоразвитие речи, имеющее самостоятельный генез, который связан с расстройством языковых операций, как первичное недоразвитие речи. Он обосновывает это тем, что данное понятие более определенно отражает патогенез речевого расстройства, чем термин ОНР [7].
Общее недоразвитие речи, по мнению Р.Е. Левиной – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда) [9].
У детей с ОНР отмечаются типичные системные нарушения. Хотя природа этих дефектов различна:
1) речь появляется значительно позднее: первые слова появляются к 3- 4, а иногда и к 5 годам;
2) речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
3) экспрессивная речь отстает от импрессивной. При таком отклонении ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
4) речь детей с ОНР малопонятна окружающим.
При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования [1].
Выделено несколько степеней речевого недоразвития: это может быть лепетная речь, которая предшествует появлению первых слов, полное отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития [2].
У детей с ОНР есть пробелы в развитии фонетики, лексико- грамматического строя. Они влияют на обучение, создавая большие трудности в овладении письмом и чтением. Речь аграмматична, но дети обычно критично относятся к своему дефекту. Также неполноценная речевая деятельность сказывается на формировании сенсорной, интеллектуальной и волевой сфер. Смысловая и логическая памяти относительно сохранны, однако страдает речевая память, снижена продуктивность запоминания. Дети часто забывают элементы, сложные инструкции и последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки привнесения и повторное называние.
Словообразование, поскольку выполняет большое количество функций, оказывает сильное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации дошкольника с ОНР.
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина в своих работах указывают данные о связи нарушений двигательной недостаточности у детей с нарушениями речи. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с нарушением речи свойственно и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. В данном случае это проявляется в плохой координации движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики [17].
В исследованиях Г.Р. Шашкиной, Г.В. Чиркиной относительно состояния моторной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной группы описаны следующие результаты:
моторика детей с общим недоразвитием речи данного возраста значительно ниже возрастной группы (89%);
группа детей с общим недоразвитием речи в моторном плане неоднородна [22].
Далее автор выделяет три подгруппы детей с различным моторным развитием:
дети с нормальным моторным развитием (10%);
дети со сниженной моторикой (около 60%); дети с несформированной моторной сферой (30%) [22].
Детей с нарушениями речи различного характера (дизартрией, алалией, ринолалией, афазией и др.) объединяют в группу с ОНР в том случае, если имеют место идентичные патологические проявления во всех вышеуказанных компонентах. Речь детей с ОНР, вопреки различиям в этиологии дефектов, характеризуется общими типичными проявлениями, указывающими на наличие системного нарушения речевой деятельности: поздним появлением экспрессивной речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения и фонемо-образования, нарушениями слоговой структуры слов, несформированностью связной речи.
По мнению Р.Е. Левиной – основоположника учения об ОНР, детей с данной патологией можно разделить на три основные группы (уровня) I уровень ОНР («безречевые» дети) проявляется или в полном отсутствии речи, или в наличии отдельных речевых элементов [9].