Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 6

1.1 Особенности формирования
графо-моторных навыков у дошкольников с нормативным развитием. 6

1.2 Особенности формирование
графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. 10

1.3. Коррекционные технологии
формирования графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
на логопедических
занятиях. 13

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ   21

2.1. Организация и методы
исследования формирования графо-моторных навыков у дошкольников с общим
недоразвитием речи. 21

2.2. Анализ результатов исследования. 23

2.3. Рекомендации для логопедов по
формированию графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
на логопедических занятиях. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33

  

Введение:

 

В настоящее время увеличилось количество
детей с нарушениями речи, поступающих в общеобразовательные школы, что влечет
за собой большие трудности, связанные с освоением детьми общеобразовательной
программы.

Среди причин трудностей письма у учащихся
первого класса школы, наиболее распространенными указываются неправильные
приемы письма как следствие несформированности графомоторных навыков в
дошкольном возрасте (М.М. Безруких, Е.В. Гурьянов, В.А. Илюхина, А.Н. Корнев).
Поэтому одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его
подготовки к школе является развитие графомоторных навыков.

Изучением графомоторных навыков занимались
Н.Н. Волоскова,
Б.Ф. Ломов, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, Г.Г. Мисаренко, М.Г. Храковская.

Процесс формирование графомоторных навыков
физиологически и психологически сложен. Это обусловлено тем, что в
координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха,
зрения, мышцы тела. Различные аспекты этой проблемы находят освещение в работах
М.М. Безруких, Г.А. Каше, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой,
Р.Е. Левиной, Е.Н. Российской, О.А. Токаревой, Р.Д. Тригер, Г.В. Чиркиной, М.Е.
Хватцева и др.

У дошкольников с общим недоразвитием речи,
в силу особенностей когнитивного развития, формирование графомоторных навыков
затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой
координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки
и самоконтроля. Что определяет необходимость проведения
коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторных навыков
дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проблема изучения предпосылок формирования
графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи отражена в
исследованиях А.П. Вороновой, Т.Н. Гирилюк, Г.Н. Градовой, Ж.И. Котюровой, Е.В.
Лукасевич, Е.Л. Малиовановой, И.В. Старковой, Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной и
др.

В то же время практика демонстрирует, что
не все выпускники групп компенсирующей направленности для детей с ОНР в школе,
осваивая начальный уровень образования, имеют сформированные в достаточной мере
графомоторные навыки и их предпосылки, что приводит к трудностям овладения
навыком письма, проявляющиеся в несоразмерности и колебаниях наклона написания
букв, макро- и микрографии, оптических и кинетических ошибках и др.

В связи с указанным выше тему нашего
исследования «Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с общим
недоразвитием речи на логопедических занятиях» можно считать актуальной.

Цель исследования:
определить направления и содержание коррекционно-педагогической работы по
формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи.

Объект исследования:
особенности графомоторных навыков.

Предмет исследования:
особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. На основе анализа
психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития
графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

2. Изучить состояние графомоторных навыков
у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Разработать методические рекомендации
по формированию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием
речи.

Теоретико-методологическую основу
исследования составили: труды Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой о
структуре процесса письма и предпосылках его формирования; исследования М.М.
Безруких, С.Е. Гавриной, Е.В. Гурьянова, С.П. Ефимовой, Е.В. Новиковой, Н.В.
Новоторцевой по изучению процесса образования систем связей между зрительным,
слуховым и двигательным анализаторами; исследования в области изучения
графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи А.П. Вороновой,
Т.Н. Гирилюк, Г.Н. Градовой, Ж.И. Котюровой, Е.В. Лукасевич, Е.Л. Малиовановой,
И.В. Старковой, Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной и др.; методический аспект
формирования графомоторных навыков дошкольников с ОНР рассматривали Е.С.
Бочкова, Т.Н. Гирилюк, Г.Н. Градова, Е.В. Лукасевич, И.Е. Подгорнова, В.А.
Румянцева, И.В. Старкова, Н.В. Шайдурова и др.

Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования; эмпирические: анализ продуктов деятельности детей; количественный
и качественный анализ полученных данных.

База исследования:
МБДОУ Детский сад № 3 п. Умба Терский район. В исследовании приняли участие 20
детей старшего дошкольного возраста, из них 10 детей с ОНР и 10 детей с
нормальным развитием речи.

Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретическое обоснование проблемы
развития графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
позволило нам сделать следующие выводы: к первому уровню предпосылок готовности
овладению письмом относится функциональная состоятельность анализаторных систем
мозга, их готовность к взаимодействию в сложном процессе восприятия,
соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в
другую. Ко второму уровню предпосылок относится психологическая готовность
ребенка к обучению и произвольному овладению сложным навыком письма; графо-моторные
навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих
письмо; графомоторные навыки представляет собой определенное положение и
движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать
простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет;
графомоторные навыки обусловлены развитием зрительномоторной координации,
оптико-пространственной ориентации и зрительного гнозиса, тонкой
дифференцированной моторики кистей и пальцев рук, межполушарным взаимодействием;

Формирование графомоторных умений вызывает
значительные затруднения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Формирование графомоторных умений у детей с ОНР происходит с особенностями,
которые связанны с речевыми и интеллектуальными отклонениями в развитии
(недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики, низкий уровень развития
психических функций, сложности межанализаторного взаимодействия и другое).

Результаты выполнения диагностических
заданий констатирующего эксперимента подтвердили, что дети экспериментальной
группы нуждаются в организации коррекционно-развивающих мероприятий,
направленных на коррекцию или устранение выявленных особенностей сформированности
графомоторных умений.

Полученные результаты позволили выявить,
что графомоторные умения у детей с ОНР характеризуется следующими
особенностями: нарушениями мелкой моторики, нарушение зрительно моторной
координации, нарушение произвольного внимания, нарушение зрительного восприятия,
нарушение координации движений кистей рук и пальцев, нарушение пространственной
ориентировки, нарушение графических умений.

На основе результатов исследования нами
был составлен комплекс дифференцированных методических рекомендаций по развитию
и коррекции графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В
методических рекомендациях описывается содержание коррекционно-педагогической
работы по формированию графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием
речи. Коррекционно-педагогическая работа включает следующие направления:
формирование зрительного гнозиса, формирование оптико-пространственной
ориентации, формирование зрительно-моторной координации, формирование
кинестетического, динамического, конструктивного праксиса, формирование
графомоторных навыков

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 1.1 Особенности
формирования графо-моторных навыков у дошкольников с нормативным развитием

Сформированность графомоторных навыков —
наглядный пример школьной зрелости и готовности к обучению в школе. Дети,
имеющие высокую степень развития графомоторных навыков, лучше развиты
интеллектуально, у них лучше сформированы психические познавательные процессы.
По словам И.И. Павлова «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова способствуют развитию мозга». Практика показывает, дети,
поступающие в образовательные учреждения, испытывают сложности с навыком
письма, так как письмо – это трудный графомоторный навык, требующий
сформированности мелкой мускулатуры рук, зрительной оценки и произвольного
внимания. В случае же, несформированности графомоторных навыков на время
поступления ребенка в образовательные учреждения, может привести к негативизму
в отношении письменных уроков.

Графомоторные навыки ребенка развиваются в
процессе индивидуального становления постепенно. Их формирование является
достаточно сложным физиологическим, психологическим и педагогическим процессом.
Следовательно, необходимо оказывать целенаправленную помощь ребёнку в
формировании графомоторной деятельности, для того чтобы данный процесс был
наиболее эффективным и увлекательным [9].

Рассмотрим, как графомоторные навыки
формируются в онтогенезе:

В период 1,5 – 2 лет ребенок по подражанию
рисует горизонтальные и вертикальные линии, пытается закрасить лист.

В период 2 – 3 лет по образцу рисует
горизонтальные, вертикальные, прерывистые и сплошные линии. Ставит точки внутри
контура и пытается закрашивать изображение в его пределах. Изображает подобие
круга. Способен провести линию по прямой или слегка изогнутой дорожке. К трем
годам в рисунках появляется головоног.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы