Курсовая с практикой на тему Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи III уровня в группе компенсирующей направленности посредством бумажной пластики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 4
Глава I. Научно-теоретические аспекты изучения
подходов к формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
(6-7 лет) с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………………………….. 6
1.1. Особенности формирования графомоторных навыков у
детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи III
уровня посредством бумажной пластики…………………………………………………………………………….. 6
1.2. Средства и методы приемов формирования
графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим
недоразвитием речи III уровня посредством бумажной пластики……………………………………………………….. 17
Выводы по первой главе……………………………………………………………………. 29
ГЛАВА II. Характеристика основных методов и приемов
изучения формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного
возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи III уровня в группе
компенсирующей направленности 30
2.1 Экспериментальное изучение формирования
графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим
недоразвитием речи III уровня в группе компенсирующей направленности…………………………………………… 30
2.2. Анализ результатов логопедического обследования
по изучению уровня сформированности графомоторных навыков у детей старшего
дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи III уровня в группе
компенсирующей направленности………………………………………………………………………………… 39
Выводы по второй главе……………………………………………………………………. 44
Глава III. Методические и содержательные аспекты
сформированности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
(6-7 лет) с общим недоразвитием речи III уровня в группе компенсирующей
направленности посредством бумажной пластики……………………………………………………….. 45
3.1. Использование бумажной пластики как средства
сформированности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
(6-7 лет) с общим недоразвитием речи III………………………………………………………………………. 45
3.2. Анализ результатов сформированности графомоторных
навыков у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием
речи III уровня посредством использования бумажной пластики…………………………………. 56
Выводы по второй главе……………………………………………………………………. 61
Заключение………………………………………………………………………………………. 62
Библиографический список……………………………………………………………….. 64
Введение:
Актуальность темы. Дети, имеющие
тяжелые нарушения речи, отличаются недостачтоным развитием двигательных
возможностей. Это прослеживается как в общей, так и в мелкой моторике. Поэтому,
в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения
навыком письма.
Актуальность выбранной темы
определяется тем, что проблема обучения дошкольников с ОНР графомоторным
навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество
детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает
практика, дети с речевой патологией зачастую не укладываются в темп работы
других детей, поэтому с ними необходимо вести специальную
коррекционно-развивающую работу. Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием
мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью
пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном
возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью,
связанной с графомоторными навыками.
Современная педагогика очень
динамична и стремительно развивается в вопросах, которые касаются различных
методик, которые бы развивали графомоторные навыки дошкольником. Современным и
интересным методом является бумажная пластика. Однако, данный метод развития
графомоторики требует дополнительных исследований применимо к детям старшего
дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи III уровня в группе
компенсирующей направленности.
Цель исследования: исследовать технологию формирования
графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим
недоразвитием речи III уровня в группе компенсирующей направленности
посредством бумажной пластики.
Объект исследования: формирования графомоторных навыков у
детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи III
уровня в группе компенсирующей направленности посредством бумажной пластики.
Предмет исследования: технология
формирования графомоторных
навыков у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием
речи III уровня в группе компенсирующей направленности посредством бумажной
пластики.
Заключение:
Графомоторный навык – это
определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать
письменные звуки и их соединения.
Проанализировав методическую
литературу, мы выявили, что у детей с общим недоразвитием речи развитие мелкой
и общей моторики отстает от детей с нормой. Также у таких детей можно наблюдать
нарушение зрительного восприятия, произвольного внимания, зрительно-моторной
координации, оптико-пространственной ориентировки.
Мы пришли к выводу, что одним из интересных, современных и эффективных
методов коррекции графомоторики и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием
речи является бумагопластика.
Бумагопластика – это искусство художественного моделирования
из бумаги объемных
композиций на плоскости и создание на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Эта деятельность
будит в детях интеллектуальную и творческую
активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые
технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает
индивидуальность. Работа над композициями из бумаги развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение,
даёт детям новое средство самовыражения и
создаёт основу для дальнейшего творческого
развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями.
Эмоциональные переживания детей,
как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой
диалог, общение.
У детей с недоразвитием
графомоторики наблюдается недоразвитие мелкой моторики. Занятия бумагопластикой
требуют одновременной работы обеих рук, что, в свою очередь, улучшает мелкую
моторику, речь, а также интеллект.
Проведенное нами
экспериментальное исследование было направлено на исследование состояния базиса
графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня в группе
компенсирующей направленности, а также их коррекцию посредством использования
бумажной пластики.
Для определения уровня развития
мелкой моторики и графомоторики были выбраны такие методики: методика Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича для определения уровня развития
мелкой моторики; методика «Продолжение орнамента» (модификация теста Д.
Эльконина). В процессе прохождения детьми предложенных заданий нами велось
наблюдение за каждой ошибкой. В результате мы получили средние показатели,
которые указывают на то, что у старших дошкольников с ОНР III уровня в группе
компенсирующей направленности прослеживается, в основном, низкий или очень
низкий уровень мелкой моторики и графомоторики.
С целью коррекционной работы,
нами был составлен комплекс упражнений с применением бумажной пластики. С детьми
были проведены данные упражнения, а затем повторное исследование. Повторное
исследование показало значительные успехи в уровне развитости мелкой моторики и
сформированности графомоторики. Эти данные свидетельствуют о том, что средства
бумажной пластики являются эффективным методом коррекции графомотрных навыков у
старших дошкольников с ОНР III уровня в группе компенсирующей направленности.
Коррекционно-педагогическая
работа по формированию графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием
речи представлена следующими направлениями: формирование зрительного гнозиса,
формирование оптико-пространственной ориентации, формирование
зрительно-моторной координации, формирование кинестетического, динамического,
конструктивного праксиса, формирование графомоторных навыков. Нами определен
ряд методических приемов, используемых для каждого из выделенных направлений.
Фрагмент текста работы:
Особенности формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного
возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумажной
пластики III уровень речевого развития
характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети этого уровня вступают в
контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей),
вносящих соответствующие пояснения («Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля, де
летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак» – С мамой ездила
в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были.
Потом пошли в парк).
Свободное же общение крайне
затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их
самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Характерным является
недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих,
аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько
звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с’, еще недостаточно
четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц
(«сяпля» вместо цапля).
Вместе с тем на данном этапе
дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые
грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» —
Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).
Улучшаются произносительные
возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки,
характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и
звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов,
действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта.
Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях
окружающей жизни, составить короткий рассказ («Кошка пошья куёуке. И во она
хоует сыпьятках ешть. Они бежать. Кошку погана куицг Сыпьятках мого. Шама
штоит. Куица хоёша, она погана кошку» — Кошка пошла к курице. И вот она кочет
цыпляток есть. Они 6ежать. Кошку прогнала курица. Цыпляток много. Курица
хорошая, он прогнала кошку).