Курсовая с практикой на тему Формирование готовности учащихся к труду и выбору профессии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ТРУДУ И
ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.. 5
1.1 Психолого-педагогическая
сущность формирования
готовности к трудовой деятельности. 5
1.2 Изучение практического опыта формирования
готовности к труду и выбору профессии у учащихся в
воспитательно-образовательном процессе. 8
Выводы по первой
главе. 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТРУДУ И О
БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 14
2.1 Методы и процедура исследования. 14
2.2 Работа по формированию готовности к труду и выбору профессии. 18
Выводы по второй главе. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
В условиях современной реальности проблематика
формирования и дальнейшего развития представлений детей младшего школьного возраста
о мире труда и профессий еще в неполной мере разработана в науке, хотя,
казалось бы, очевидна значительная роль представлений о профессиях и труде в
целом. В образовательных организациях формирование и развитие представлений о
мире труда и профессий осуществляется не в полной степени целенаправленно и
системно. Однако не подлежит сомнению тот факт, что школа должна быть
немаловажным фактором процесса профессионального самоопределения подрастающего
поколения, при этом оказывая прикладное воздействие на целенаправленное
формирование представлений у младших школьников о мире труда и профессий.
Вышеуказанными положениями определяется актуальность и
практическая значимость настоящего исследования.
Цель работы – провести анализ особенностей
формирования готовности учащихся к труду и выбору профессии.
В связи с поставленной целью были сформулированы
следующие задачи исследования:
1. Проанализировать
психолого-педагогическую сущность формирования представлений о мире труда и
профессий у школьников. 2. Исследовать
практический опыт формирования представлений о мире труда и профессий у
младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе. 3. Сформулировать
основные выводы и предложения по исследуемой проблематике работы.
Объект исследования: формирование
готовности учащихся к труду и выбору профессии.
Предмет исследования: психолого-педагогические
особенности формирования представлений детей младшего школьного возраста о мире
труда и профессий (на примере организации ГБОУ Школа № 31 г.
Ульяновск). Гипотеза исследования
состоит в положениях о том, что формирование представлений младших
школьников о мире труда и профессий будет результативным на практике, если:
1) производится реальное непосредственное ознакомление младших школьников с
миром труда и профессий;
2) применяются различные методы и средства
формирования и дальнейшего развития представлений младших школьников о мире
труда и профессий в ходе процессов обучения и воспитания.
В настоящем исследовании
применялись следующие методы:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблематике исследования;
2) педагогическое наблюдение; 3) тестирование.
Теоретико-методологическая основа работы: проблемам изучения особенностей
формирования представлений о своей будущей профессии у школьников посвящены
работы Л. И. Божович, Г. С. Глиссермана, А. Г. Здравомыслова, А.Н. Леонтьева,
П. П. Тугарина, В.А. Ядова. Кроме этого, сущность профориентационной работы
раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной и др.
База
исследования: дети младшего школьного возраста ГБОУ Школа № 31.
Практическая значимость работы состоит в возможности прикладного
использования основных аспектов для диагностики и формирования представлений о
своей будущей профессии у детей младшего школьного возраста.
Заключение:
Практическая значимость и актуальность проблемы формирования
представлений младших школьников о своей будущей профессии и мире труда в
целом детерминирована тем, что в современной науке еще недостаточно разработана
данная проблематика. В школах развитие представлений о мире труда и основных
профессий порой производится недостаточно целенаправленно и регулярно. В то же
время как школа как важнейший институт социализации ребенка в союзе с
родителями должна стать существенным звеном процесса профессионального
самоопределения младших школьников, оказать с прикладной стороны действенное
влияние на целенаправленное и системное развитие представлений о своем будущем
профессиональном самоопределении у детей младшего школьного возраста.
В процессе настоящего исследования была выявлена основная
психолого-педагогическая суть формирования представлений о мире труда и своей
будущей профессии у младших школьников, определено, что развитие
представлений детей о мире труда и профессий представляет собой необходимый
процесс, которым руководит педагог и родители, используя в своей деятельности
все возможности процессов обучения и воспитания; произведен анализ
практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у
младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе, в деятельности
педагогов начальной школы находит отражение применение игровых форм обучения,
проблемных ситуаций, развивающих заданий, творческой деятельности.
Для выявления сформированности представлений младших школьников о мире
труда и своих будущих профессий разработаны критерии и основные
показатели, определены средства измерения, уровни сформированности
представлений младших школьников о мире труда и профессий. Анализ результатов
диагностики позволил сформулировать вывод о том, что уровень сформированности
представлений о мире труда и профессий у учащихся средний.
Анализ путей и средств формирования представлений о своей будущей
профессии у младших школьников в процессе обучения позволил определить, что
процесс формирования профессиональной ориентации у детей в процессе обучения
будет эффективным, если происходит ознакомление младшего школьника с миром
труда и профессий; в работе по данному направлению применяются различные
методы и средства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ТРУДУ И ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ 1.1
Психолого-педагогическая сущность
формирования готовности к трудовой деятельности Не подлежит сомнению тот факт, что в жизни практически
каждого современного человека профессиональная деятельность имеет довольно
важное место. С первых лет ребенка его родители задумываются о будущем,
внимательно наблюдают за интересами и склонностями собственного ребенка, при
этом стараясь определить его профессиональную судьбу. Обучение в школе
обнаруживает зачастую избирательное отношение ребенка к различным учебным
дисциплинам; у некоторых детей порой очень рано проявляется интерес к некоторым
из них, склонность к определенному типу деятельности — изобразительной,
музыкальной, конструктивной и т.д.
Перед младшими школьниками не стоит как таковая
проблема выбора своей будущей профессии. Однако так как профессиональное
самоопределение связано с формированием и системным развитием личности на всех
возрастных вехах, то именно младший школьный возраст возможно анализировать как
подготовительный, который и закладывает базу для профессионального
самоопределения в будущем.
Отечественный исследователь-эксперт в сфере
профессиональной ориентации детей и подростков Е.А. Климов полагает, что
внеклассные мероприятия, которые напрямую посвящены формированию и развитию
представлений о мире труда и профессий, должны систематически и регулярно
практиковаться во всех школах, начиная с самого первого года обучения.
Информация о профессиях и мире труда в целом, поданная в доступных и интересных
для детей видах, поможет младшим школьникам в выборе книг для чтения, кружков,
секций, творческих коллективов для внешкольных занятий [6, с.14].