Курсовая с практикой на тему Формирование государственных механизмов регулирования внедрения цифровых технологий в экономике страны
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Правовая и организационная природа
процессов цифровизации. 6
1.1. Основные подходы к трактовке
понятия цифровых технологий и особенности их внедрения в экономике. 6
1.2. Приоритетные направления
цифровизации в России. 12
Глава 2. Регуляторная функция государства в
цифровизации экономики страны 16
2.1. Основные направления
государственного регулирования цифровизации экономики. 16
2.2. Оценка государственной политики
по регулированию конкурентной среды в условиях цифровой экономики. 19
2.3. Проблемы государственного
регулирования цифровизации экономики в России и направления и решения. 22
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 30
Введение:
В
современных условиях информационные технологии, компьютеры и разнообразные
цифровые устройства получают все большее распространение во всех областях
человеческой деятельности. Вместе с технологическим развитием одновременно
происходит трансформация существующих и появление новых форм
социально-экономических отношений, в основе которых лежат цифровые технологии[1].
Эти процессы, взятые в своей диалектической взаимосвязи, стимулируют развитие
концепта цифровой экономики. В этой связи, в частности отмечалось, что для
Российской Федерации цифровая экономика имеет большое значение и позволит
занять более достойное место в ряду развитых мировых держав[2].
Многими исследователями также отмечается возрастание значения информации,
выступающей основой формирующегося VI технологического уклада, способного в
потенции обеспечить новое качество экономического роста за счет эффективного
использования разнообразных интернет платформ (торговых, фондовых, валютных,
социальных и др.), создания условий для многих предприятий, особенно малого и среднего
бизнеса глобализировать собственные бизнес-процессы, создания так называемых
виртуальных предприятий и/или цифровых копий (моделей), использования
распределенных вычислений и облачных технологий, формирования цифровой
инфраструктуры и экосистем, удовлетворения персонализированных потребностей
каждого отдельного потребителя, создания точек кристаллизации цифровой
экономики в различных клонах Кремниевой (Силиконовой) долины по всему миру и
др.[3]
Отмеченные
выше процессы актуализируют разработку концептуальных основ цифровой экономики,
ее методологических и практических аспектов, в частности, связанных с
государственным стимулированием и регулированием данной сферы. Эти вопросы
достаточно дискуссионны и разрабатываются учеными во всем мире.
Актуальность темы исследования
обусловлена таким образом, тем, что функционирование общества и национальной
экономики в условиях цифровизации является объектом государственно-правового
воздействия, а процессы цифровизации общественной жизни подлежат комплексному
государственному регулированию.
Степень разработанности темы. Анализ эффективности деятельности
государственных и муниципальных служб представлен в работах таких зарубежных
исследователей, как Р. Каплан, Д. Нортон, X. Рамперсад, К. Номден, А. Матей, Г.
Камелия, Я. Булека, Л. Мура, П. Эме, Т. Берте, А.-М. Гросмэр, С.М. Бирд, Г.
Букерт, Дж. Халлиган, Г. Кларк, Г. Коутс, а также таких российских ученых, как
А.К. Клочков, Э. Зорина, Н.В. Колосовская, Е.Р. Исламгалиева, В.С. Половинко,
О.Ю. Тимошенко, В.Н. Ярышина, Т.Ф. Палей, Д.И. Зарипова, Н.Н. Клищ и др.
Цель исследования – выявить особенности формирования
государственных механизмов регулирования внедрения цифровых технологий в
экономике страны.
Объект исследования
– система государственного и муниципального управления. Предмет исследования – государственные механизмов регулирования
внедрения цифровых технологий в экономике страны.
В задачи работы входили следующие:
— рассмотреть основные подходы к трактовке
цифровых технологий и особенности их внедрения в экономике в литературе;
— проанализировать
приоритетные направления цифровизации в России;
— выявить
особенности государственного регулирования цифровизации национальной экономики;
— дать оценку нормативно-правовой
базе регулирования процедуры оценки эффективности государственной политики по
регулированию конкурентной среды в условиях цифровой экономики.
В работе использованы общенаучные
и специальные методы: обобщения, сравнения, дедукции и индукции; системный
подход; метод анализа структуры и динамики показателей.
В соответствии с поставленными целью и задачами
работы была определена ее структура: введение, 2 главы, заключение и
список литературы. [1] Калинина Г.В.,
Данилов И.П. Основные направления государственного регулирования цифровой
экономики / Калинина Г.В., Данилов И.П. // Вестник Московского
гуманитарно-экономического института, 2020, №1. С. 125-131. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42661810
(дата обращения: 12.02.2021). [2] Волохов А.В.,
Милосердов И.А., Хрипунова М.Б. Нужна ли России цифровая экономика //
Interactive science. — 2018. — №4 (26). — С.89-92. [3] Юдина Т.Н.
Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. — 2016. — №3(33). —
С.12-16.
Заключение:
В
результате проведенного анализа можно сформулировать следующие основные выводы.
Процессы
цифровизации общественных отношений не являются самостоятельными, происходящими
в отрыве от иных социальных, экономических и политических процессов.
Цифровизация – один из элементов технологического развития общества и
цивилизации в целом, она не обладает институциональными признаками, являясь не
частью экономики, а одним из направлений внутренней и внешней политики
государства, предполагающим построение высокотехнологичной экономики.
На
современном этапе развития экономики большая часть стран, включая Россию,
перешли в цифровую эпоху, в период, когда компьютерные информационные
технологии полностью заменяют традиционные инструменты управления экономикой и
социальной сферой. В современных условиях широкое распространение Интернета,
информатизации, мобильной связи и информационно-компьютерных технологий служат
основой цифровизации, цифровой трансформации процессов и решений.
Под
процессом цифровизации понимают формирование нового продукта в цифровой форме.
В настоящее время она рассматривается как метод получения желаемого результата,
предусматривает гибкость производства, способного принести потребителям
желаемый ими продукт, а их владельцам высокую прибыль.
Нормативное
регулирование цифровой экономики необходимо и должно подвергаться пересмотру,
так как возникающие новые общественные закономерности требуют соответствующего
юридического оформления формирующихся цифровых экономических отношений.
Правовые нормы обеспечивают стабильность работы системы и её безопасность в
плане размещения информации. Нормативное регулирование представляет собой
особую форму деятельности людей в обществе, которая направлена в первую очередь
на создание, реализацию и обеспечение различного вида правил, с целью
упорядочения деятельности. Нормативно-правовое регулирование цифровой экономики
ориентировано на упорядочение организационных, управленческих, правовых,
общественных и цифровых экономических отношений и основывается на
законодательстве Российской Федерации в сферах ведения бизнеса, работы
IT-организаций, IT-специалистов.
Проведённый
анализ позволил установить, что ключевыми аспектами развития цифровой экономики
является развитие инфраструктуры, включая сети телекоммуникаций, мощности по
хранению и обработке данных, целесообразно в ближайшее время обеспечить
доступность к высокоскоростному интернету, 5G и пр. Для развития цифровой
экономики необходимо осуществлять подготовку специалистов по компетенциям
цифровой экономики, реализовывать научно-технические проекты по «сквозным»
цифровым технологиям, осуществлять освоение новой наукоемкой продукции и услуг,
осуществлять использование интеллектуальных продуктов.
Для
того, чтобы создать в нашей стране конкурентоспособные продукты, предприятиям
необходимо ориентироваться на внешний рынок, а не только на внутренний.
Необходим переход к производству высокотехнологичных и наукоемких товаров и
услуг. Этого можно добиться путем повышения уровня развития производства и
технологий. Решение таких задач может быть достигнуто при активной поддержке
государства. Поэтому формирование эффективного механизма господдержки выступает
в качестве важного условия устойчивого экономического развития страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовая и
организационная природа процессов цифровизации 1.1. Основные подходы к трактовке понятия цифровых технологий
и особенности их внедрения в экономике Человеческое
общество сегодня оказалось в том же состоянии, что и на рубеже XIX–XX столетий:
с одной стороны, интенсивное повышение технологичности жизнедеятельности, а с
другой стороны – наличие все тех же социальных, экономических и политических
проблем, которые необходимо решать. Попытка совместить эти тренды нашла
воплощение в идее «цифровизации», которая в перспективе должна привести к
«цифровому обществу» и обслуживающей его «цифровой экономике»[1].
Категория
«цифровая экономика» впервые была предложена Н.Негропонте (Массачусетский
университет, США) в работе «Being Digital»[2].
При этом цифровую экономику определяют как форму экономической деятельности,
реализуемой в цифровой среде, когда основой производственных процессов
выступают информация и знания[3].
Кроме того, базисом цифровой экономики определяли компьютерные технологии и
новые способы передачи, обработки и создания разнообразных данных. Развитие
цифровой экономики во многих странах определяются как приоритетные,
перспективные, без которых невозможно сохранение национального суверенитета в
XXI в.[4].
Например, в странах, входящих в организацию экономического союза и развития
(ОЭСР) многие компании увеличивают расходы на использование и развитие цифровых
инноваций, происходит формирование цифровой инфраструктуры, возрастает скорость
передачи данных, население становится все более мобильным в аспекте
использования цифровых устройств как на работе, так и дома, расширяется сфера
мобильного интернета и др.[5]
Слово
«economy», берущее свое начало в латинском, в русском языке означает
«хозяйство». Как следствие, экономика представляет собою не что иное, как
систему хозяйствования или иными словами – совокупность хозяйственных отношений
в сочетании со средствами производства, необходимыми для возникновения,
изменения и прекращения таких отношений, и необходимыми для этого ресурсами.
Юристы, следуя за экономистами, систему экономических отношений делят на два
основных уровня: макроэкономику – национальную экономику (хозяйство)
государства в целом и микроэкономику – экономику (хозяйство) отдельного
субъекта общественных отношений.
Национальная
экономика – это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных
элементов; это комплекс, составляющие которого представляют собой специфические
общности[6],
а микроэкономика, это хозяйство отдельных экономических единиц, под которыми
подразумеваются «потребители, рабочие, инвесторы, землевладельцы, деловые фирмы
– фактически любой отдельный человек, организация или предприятие, которое
играет определенную роль в функционировании нашей экономики»[7].
Юридически
структура национальной экономики и системные связи внутри нее имеют
универсальный характер в любой стране мира и закреплены в нормах международного
права и в национальном законодательстве о статистике и техническом нормировании
и стандартизации. Экономика (хозяйство) выполняет три важнейшие функции[8]:
— производственную,
выражающуюся в производстве материальных и нематериальных благ;
— транзакционную
(функцию обмена), выражающуюся в обмене произведенными материальными и
нематериальными благами между субъектами общественных отношений;
— перераспределительную,
выражающуюся в выполнении государством функции перераспределения произведенного
обществом блага посредством фискального, финансового и хозяйственного
механизмов между различными социальными группами в целях достижения социального
и экономического равновесия.
При
этом, как констатируют экономисты, основой жизнедеятельности общества является
производство – процесс создания материальных и нематериальных благ, состоящий
из двух взаимосвязанных элементов: производственных сил и экономических
отношений[9].
Состояние
экономических отношений обусловлено состоянием самого общества и его
способностью в силу имеющихся у него ресурсов и средств производства
обеспечивать собственные потребности.
Функционирование
экономики на любом этапе развития государства и общества обусловлено двумя
проблемами:
— материальными
потребностями общества составляющих его индивидов и институтов, которые
являются буквально безграничными и неутолимыми;
— экономическими
ресурсами – т.е. наличием средств производства товаров и услуг, которые
являются ограниченными или редкими[10].
В
контексте макроэкономики данные проблемы находят свое выражение в двух
экономических категориях:
— совокупное
предложение – т.е. совокупность произведенных в рамках экономической системы
материальных и нематериальных благ;
— совокупный
спрос – т.е. стоимостная оценка суммарного объема покупок в рамках национальной
экономики, запланированная покупателями[11].
Таким образом, экономика
– это хозяйство, принадлежащее обществу, используемое для удовлетворения его
потребностей в различных благах посредством совершения действий и операций,
позволяющих такие блага создать. Экономику можно охарактеризовать как
совокупность объектов материального мира, приведенную в систему в соответствии
с миропониманием, формирующимся у человека и общества в мире идеальном, порожденном
сознанием. При этом невозможно отрицать тот факт, что порождаемые человеческим
сознанием потребности преимущественно имеют характер материальных, которые
возможно удовлетворить лишь с использованием комплекса различных технологий, а
не только цифровых, и которые (потребности) просто [1]
Бондаренко
Н.Л., Конаневич Ю.Г. Правовая и организационная природа процессов цифровизации
и регуляторной функции государства в данной сфере / Н.Л. Бондаренко, Ю.Г.
Конаневич // Ex jure, 2021, №1. С.
56-67. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44620770
(дата обращения: 12.02.2021). [2] Negroponte N. Being Digital. – NY:
Knops, 1995. – 256 p. [3] Матюшок В.М.
Сетевая экономика и глобализация экономической деятельности // Информационное
общество. – 1999. – №6. – С.46-47. [4]
Стефанова Н.А., Почебут В.А. Мифы и реалии цифровой экономики в России //
Актуальные вопросы современной экономики. – 2017. — №4.- С.13-17. [5] Варнавский В.Г.
Цифровые технологии и рост мировой экономики // Друкеровский вестник. – 2015. —
№3 (7). – С.73-80. [6] Бондаренко Н. Л.,
Конаневич Ю. Г. Правовая и организационная природа процессов цифровизации и
регуляторной функции государства в данной сфере // Ex jure. 2021. № 1. C.
56–67. [7] Бондаренко
Н.Л., Конаневич Ю.Г. Правовая и организационная природа процессов цифровизации
и регуляторной функции государства в данной сфере / Н.Л. Бондаренко, Ю.Г.
Конаневич // Ex jure, 2021, №1. С.
56-67. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44620770
(дата обращения: 12.02.2021). [8] Бондаренко
Н.Л., Конаневич Ю.Г. Правовая и организационная природа процессов цифровизации
и регуляторной функции государства в данной сфере / Н.Л. Бондаренко, Ю.Г.
Конаневич // Ex jure, 2021, №1. С.
56-67. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44620770
(дата обращения: 12.02.2021). [9] Антимонопольное
регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях
глобализации и четвертой промышленной революции: монография / под ред. А. Ю.
Цариковского, А. Ю. Иванова, Е. А. Войниканис. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2018. [10] Макконнелл К. Р.
Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2019. [11] Конаневич
Ю. Г. Юридические лица: монография. Минск: Ковчег, 2018. С. 15.