Курсовая с практикой на тему Формирование фонетико фонематических представлений у детей с нарушением речи на занятиях по логоритмике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 5
1.2. Особенности детей с нарушением речи 7
Выводы по главе 1 11
Глава 2. причины нарушения речи у детей и особенности формирования фонетико-фонематических представлений 12
2.1. Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушением речи 12
2.2. Причины нарушений речи у детей 18
Выводы по главе 2 20
Глава 3. Практические аспекты формирования фонетико фонематических представлений у детей с нарушением речи на занятиях по логоритмике 22
3.1. Методики и организация исследования 22
3.2. Занятия по логоритмике по формированию фонетико фонематических представлений у детей с нарушением речи 28
3.3. Анализ результатов и пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 33
Выводы по главе 3 35
Заключение 36
Список литературы 38
Введение:
Согласно современным научным представлениям фонетическое и фонематическое расстройство речи относится к расстройствам общения и представляет собой нарушение процессов формирования фонетической си-стемы родного языка у детей с различными нарушениями речи вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Установлено, что у детей с сочетанными нарушениями произношения и восприятия фонем отмечается незавершенность процесса формирования звуков, характеризующаяся тонкими артикуляционными или акустическими особенностями.
Прерванная фонематическая осведомленность приводит к тому, что ребенок испытывает значительные трудности не только в процессе овладе-ния фонетической стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения инструментом, потому что только после достижения определен-ного (начальный) уровень фонематического осознания, ребенок может в полной мере овладеть звуковым анализом и синтезом и, впоследствии, навыками письма и чтения.
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста число детей с отклонениями в развитии языка неуклонно растет, среди которых много детей с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи.
Проведение логоритмических специально организованных занятий для дошкольников с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи в коррекционной работе может способствовать более быстрому и эффек-тивному преодолению речевых нарушений.
При изучении проблем фонетического и фонематического недораз-вития речи существует представление о том, что при нарушениях фонети-ческого и фонематического аспектов речи наблюдаются некоторые особен-ности формирования двигательных функций.
Речевой ритм предполагает коррекцию координации движений и речи. Соотношение движений и речи нормализует мышечный тонус, помо-гает избавиться от эмоциональной и физической скованности, способствует координации процессов дыхания, голоса, артикуляции, регуляции ритма речи, профилактике и преодолению речевых нарушений.
Объектом исследования являются дети с нарушением речи.
Предметом формирование фонетико фонематических представлений у детей с нарушением речи на занятиях по логоритмике.
Цель исследования: изучение формирования фонетико фонематиче-ских представлений у детей с нарушением речи на занятиях по логоритми-ке.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Иизучить психолого-педагогические характеристики детей с нару-шением речи
2. Рассмотреть особенности детей с нарушением речи
3. Изучить формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушением речи
4. Проанализировать причины нарушения речи у детей
5. Подобрать методики и провести исследование
6. Разработать занятия по логоритмике по формированию фонетико-фонематических представлений у детей с нарушением речи
7. Проанализировать результаты повторного исследования, наметить пути развития.
Методы исследования были выбраны в соответствии с целью, зада-чами и гипотезой:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— эксперимент, включающий этапы установления, формирования и контроля;
— количественный и качественный анализ результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключе-ния и списка использованных источников.
Заключение:
Анализ литературных источников показал, что в достаточной мере рассматриваются вопросы онтогенеза, характерные особенности фонети-ческого и фонематического недоразвития речи и особенности речи детей с этим расстройством, однако недостаточно информации о положительном влиянии логарифмических уроков, включенных в корректирующую речь Терапевтическая работа у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
При первичном осмотре детей с фонетическим и фонематическим недоразвитием были выявлены особенности развития двигательных навы-ков и речи у детей, подготовленных к школьной группе.
В результате логарифмического учащегося с фонетическим и фоне-матическим недоразвитием речи, при котором у детей развиваются опре-деленные двигательные навыки, выявлен потенциал развития речи при развитии двигательных навыков.
Показано, что у детей с фонетическим и фонематическим недоразви-тием речи в дошкольном возрасте при выполнении логарифмических заня-тий с учетом особенностей речевых и двигательных навыков этой группы и направленных на коррекцию двигательных и речевых процессов можно добиться более быстрое и эффективное улучшение состояния произноше-ния аспектов речи и развитие грубых двигательных навыков в целом.
В работе с детьми с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи дошкольного возраста особенно важно учитывать условия и методы проведения упражнений.
Включение логарифмических занятий в коррекционно-логопедическую работу имеет важное значение в системе воспитания детей с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи.
При сравнительном исследовании были выявлены и проанализиро-ваны особенности развития и состояния двигательных навыков и речи у дошкольников с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи по-сле обучения на занятих по логоритмике.
Опытное обучение показало, что потенциал формирования и совер-шенствования двигательных навыков по-разному реализуется у разных детей. Большая часть усвоения материала в процессе логарифмических за-нятий.
Для некоторых детей передние логарифмические уроки являются не-обходимым условием формирования двигательных навыков (в том числе произношения).
Каждый ребенок определяет свои трудности в овладении различны-ми типами движений, большинство из которых они могут успешно пре-одолеть в процессе индивидуальных занятий.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих за-дач:
1.Иизучены психолого-педагогические характеристики детей с нарушением речи
2. Рассмотрены особенности детей с нарушением речи
3. Изучено формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушением речи
4. Проанализированы причины нарушения речи у детей
5. Подобраны методики и проведено исследование
6. Разработаны занятия по логоритмике по формированию фонети-ко-фонематических представлений у детей с нарушением речи
7. Проанализированы результаты повторного исследования, намече-ны пути развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности и психолого-педагогическая характеристи-ка детей с нарушением речи
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с наруше-нием речи
Для детей с нарушениями речи характерно недоразвитие всей позна-вательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь). Особые трудности этих процессов на уровне произвола и осознанности. Интеллек-туальная отсталость у детей носит вторичный характер, поскольку она формируется в результате недоразвития речи во всех ее компонентах.
Внимание детей с нарушениями речи, характеризующимися неста-бильностью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение диапазона внимания, быстрое забывание материала, особенно словесного (речевого), снижение активной ориентации в процессе запоминания последовательности событий, сюжет-ной линии текста. Многим из них присуще недоразвитие умственных опе-раций, снижена способность к абстрагированию, обобщению. Детям с па-тологией речи легче выполнять задания не устной, а визуальной формы. Им нужно больше времени, чтобы понять инструкции к заданию, для формирования идей и понятий. Требуется многократное повторение, уточ-нение, наводящие вопросы.
Дети с нарушениями речи быстро устают, у них снижается работо-способность. Эти дети реагируют медленнее, неспособны быстро сосредо-точиться и могут испытывать трудности при самостоятельном управлении своим пространством. Они не включены в работу. Этим детям трудно научиться читать, а также обрабатывать, сохранять и использовать ин-формацию, полученную в результате чтения. Некоторым сложно уловить рифму, и им трудно запоминать стихи. Отклонения в эмоционально-волевой сфере. У них нестабильность интереса, сниженная внимательность, сниженная мотивация, изоляция, негативизм, неуверенность в себе, раз-дражительность, агрессивность, обида, трудности в общении с окружаю-щими, установление контактов со сверстниками, субъективная неудовле-творенность, расстройства личности, необходимость присутствовать во фрустрации снижение стрессоустойчивости в результате недостаточной социальной адаптации. Особые образовательные потребности. Особые образовательные потребности, характерные для детей с нарушением речи, включают: — выявление в самом раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедических служб на этапе выявления первых признаков отклонения развития речи; — организация обязательной коррекции речи в соответствии с выявленным нарушением в школе; преемственность содержания и мето-дов дошкольного и школьного образования, направленных на нормализа-цию или полное преодоление отклонений речи и личностного развития; — получение начального образования с точки зрения общеобразовательных учебных заведений или определенного типа, адекватных образовательным потребностям учащегося и степени выраженности недоразвития речи;- обязательная преемственность коррекционно-развивающего процесса, ре-ализуемая как через содержание образовательных сфер, так и в процессе индивидуальной работы;
— создание условий для нормализации (компенсации) состояния выс-ших психических функций анализатора, аналитико-синтетической и регу-ляторной деятельности на основе междисциплинарного подхода к изуче-нию детей с нарушениями речи и коррекции этих нарушений; координация педагогических, психологических и лечебных средств в процессе ком-плексного медико-психолого-педагогического сопровождения;
— получить ряд медицинских услуг, помогающих устранить или ми-нимизировать первичный дефект, сектор нормализации речи, состояние высшей нервной деятельности, соматическое здоровье;
— возможность адаптации образовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям, с необхо-димостью коррекции нарушений речи и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
— индивидуальные темпы обучения и продвижения в образователь-ном пространстве для разных категорий учеников;
— постоянный (пошаговый) мониторинг успеваемости академической составляющей образования и повышения компетентности учащихся, уров-ня и динамики речевых процессов на основе механизма дефекта речи;
— использование специальных методов, приемов и средств обучения, включая специализированные компьютерные технологии, учебные посо-бия, наглядные средства обеспечения реализации корректирующих воз-действий на речевые процессы, которые усиливают контроль устной и письменной речи; — возможность учиться на дому при наличии медицин-ских показаний;
— профилактика и коррекция социально-культурной и школьной дез-адаптации через расширение образовательного пространства, расширение социальных контактов; — способность выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
— психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее актив-ного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; орга-низация партнерских отношений с родителями.