Курсовая с практикой на тему Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ.. 6
1.1
Особенности нарушений фонематического восприятия у дошкольников с общим
недоразвитием речи. 6
1.2 Работа по формированию
фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 13
Выводы
по главе I 20
Глава
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ.. 22
2.1 Изучение
уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня. 22
2.2
Разработка комплекса дидактических игр для использования в работе по
формированию фонематического восприятия старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III
уровня. 27
Выводы по главе II 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
Актуальность. Важнейшей психической функцией
человека является речь, поскольку специфически человеческие способы социальных
контактов обеспечиваются, прежде всего, речевым общением. На их основе
формируются высшие формы познавательной деятельности. В связи с этим, проблемы
и отклонения в речевом развитии не только затрудняют общение, но и негативно
сказываются в целом на психическом развитии ребенка.
В данном процессе от
ребенка необходимо слуховое восприятие речи, дифференциация и воспроизведение
ее отдельных элементов, запоминание услышанного речевого материала, контроль
собственной и чужой речи для выявления ошибок. Комплексное решение
вышеуказанных вопросов возможно при развитии фонематического
восприятия.
Проблемы развития
фонематического восприятия в дошкольном возрасте исследованы отечественными
учеными: А. М. Бородич, А. Н. Гвоздевым, И. Е. Тихеевой,
М. Ф. Фомичевой и др.
Недостатки фонематического восприятия
ребенка-дошкольника ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми,
поэтому одной из актуальных проблем логопедии дошкольного возраста является
коррекционно-развивающая работа по формированию фонематического восприятия у
детей с общим недоразвитием речи. Это обусловлено:
широкой распространенностью данного дефекта у дошкольников (P. E. Левина, Л. Ф. Спирова,
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина); важностью своевременной
коррекции фонематического восприятия для подготовки детей к дальнейшему
школьному обучению (Л. П. Воронина, Л. Ф. Спирова); необходимостью выявления типичных и индивидуальных
различий в фонематическом восприятии для организации дифференцированной коррекционной
работы на логопедических занятиях (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина).
На основании
вышесказанного цель исследования: теоретическое обоснование и
экспериментальное изучение процесса формирования фонематического восприятия у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием игровых
технологий.
Объект исследования: фонематическое восприятие старших дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня.
Предмет
исследования: процесс формирования фонематического восприятия старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что
работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективна
если: будет соблюдаться этапность предложенная Е. Д. Худенко, и для каждого этапа будут
подобраны дидактические игры и будет использоваться звуковая и зрительная
наглядность.
Для достижения цели исследования необходимо
решить ряд задач:
Проанализировать
особенности фонематического восприятия в
Заключение:
Формирование фонематического восприятия является важнейшей
логопедической задачей при работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.
Благодаря фонематическому восприятию, ребенок учится узнавать фонемы, понимать смысл
звучащего слова, дифференцировать слова, соотносить слова с конкретными,
предметами, действиями, явлениями, выделять и понимать фразы в речи других
людей, слышать нарушения в собственной и чужой речи.
Предупреждение и коррекция речевых нарушений в значительной
степени обеспечивается опережающим формированием фонематического восприятия у
дошкольников. На его основе происходит становление таких важных для ребенка
фонематических процессов как фонематические представления и более сложный –
фонематический анализ и синтез. Формирование фонематического восприятия и
связанного с ним правильного звукопроизношения имеют большое значение для
дальнейшего школьного обучения. Установлено, что несформированность
фонематического восприятия отрицательно влияет на качество звукопроизношения
дошкольников, которое характеризуется употреблением диффузных звуков,
неустойчивой артикуляции, заменами и смешениями звуков и т.д.
Дети с ОНР III уровня имеют
значительные трудности в развитии восприятия и речи, что требует поиска путей
повышения эффективности логопедической работы. Актуальным является
использование разнообазных игровых упражнений и приемов работы по формированию
фонематического восприятия детей. Для проведения экспериментального
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 1.1 Особенности нарушений фонематического восприятия у
дошкольников с общим недоразвитием речи Усвоение ребенком звуковой стороны
речи, ее акустических характеристик в единстве с овладением двигательными
(артикуляционными) образами фонем (реализаторами фонем) являются базовыми
компонентами для дальнейшего овладения речью.
Понятие «звук», «фонема»,
«фонематическое восприятие» привлекают внимание специалистов из лингвистики,
психологии, акустики, психоакустики, психолингвистикии других отраслей науки.
Особое значение приобретает содержание этих понятий для коррекционной
педагогики, в частности логопедии. Ведь проблема формирования фонематического
восприятия, у детей является актуальной и общей. Если внимательнее
проанализировать сущность компенсаторно-коррекционных механизмов, которые
применяются при формировании речи у детей, то можно выделить общие действенные
технологии, которые способны дополнять и усиливать друг друга, а также
специфические, отличные, подчеркивающие их (технологий) интеграционную
значимость [34].
На
ранних возрастных этапах ведущая роль в развитии речи ребенка принадлежит
формированию фонематического слуха – способности различать звуки речи, узнавать
их, ведь именно фонематический слух создает основу для полноценного
фонематического восприятия – специфического речевого действия, которая
направлена на переработку воспринятой речевой информации (в ее физических характеристиках)
в систему языковых знаков и