Организация и руководство этнокультурным центром Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Формирование этнокультурного познавательного интереса к родному краю у дошкольников средствами народной песни Тверской области.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования этнокультурного познавательного интереса к родному краю у детей дошкольного возраста 8
1.1. Формирование познавательного интереса к родному краю у дошкольников как педагогическая проблема 8
1.2. Место фольклора в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста 15
Выводы по главе 32
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию этнокультурного познавательного интереса к родному краю у дошкольников средствами народной песни Тверской области 33
2.1. Выявление уровня сформированности этнокультурного познавательного интереса к родному краю у детей дошкольного возраста 33
2.2. Жанровая особенность народных песен Тверской области 38
2.3. Методические рекомендации по формированию этнокультурного познавательного интереса к родному краю у детей дошкольного возраста средствами народной песни 42
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 53

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современное состояние общества ставит перед учебными заведениями ряд неотложных задач, направленных на воспитание у подрастающего поколения уважения к истории и традициям своего народа, формирование этнокультурного познавательного интереса к родному краю. Этот процесс имеет много проблем и в течение длительного времени разные регионы развивались в разных цивилизационных системах, поэтому современные регионы отличаются друг от друга не только экономическими, но и социально-культурными особенностями.
Формирование этнокультурного познавательного интереса у дошкольников должно учитывать эти региональные различия, сохраняя единство образов малой и большой Родины, общегосударственные идеи и ценности. Использование средств краеведческой работы в формировании этнокультурного познавательного интереса у дошкольников является путем к преодолению указанных трудностей.
Наглядность, эмоциональность, неформальность, демократичность, коммуникативность краеведения в полной мере обеспечивает связь процесса обучения и воспитания детей с особенностями народной культуры, способствует консолидации молодежи, формированию у нее патриотических чувств и убеждений о единстве регионов.
Следовательно, в настоящее время актуализируется значение воспитания духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, которые отвечают социальным запросам общества, являются стимулом для реализации преемственности в воспитании ценностных установок.
Инновационные тенденции в современной теории и практике образовательной системы, ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, безопасных условий для жизни и развития, реализацию природных потенциалов личности.
Личностный характер воспитательных воздействий определяет, какие в конечном итоге, моральные принципы и поведенческие стереотипы будут формироваться у воспитанников.
Проблема исследования состоит в не разработанности методики познавательного интереса к родному краю у дошкольников средствами народной песни. Сложность этой задачи требует особого внимания к формированию этнокультурного познавательного интереса именно в дошкольном образовательном учреждении, когда у ребенка только формируются представления. Использование средств краеведения в воспитании помогает учитывать возрастные особенности дошкольника.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию проблем, связанных с воспитанием личности с помощью народной культуры посвящено множество работ, например, таких авторов как: Гасанов З.Т., Гиззатуллина М.Н., Романчук Е.С., и др.
На необходимость и значение использования народных песен своей местности в образовании дошкольников указывали как педагоги прошлого (Водовозова Е., Коменский Я.А., Тихеева Е., Ушинский К.Д.), так и современные исследователи (Богатеева З.А., Виноградова Н.Ф., Казакова Т.Г., Усова А.П., Халикова Р.Ш. и др.).
Объект исследования – этнокультурное воспитание дошкольников
Предмет исследования – процесс формирования этнокультурного познавательного интереса к родному краю у дошкольников средствами народной песни Тверской области.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию познавательного интереса к истории малой родины у детей дошкольного возраста средствами народной песни.
Задачи исследования:
1. Проанализировать формирование познавательного интереса к родному краю как педагогическую проблему.
2. Раскрыть роль и место фольклора в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста.
3. Выявить уровень сформированности этнокультурного познавательного интереса к родному краю у дошкольников.
4. Раскрыть особенности народных песен Тверской области.
5. Сформулировать методические рекомендации по формированию этнокультурного познавательного интереса к родному краю у детей дошкольного возраста средствами народной песни
Гипотезой исследования стало предположение о том, что использование в воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении народной песни позволит повысить эффективность формирования этнокультурного познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Методологическую основу составила совокупность культорологического (Е. В. Бондаревская, В. С. Библер и др.), этнопедагогического (Г. Н. Волков, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев и др.), диалогического (М. М. Бахтин, В. С. Библер и др.), личностно-ориентированного (Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, В. В. Сериков и др.) подходов. Предпосылками исследования служат:
– работы педагогов прошлого, раскрывающих значимость многовекового наследия народа (М. Е. Евсевьев, П. Ф. Каптерев, К. Насыри, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев и др.);
– исследования ученых в области развития и становления личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.);
– работы, связанные с воспитанием культуры межнационального общения, этнотолерантности (З. Т. Гасанов, Л. А. Ибрагимова, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко и др.);
– исследования, способствующие актуализации потенциала этнокультуры в учебно-воспитательном процессе (Р. А. Валеева, Г. Н. Волков, И. Г. Зубарева, В. В. Кадакин, Л. П. Карпушина, Л. В. Кузнецова, А. Б. Панькин, Т. В. Поштарева, Т. К. Солодухина, С. Н. Федорова и др.);
– работы исследователей по проблемам формирования этнокультурной осведомленности и этнокультурной компетентности (А. Б. Афанасьева, Л. В. Коновалова, С. В. Мажаренко, Т. В. Поштарева, М. А. Якунчев и др.).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Народные песни как средство воспитания просто необходимо использовать в современном учебно-воспитательном процессе. Это делает процесс воспитания, в том числе и патриотического, более интересным, качественным и результативным.
Программа формирования у детей старшего дошкольного возраста этнокультурного познавательного интереса к родному краю предусматривает решение следующих педагогических задач:
— обогащение знаний детей, педагогов и родителей о культурной самобытности родного края;
— формирование уважения и интереса к этнокультурному наследию;
— обустройство воспитательной среды, в которой сконцентрированы различные элементы этнокультуры.
Содержание программы основано на принципах системности, поэтапности и последовательности; комплексного использования различных элементов этнокультуры; сохранения природного характера жизнедеятельности ребенка в очаге дошкольного учреждения, ориентации на развитие творческой активности детей.
Реализация программных задач осуществляется в трех направлениях:
первое — «Воспитательная работа в старшей группе ДОУ» направлено на определение оптимальных условий организации образовательного процесса в ДОУ с целью формирования у старших дошкольников ценностного отношения к родному краю;
второе — «Консультативно-просветительская работа с педагогами» ориентировано на совершенствование профессиональной подготовки педагогов к привлечению этнокультурных ценностей в работу с воспитанниками ДОУ;
третий — «Сотрудничество с семьей» предусматривает поощрение семей воспитанников к использованию элементов этнокультуры в семейном воспитании, объединение усилий семьи и дошкольного учреждения в деле приобщения старших дошкольников к этнокультурным достижениям родного края.
Прежде всего в программе внимание должно быть направлено на формирование у старших дошкольников представлений и знаний о самобытности материальных и духовных ценностей этнообщности в общероссийском культурном контексте. Данная цель достигается при условии расширения представлений и знаний дошкольников об особенностях обустройство быта, прикладных вещей, одежды, кулинарии, народных игрушек. В то же время детей следует знакомить с музыкальными произведениями соответствующей тематики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования этнокультурного познавательного интереса к родному краю
у детей дошкольного возраста

1.1. Формирование познавательного интереса к родному краю у дошкольников как педагогическая проблема

Потребность интегрирования этнокультурных ценностей в учебно-воспитательный процесс современного дошкольного образования обусловлена взаимосвязью и взаимообусловленностью этнической, национальной, общечеловеческой степеней культуры. Благодаря ознакомлению с этнокультурной самобытностью родного края дети через близкое и понятное естественно приобщаются к универсальному общечеловеческому.
В процессе культурного становления ребенок должен получить поощрение и всестороннюю квалифицированную поддержку дошкольного учреждения. Ведь дошкольная сфера является исходным звеном образовательной системы призванной обеспечить всестороннее развитие личности. Указанный процесс должен основываться на сочетании семейного и общественного воспитания, достижениях отечественной науки, достижениях мирового педагогического опыта. Так что перед современной педагогикой стоит задача, по активизации этнокультурных достижений в систему дошкольного образования.
Необходимость формирования у ребенка особого отношения к родному краю неоднократно подчеркивала С.Ф.Русова «Развитие любви к родному краю, сразу с познанием его сокровищ учится ребенок ценить и уважать то, что свое … ибо кто не умеет любить родной край, уважать свой народ, тот не сможет стать истинным жителем вселенной» [1].
Выдающийся педагог доказывала, что ребенок должен не только овладеть знаниями о своем родном крае, но и исполниться особых чувств и отношений к нему: «Надо с малых лет вызвать в детях горячую любовь к родному краю, эта любовь всегда присутствует в душе ребенка, почти бессознательно он любит свой дом, свою деревню, любуется родными огородами, широкой степью или темным лесом. Надо эту маленькую искорку раздуть в горячее искреннее чувство, пусть ребенок присматривается к красоте родной степи, слушает родную песню, родной язык, знает своих родных героев и далее более сознательно относится к тому национальному и природному очагу, в котором он вырастает, которому когда то долженслужить». Свое убеждение С.Ф.Русова объясняет тем, что« любовь к родному краю хорошее, замечательное, мощное чувство! Оно живет в душе человека, пока не умирает его сознание» [12].
При определении приоритетов в народоведческой работе с детьми дошкольного возраста акцентируют внимание на необходимости оптимального сочетания общенационального и регионального аспектов культуры. «Возрастные особенности детей дошкольного возраста не позволяют им охватить все содержание культуры, которая имеет свою специфику в каждом этническом регионе нашей страны. В данном случае станет целесообразным сочетание регионального и традиционного в ознакомлении детей с национальными традициями»[23].
Педагоги должны самостоятельно подбирать материал максимально приближенный к местным традициям, которые по содержанию являются составной частью общенациональной культуры. Конечно, каждый воспитатель дошкольного учреждения имеет широкие возможности создания собственной системы работы, концепции использования народоведения. Материал должен подбираться в соответствии с региональными особенностями, ведь и традиции могут быть разными даже в соседних деревнях, не говоря уже о области. Но работа с детьми должны быть запрограммирована на конечную цель — воспитание будущего гражданина и патриота [14].
Изучение педагогического наследия и научного наследия современных ученых свидетельствует о необходимости комплексного привлечения этнокультурных ценностей в краеведческую работу современных ДОУ.
Ведущая задача краеведческой работы в ДОУ полегает в формировании ценностного отношения к родному краю.Анализ педагогической литературы показал, что понятие «родной край» не имеет четкого определения. Однако контекст его употребления дает основание к отождествлению с понятием «этнокультурная среда», учитывая территориальную ограниченность и культурную самобытность ячейки, в которой происходит первоначальное становление личности.
Ценностное отношение к родному краю определяют как активную направленность личности (ребенка) на этнокультурную самобытность окружающей среды, обусловленную освоением этнокультурными ценностями и способностью их реализации в собственной жизнедеятельности.
Обобщение психолого-педагогических исследований отечественных и зарубежных ученых позволяют выделить ряд предпосылок приобщения детей старшего дошкольного возраста к этнокультурным достижениям родного края:
— благодаря высокому уровню познавательной активности, эмоциональной чувствительности, деятельностной настроенности старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования ценностного отношения к действительности;
— в рассматриваемом возрасте дети проявляют интерес к историческому прошлому, художественным произведениям, народным традициям родного края;
— старший дошкольный возраст является первичным этапом в осознании собственной принадлежности к этнической общности;
При подборе этнокультурных ценностей, которые могли бы служить средствами в краеведческий работе, необходимо опираться на концептуальные основы психологии (Л. С. Выготский, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн) о взаимообусловленности интеллектуального и эмоционального компонентов сознания. Так поведение ребенка чаще стимулируется эмоциями, чем размышлениями, чувства превращаются в мотивы поведения и побуждение к действию. Значение положительного настроя в познавательном процессе подчеркивал А.Валлон «именно эмоции благодаря их психической ориентации создают первые связи ребенка с его социальным центром и их основой к формированию намерений и благоразумия. Радость восприимчивости увеличивает стремление детей к познанию»[5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы