Курсовая с практикой на тему Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Психологические
особенности детей старшего дошкольного возраста
2.2. Использование
моделирования в процессе формирования математических представлений
Введение:
Современная образовательная система ставит на первое место
проблему умственного воспитания детей.
Многие ученые прогнозируют информационную революцию, которая
может быть осуществлена на пороге 3-го тысячелетия. Тогда образованные и высокоинтеллектуальные
личности будут оценены по достоинству.
Существует необходимость в компетентном ориентировании
в условиях увеличивающегося объема знаний и информации, которые будут отличны от
тех компетенций, которые были актуальны еще 30-40 лет назад. Помимо этого, меняются
и сами требования к умственному воспитанию детей
Математика является одним из основных предметов в школьном
обучении. По этой причине базовые знания в данной области должны быть сформированы
у детей уже в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного обучения в школе.
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является
периодом, при котором происходит активное развитие познавательных способностей.
Проблема исследования: каковы условия формирования
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
в процессе моделирования
Обучение и воспитание детей дошкольного возраста оказывает
влияние на общее развитие интеллекта. Обучение математике в современных условиях
приобретает важное значение, которое обусловлено быстрым темпом развития математики
как науки в целом, а также внедрением в процесс образования всех уровней развивающего
обучения учащихся.
Приоритетным методом развития математических способностей
детей дошкольного возраста является моделирование.
Математическое моделирование представляет собой организационную
деятельность педагога, при которой он создает условия ориентированного процесса
формирования детьми старшего дошкольного возраста моделей при помощи простых плоскостных
и пространственных математических абстракций.
Степень разработанности темы исследования.
Вопросы формирования у детей старшего дошкольного возраста
математических представлений, в том числе и при помощи использования метода моделирования,
были отражены в работах таких авторов как Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,
З.А. Михайлова, А.А. Столяр и др.
Объект исследования – развитие математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика моделирования как
основа обучения математики детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить формирование элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе
моделирования.
Цель исследования обусловила выполнение следующих задач:
1. Изучить психологические особенности детей старшего
дошкольного возраста,
2. Рассмотреть специфику развития математических
представлений у детей дошкольного возраста, охарактеризовать понятие
«моделирование»
3. Проанализировать методики использования
моделирования в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста
математике,
4. Рассмотреть использование моделирования в процессе
формирования математических представлений.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,
источников сети-Интернет.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных
на параграфы, заключения и списка использованных источников.
В введении определена актуальность работы, проблема,
объект, предмет, цели и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены: теоретические основы
формирования элементарных математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста в процессе моделирования (психологические особенности
детей старшего дошкольного возраста, специфика развития математических
представлений у детей дошкольного возраста, понятие «моделирование»)
Во второй главе рассмотрены: методика формирования
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
в процессе моделирования (методики использования моделирования в процессе
обучения детей старшего дошкольного возраста математике, использование
моделирования в процессе формирования математических представлений).
В заключении сделаны общие выводы.
Заключение:
В результате проведенного исследования, можно перечислить
следующие полученные выводы.
Современная система дошкольного образования ставит перед
собой цель, которая заключается в развитии способностей каждого учащегося, а также
воспитании его личности. Реализация установленных задач определена степенью сформированности
математических представлений детей дошкольного возраста.
Научно-педагогическая литература предлагает такое определение
понятия «моделирование» — это процесс использования наглядных моделей. Такой позиции
придерживались Л.А. Венгер и О.М. Дьяченко.
Моделирование в обучении детей старшего дошкольного возраста
играет важную роль в развитии математических представлений. Наглядные модели считаются
такой формой, которая наиболее доступна детям указанного возраста.
В этом случае также учитывает и основное назначение моделей,
чтобы облегчить процесс познания, дать доступ с скрытым и не воспринимаемым свойствам
объектов, отношений и связей между ними.
Моделирование связано непосредственно с углубленным познанием
сути учебных и воспитательных явлений, процессов. Педагог может осуществить разработку
таких моделей для обучения учащихся как оптимизации структуры процесса образования,
стимулирования познавательной самостоятельной деятельности учащихся и др. Методика
моделирования — это возможность математизации педагогических процессов, которая
содержит в себе большой потенциал в использовании.
Моделирование является важным учебным средством и
действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные и
развивающие цели и задачи, где требуется материализация абстрактных понятий,
рефлексия собственных учебных действий, выделение существенного и обобщение
изучаемого материала, формирование представления о структуре, взаимосвязях и
отношениях сложных явлений или процессов.
Опыт практической реализации исследователями
предложенных методик показал их высокую эффективность в организации математического
развития детей с различными природными данными: во всех случаях наблюдался
значительный прогресс у ребенка на пути математического развития.
Моделирование в обучении детей старшего дошкольного
возраста играет важную роль в развитии математических представлений. Наглядные
модели считаются такой формой, которая наиболее доступна детям указанного
возраста.
В этом случае также учитывает и основное назначение
моделей, чтобы облегчить процесс познания, дать доступ с скрытым и не
воспринимаемым свойствам объектов, отношений и связей между ними.
Также в ходе исследования были рассмотрены методики использования
моделирования в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста математики.
Методика Л.А. Венгера содержи в себе две формы опосредованного развития образного
познания — эталонная и модельная. Эталонная форма предполагает разделение и фиксацию
свойств объектов в соответствии с нормами сенсорной культуры детей старшего дошкольного
возраста.
В ходе исследования был предложен ряд занятий, ориентированных
на освоение моделирования в процессе изучения математике детей старшего дошкольного
возраста:
—
использование наглядной плоскостной модели «От секунды до года»;
—
наглядная плоскостная модель «Домик, где знаки и числа живут»;
—
использование наглядной плоскостной модели «Счетный торт».
Таким образом, цель исследования была достигнута путем
решения поставленных задач.
Практическая значимость исследования заключается в том,
что полученные теоретические данные, а также в частности предложенные темы для занятий
математики детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы студентом
в процессе прохождения педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования была достигнута путем решения
следующих задач:
1. Изучены психологические особенности детей старшего
дошкольного возраста,
2. Рассмотрена специфика развития математических
представлений у детей дошкольного возраста, охарактеризовано понятие
«моделирование»
3. Проанализированы методики использования
моделирования в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста
математике,
4. Рассмотрено использование моделирования в процессе
формирования математических представлений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1. Психологические особенности детей
старшего дошкольного возраста
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1. Психологические особенности детей
старшего дошкольного возраста
Дошкольное
детство — это долгий период жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением
раннего возраста с точки зрения общей чувствительности, осуществляемой непрерывным
потенциалом онтогенетического развития.
Условия
жизни в это время стремительно расширяются: размах семьи распространяется на пределы
улицы, города, страны.
Он
испытывает сильное желание вступить во взрослую жизнь, активно участвовать в ней
— чего, конечно, пока нет. Он стремится к независимости. В этом противоречии рождается
ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, имитирующая жизнь взрослого человека.
Социальная ситуация развития.
Изменения
помещают ребенка в отношения (не является центром его семьи), развивают способность
идентифицировать себя с людьми и персонажами произведений искусства.
Поглощение
норм поведения и различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он является
индивидуальностью, приобретает интерес к телесным структурам человека.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра.
Она оказывает существенное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся правильному
общению друг с другом. В процессе ролевых игр дети берут на себя роли взрослых и
отношения между ними. И хотя жизнь в игре проходит в форме идей, она становится
довольно эмоциональной и для ребенка его реальной жизнью [12].
Игра способствует не только его ровесникам, но
и произвольному поведению ребенка. Механизм управления их поведением развивается
в игре, а затем проявляется в других действиях.
В игре
развивается мотивационно-востребованная сфера деятельности ребенка. Есть новые мотивы,
действия и связанные с ними цели. Качественные изменения в сознании ребенка. Дошкольника
развивает и живопись.
Центральные новообразования: новая внутренняя позиция;
подчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.
Мышление.
Мышление
в дошкольном возрасте характеризуется переходом от визуально-эффективного к визуально-образному
и в конце периода к вербальному мышлению.
Дошкольник
мыслит образно, но он еще не приобрел логическое мышление взрослых. Решает поставленные
задачи, мышление становится нерешительным. Предпосылками являются такие качества
ума, как самостоятельность, гибкость и любознательность.
Есть попытки объяснить явления и процессы. Детские
вопросы — индикаторы любопытства.
Психическое
развитие у ребенка дошкольного возраста, постоянное влияние ситуации и действия.
Опыт игры и реальные отношения ребенка в ролевых играх основаны на особых свойствах
мышления, позволяющих становиться на точку зрения окружающих, предвосхищать их поведение
и в зависимости от него строить свои собственные поведение.
В семь
лет язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом осознанного
обучения, как при подготовке к школьному обучению чтению и письму [11].
Младшие
дошкольники начинают понимать особенности своего произношения. К концу дошкольного
возраста начинается процесс фонематического развития. Быстро растет словарный запас
ребенка. Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно расширяет словарный
запас. Он может пересказать рассказ или прочитать рассказ, передать свои впечатления
об увиденном.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
— отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность,
становится универсальным средством общения;
— появляется связная форма речи, усиливается ее
выразительность;
— ребенок понимает законы родного языка в процессе
действия со словом;
— ребенок учится выражать свои мысли связно, логически,
аргументы становятся способом решения интеллектуальной задачи, и он становится инструментом
мышления и средством понимания, интеллектуализации познавательных процессов;
— превращается в особую деятельность со своими
собственными формами: слушание, беседа, споры и истории;
— становится особой формой произвольной деятельности,
развивает осознанное отношение к ней.
Восприятие. Восприятие в дошкольном возрасте теряет
свою первоначальную эффективность: перцептивные процессы дифференцируются. Восприятие
становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.