Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Формирование элементарных математических представлений через сказки и игровые ситуации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Элементарные математические представления: анализ ключевых понятий 5
1.2. Обоснование сказок и игровых ситуаций как ведущих средств формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СКАЗКИ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ 16
2.1. Определение уровня элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 16
2.2. Методика формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых ситуаций и сказок 20
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 39

  

Введение:

 

Всем известно, что математика была и остается одной из самых сложных наук. При усвоенные математических знаний, у многих детей возникают трудности. Как сказал Д.И. Писарев: «Математика всегда является для учащихся трудом» [25, 54].
В математике ребенок входит уже с самого раннего возраста. В период дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления. В дальнейшем это будет основой для развития интеллекта, памяти и мышления. Знание обэлементарных математических представлений ребенка черпает из окружающей среды. Это происходит во время разнообразной деятельности ребенка, в общении с взрослыми и под их учебным руководством.
Такие исследователи, как Н.Я. Большунова, А.Г. Банщикова, Т.А. Шорогина, Т.И. Ерофеева и другие искали эффективные средства и методы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. В результате исследований было установлено, что такими средствами являются сказки и игровые ситуации [2, 121].
Эти исследователи отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не по принуждению детей. Математику лучше преподносить в виде знакомого им материала, например с помощью сказок и игровых ситуаций, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
При использовании сказок и игровых ситуаций в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении.
Слушая интересные сказки и играя в игры, дошкольник одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений [15, 46].
На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок и игровых ситуаций. В содержании этих средств обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др.
У ребенка дошкольного возраста память носит избирательный характер. Поэтому ребенок усваивает лишь то, что его заинтересовало, удивило, порадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые будут настаивать [14, 204].
Актуальность работы. Поиск наиболее эффективных сказок и игровых ситуаций для развития элементарных математических представлений и определили выбор темы исследования: «Формирование элементарных математических представлений через сказки и игровые ситуации».
Цель исследования работы заключается в изучении влияния сказок и игровых ситуаций на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования– процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования– условия развития элементарных математических представлений дошкольников с помощью сказок и игровых ситуаций.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить научную, методическую литературу по проблеме развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
2. Выявить роль математической сказки и игровой ситуации в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать соответствующие сказки и игровые ситуации, направленные на развитие математических представлений у детей старшей возрастной группы.
Методологической основой исследования стали труды известных ученых, изучавших проблему формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, а именно: Я.А. Коменский, Т.И. Ерофеева, Н.Я. Большунова, А.Г. Банщикова, П.Я. Гальперин, Д.А. Костикова, А.В Белошистая, Т.И. Иванова, Л.В. Ищенко, Е.И. Коваленко, Н.А. Короткова, Д.А. Костикова, Н.Я. Михайленко, Е.А. Носова, А.А. Столяр, Л.И. Павлова, С.Н. Якимчик, В.Ф. Петрова, Г.А. Репина и др.
Методы исследования:
1.Теоретични методы: анализ, сравнение, обобщение, классификация и систематизация данных.
2. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анализ результатов деятельности.
Теоретическое и практическое значение. Предложенные математические сказки и игровые ситуации для развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы воспитателями и психологами в детском саду и родителями дома.
Базой исследования послужило ДОУ №7 «Гвоздика» города Дубна.
Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 40 страницах. Список использованной литературы составляет 29 позиций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, на сегодняшний день, является актуальным вопросом. На это указывают трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в начальной школе при изучении математики.
Начальным этапом, на котором закладываются основы математической культуры, названный дошкольный возраст. В связи с этим возникает потребность в разработке эффективных средств и методов формирования математических способностей у детей. Известно, что важное место в развитии интереса к математическим знаниям занимает мотивация, которая вызывает желание узнать новое, развивает увлеченность процессом математического познания. Такими средствами, которые могут вызвать у дошкольников устойчивый интерес являются игровые ситуации и сказки.
В содержания математических сказок и игровых ситуаций обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др.
При использовании игровых ситуаций и сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном освоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают новое и это происходит естественным путем.
В курсовой работе определены условия организации учебно-педагогического процесса, обеспечивает формирование и развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста, апробированные организация, методы и приемы педагогического стимулирования учебной деятельности на занятиях в ДОУ.
Предположив, что математические сказки, дополнены играми и упражнениями, наиболее способствуют развитию элементарных математических представлений старших дошкольников, мы подобрали четыре диагностических теста, которые помогли нам определить уровень элементарных математических представлений детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы. Всего было продиагностировано 23 ребенка, из них 11 детей вошли в ЭГ и 12 детей в КГ.
В результате проведения диагностических тестов, был выявлен уровень развития элементарных математических представлений детей обеих групп на начало эксперимента. Уровень математического развития в целом соответствует возрастной норме, у некоторых детей отмечается недостаточная сформированность простейших операций мышления, из чего следуют их трудности при решении задач на логику.
Большинство детей ЭГ и КГ имели средние показатели по всем четырем методикам. Следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Целенаправленно подобрав математические сказки, и игровые ситуации, обеспечивающие развитие математических способностей старших дошкольников мы разработали и экспериментально доказали способ ускорения развития элементарных математических представлений посредством воздействия сказок и игр, обогащенных математическим материалом. Это наглядно видно по результатам контрольного среза.
Анализ результатов показал, что после формирующего эксперимента уровень развития элементарных математических представлений у детей КГ вырос лишь на несколько процентов, это связано с тем, что дети при повторной диагностике, уже были знакомы с задачами и знали свои предыдущие ошибки.
Дети же ЭГ показали более высокие результаты. Так при выполнении заданий по методике «Упорядочение» в начале эксперимента высокий уровень сформированности элементарных математических представлений у детей составил 27%, после формирующего эксперимента – 64%. При повторном диагностировании по методикам «Начальные математические представления», «Визуальное определение формы фигуры» и «Раскрась фигуру» высокие показатели составляли соответственно – 45%, 45%, 45%.
Уровень элементарного математического развития детей ЭГ во время контрольного среза представлен в приложении 7.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены, исследования завершены.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Элементарные математические представления: анализ ключевых понятий

На современном этапе дошкольного детства проблема математического развития детей приобретает все большее значение. Это связано с тем, что развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте, положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка и на его психические функции. Сложившееся математическое мышление помогает современному ребенку анализировать различные процессы, принимать решения не только в соответствии с четко разработанными алгоритмами, но и корректировать свои действия в меняющихся условиях жизни.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, является актуальным вопросом. На это указывают трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в начальной школе при изучении математики. И одной из основных причин этих трудностей – это потеря интереса ребенка к математике, как к предмету. Поэтому, начиная еще с дошкольного возраста, нужно заинтересовать ребенка при изучении математики. Для этого родители и воспитатели должны использовать специальные методики [12, 36].
Дискуссии вокруг предмета терминологического поля математического развития детей начались с 50-х годов ХХ века и не прекращаются до сих пор. Это происходит потому, что многомерная педагогическая реальность не укладывается в единую мировоззренческую систему и не может быть выражена любой одной точкой зрения. В то же время отсутствие общих единых основ в понимании математической подготовки детей, на наш взгляд является существенным недостатком. Это приводит к свободному выбору терминов, понятий и их трактовок в каждом отдельном исследовании, демонстрируя самоопределения их автора, свою позицию по использованию заимствования терминов и понятий в научном поле проблемы математического развития детей.
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показывает, что математическая подготовка рассматривается большинством авторов как двусторонний процесс:
1) с одной стороны изучение элементов математики детьми обеспечивается усвоением определенной системы знаний, умений и навыков;
2) с другой – оно обусловлено необходимостью приспособления детей к интеллектуально-творческой деятельности, овладение ими способами рассуждений, культурой математического мышления, логическими операциями и т.п [4, 37].
Такая двойственность (дуалистичность) в понимании сущности математической подготовки детей привела к появлению большого количества исследований, в которых предлагаются различные модели осуществления математической подготовки детей дошкольного возраста. В зависимости от контекста исследований их авторы применяют довольно широкий диапазон определений, понятий и трактовок, которые определяют категориально-понятийное поле проблемы математического развития детей дошкольного возраста. Среди них выделяются следующие: математическое развитие, логико-математический развитие, формирование элементарных математических представлений; элементарная математическая компетентность, математические представления [10, 45].
За последние годы теория и практика обучения математике детей младшего возраста пополнилась новыми концепциями, понятиями, технологиями. В методике математического развития дошкольников, по нашему мнению, прежде всего, необходимо кратко остановиться на употреблении терминов «формирование» и «развитие», так как эти понятия употребляются педагогами чаще других, но при этом они либо отождествляются, или противопоставляются. К тому же в рамках концепции развивающего обучения теоретиками и практиками эти категории используются чаще всего. В психолого-педагогической литературе эти два понятия относят к между научным.
Анализ педагогических источников позволил сделать вывод о том, что формирование – это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать – это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество [1, 73].
Развитие – это изменение, представляет собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений.
Математическое образование направлено на освоение дошкольниками представлений, которые являются предпосылкой формирования математических понятий (число, величина, геометрические фигуры). Математические представления (о множестве, в частности, счета, форму предметов и геометрические фигуры, величинах и их измерении, простых вычислениях), что постигаются ребенком на эмпирическом, чувственном уровне, называют элементарными.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [3, 94].
В течение последних 10 лет в большинстве научных работ уровня кандидатских и докторских диссертаций математическая подготовка связывается с обеспечением именно математического развития детей (М. Арест, В. Абашина, Н. Баглаев, Л. Баряева, Л. Воронина, Г. Белошиста и др.). Речь не идет о создании единой концепции математического развития. При этом само понятие «математическое развитие» трактуется по-разному. Так, в работе В. Абашин, математическое развитие понимается как формирование математических занятий и умений ребенка. По мнению Г. Белошистои, основа такого трактовка понятия «математическое развитие» заложено было еще в трудах Л. Венгера и его сотрудников и на сегодня является довольно распространенным среди теоретиков и практиков обучения математике.
Е.И. Щербакова пишет, что во математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [28, 42].
По мнению З.А. Михайловой, под математическим развитием дошкольников следует понимать положительные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций [20, 112].
Некоторые авторы связывают математическое развитие с формированием и развитием определенного стиля мышления ребенка. Так, А.В. Белошиста, под математическим развитием понимает целенаправленную методическую работу над формированием и развитием основных свойств и качеств математического мышления у каждого ребенка до максимально возможного для него уровня.
Воронина Л.В. отмечает, что под математическим развитием ребенка младшего возраста следует понимать целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) свойств и качеств математического стиля мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности [6, 64].
Вопрос о формировании и развитии математических способностей рассматривался в работах А.В. Белошистая. По ее мнению, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать развитие математических способностей.
Б.М. Теплов под способностями понимает индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющих отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивают легкость и быстроту приобретения и использования знаний, умений и навыков на практике. Он, отрицая врожденность способностей, утверждает, что врожденными есть только задатки – анатомо физиологические особенности человека.способности же формируются на основе задатков в деятельности. Различают общие и специальные способности. Математические способности являются специальными [29, 9].
В научной литературе конца 90-х годов ХХ века дефиниция «математическое развитие» находит конкретизацию через терминологическое словосочетание «логико-математический развитие». Возникновение этой дефиниции в терминологической плоскости связывается с научными исследованиями Н.И. Баглаев. Автор трактует как «качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, происходящих вследствие развития математических умений и связанных с ними логических операций».
В контексте исследований и методических работ встречаются несколько различных вариантов дефиниций, а именно: «математические представления» и «математические понятия». Сравнительная характеристика этих дефиниций обнаружила их разногласия и общие характеристики.
Наиболее общая характеристика «понятия» по педагогическим словарем — «мысль об общих и существенные свойства и отношения действительности; знания о сущности и происхождении предметов и явлений окружающего мира. Известно, что понятие является одной из форм мышления. Понятие существенно отличается от представления. Если представление конкретное, образное, наглядное, то понятие характеризуется обобщенным, абстрактным, а не наглядным характером.
В представлении отображаются как существенные, так и несущественные свойства объекта в его непосредственном восприятии [26, 104]. Содержание математической подготовки детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Они как раз определяются спецификой математических понятий также. Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, прежде всего количественные отношения и пространственные формы. Это определение математических понятий основывается на самом смысле чистой математики, как науки, «имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира …» [23, 37].
Итак, сделаем вывод: формирование элементарных математических представлений, математическое развитие ребенка, формирование и развитие математических способностей может происходить только в процессе и результате математического образования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы