Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Формирование элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Анализ нормативно-правовых
и программных требований в аспекте экологического воспитания (формирование
элементарных экологических представлений) детей старшего дошкольного возраста. 5

Глава 2. Возрастные особенности
детей старшего дошкольного возраста  16

Глава 3. Экологическое воспитание
дошкольников в условиях ДОО.. 21

3.1. Понятие экологическое
воспитание, его компоненты.. 21

3.2. Особенности формирование
элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста. 25

3.3. Методика формирования
элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста. 27

Глава 4. Игровая деятельность как
одно из средств формирования элементарных экологических представлений детей
старшего дошкольного возраста  33

Глава 5. Словарь основных понятий. 42

Заключение. 44

Список литературы.. 46

 



 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день существует реальная потребность
воспитания экологически образованной, гуманной личности, которая не только
владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека,
личности, способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви
и сострадания. Всё это требует внесения корректив в понимание процесса,
источников, факторов экологического развития личности ребенка в условиях
взаимодействия с естественной природой.

Экологическое образование
становится важной частью дошкольной педагоги. В последнее время существует
множество исследований по данной проблеме. Среди них особый интерес
представляют труды В. Зебзеева, Г. Иванова, С.Н. Николаева и др.,
рассматривающих разные аспекты экологического воспитания и образования
дошкольников в процессе учебно-воспитательной работы и при организации
общественно-полезной деятельности по охране природы.

Сегодня
идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и
воспитания дошкольников. А формирование экологического воспитания является
одной из важных задач дошкольных учреждений.

Степень разработанности темы исследования. Вопросы особенностей формирования у
дошкольников экологического воспитания широко рассматриваются в исследованиях
С.А. Веретенниковой, С.Д. Дерябо, В.Н. Черняковой и др. Авторы в своих трудах
раскрывают цели, задачи, принципы и условия экологического воспитания
дошкольников. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного
возраста представлены в работах П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой.

Целью исследования является изучение особенностей формирования элементарных
экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Поставленная цель
предполагает необходимость решения следующих задач исследования:

1. Проанализировать
нормативно-правовые и программные требования в аспекте экологического
воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить возрастные
особенности детей старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать
понятие экологического воспитания и его компоненты.

4. Исследовать
особенности формирования элементарных экологических представлений детей
старшего дошкольного возраста.

5. Рассмотреть методику
формирования элементарных экологических представлений детей старшего
дошкольного возраста.

6. Изучить игровую
деятельность как одно из средств формирования элементарных экологических
представлений детей старшего дошкольного возраста.

7. Составить словарь основных
понятий по теме исследования.

Объектом исследования выступает процесс экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста.

Предметом исследования является экологическое воспитание дошкольников в условиях
ДОО.

Методы
исследования:

— анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

— анализ программ и нормативных
требований по теме исследования;

— синтез и обобщение, сравнение и
классификация материала по теме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены эффективные условия процесса
формирования экологических представлений старших дошкольников в детском саду.
Полученные результаты предназначены для изучения и применения воспитателями в
своей педагогической работе по формированию экологических представлений с
детьми старшего дошкольного возраста.

Структурно работа состоит из
введения, пяти глав, заключения и списка литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольное детство от 3 до 6-7 лет совершенно особенный период развития
ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и
внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в
способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в
произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.

Экологическими
следует считать только те представления, которые отражают объективно
существующие в природе связи и зависимости. Содержание процесса формирования
экологических представлений старших дошкольников должно отличаться научностью.

Главная цель
экологического образования дошкольного уровня – формирование экологической культуры
и экологического сознания детей, формирование навыков поведения в природе,
предоставление элементарных экологических знаний и формирование экологического
мышления, которые базируются в отношении к природе. Экологическое воспитание
дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание,
ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать
гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление
защитить, сберечь природу.

Формы
работы по экологическому воспитанию должны осуществляться в соответствии
возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

В
процессе формирования представлений у детей про окружающий мир, используется
широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность –
это наглядные методы (экскурсии и наблюдение) и практические (трудовая
деятельность в природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами природы),
игры с природным материалом, словесные методы и приемы, к которым относятся
беседы, рассказы воспитателя о природе, минутка любования природой для
обогащения эстетических впечатлений.

Проблема
формирования
экологических
представлений
дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет
первостепенное значение для воспитательной работы.

Изучение
психолого-педагогической литературы позволило выяснить, что дети старшего
дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую
закономерности той или другой области действительности, если эта система будет
доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Элементарные наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже
детям дошкольного возраста.
Общение ребенка с объектами природы
придает
яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни,
обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к
живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от
взаимодействия с природой, т.е. положительную мотива­цию на отношение к
природе.

На
этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира:
ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления
о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формировались
первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Анализ нормативно-правовых и программных требований
в аспекте экологического воспитания (формирование элементарных экологических
представлений) детей старшего дошкольного возраста

Задачи, поставленные во
ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат –
формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон
этого процесса является экологическое воспитание. В настоящее время
экологическое образование рассматривается как средство безопасного и
комфортного существования личности в современном мире, как способ
самообразования личности.  Экологическое
воспитание дошкольников по ФГОС – это непрерывный процесс развития детей,
направленный на формирование у них экологической культуры [11].

Модель экологического
воспитания и образования в целях достижения максимальной эффективности
необходимо выстраивать на принципах всеобщности и преемственности, объединяя в
единую цепь все уровни образовательной системы – начиная с дошкольного и
заканчивая высшим профессиональным образованием. (ст. 72, п.1 Федерального
закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» ст. 72, п.1).

Основным доказательством, регламентирующим содержанием
педагогического процесса в ДОУ является программа обучения и парциальные,
обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди
последних немало экологических
[25].

Рассмотрим
основные компоненты содержания экологического образования в ДОУ, определенные
ФГОС. Так, среди них выделяются следующие:

1.
Научно-познавательный. Раскрывает свойства предметов, их многообразие, связи
между ними; проблемы окружающей среды, представления о научной картине мира.

При
этом понимание целостности природы возможно, если:

                 
рассматривать
все изучаемые природные объекты (растения, животных, человека) и явления
(жизнь, сезонность и т.д.), используя системный подход. Он дает возможность
понимать объект как систему, т.е. как совокупность элементов, взаимосвязанных
между собой. Например, дерево представляет собой образец динамической системы.
Между его элементами (корнями, стеблями, листьями и т.д.) осуществляются
сложные взаимодействия, которые приводят к образованию новых систем, новых
типов взаимосвязей, что будет отличать эту систему от других. В то же время эта
система сама является подсистемой более широкой системы «растение»;

                 
выделять
все существенные связи между объектами и явлениями живой и неживой природы;

                 
изучать
природные объекты как изменяющиеся и развивающиеся [16].

2.
Ценностный. Раскрывает многогранную значимость изучаемых объектов в жизни
природы и человека.

Типичным
недостатком практики ДОУ является недооценка чувственно-эмоционального
восприятия природы. Только при условии взаимосвязи знаний и чувств у детей
формируется положительное отношение к природе. Нередко у детей дошкольного
возраста имеется запас знаний о природе и ее представителях, о нормах поведения
в природе, но воспользоваться ими они не могут. Личностное отношение к природе
включает в себя как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты
[34].

Исследователи
отмечают, что современные дошкольные учреждения сегодня имеют показатели,
которые отражают отсутствие ответов детей, показывающие их понимание природы
как источника красоты, наслаждения, отдыха. Их знания отражают только
материальную значимость природы, а поэтому необходимость ее охраны они
обосновывают с практических позиций, позиций пользы, которую она приносит
людям. Такой однозначный подход неправомерен. Он является причиной
потребительского отношения к природе. Бедность чувств и недостаток знаний,
отсутствие взаимосвязи между ними сказываются на поведении детей в природе [44].

При
знакомстве с природой, окружающим миром необходим комплексный, целостный подход
к ее изучению. В познавательный материал необходимо включать элементы
экологических связей, отражающих единство природы, связи живой и неживой
природы, единство организма и среды обитания, приспособленность к условиям
существования, пищевые связи, деятельность человека в сельском хозяйстве в
связи с погодными условиями. При этом важно показывать не только экономическую
и гигиеническую ценность природы, но и эмоционально-эстетическую.

3.
Нормативный. Раскрывает правила поведения человека и его деятельности в природе
и социальном окружении. Только при условии понимания и осознания того, что
человек делает в природе и социальной среде, будут закладываться основы
экологической культуры [13].

Экологическое
образование предполагает гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение
на передний план моральных (а не потребительских) ценностей, духовное развитие
личности. Дошкольные организации имеют все возможности единения
естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования. Представление
ребенка о своем месте в мире должно проявиться в понимании того, что человек
есть часть природы и часть общества. Он не может существовать вне природы и вне
общества.

В
современных условиях гуманистический смысл дошкольного образования,
построенного на основе интегрирования, заключается в том, чтобы дать
дошкольнику целостное, емкое и яркое представление об окружающей природной и
социальной реальности, о взаимосвязи явлений, взаимодействии людей; направить
его по пути определения личностной позиции в мире [8].

Нормативные
аспекты содержания экологического образования детей предполагают овладение
нормами и правилами экологического характера. Детям по силам овладение
правилами общения с объектами природы, а также запретами и ограничениями.
Основное правило — не причинять вреда живому: не нарушать его целостности, не
нарушать условий его жизни, оказывать помощь и т.д.

Дети
должны знать и запреты экологического образования — не засорять, не загрязнять
территорию, не шуметь в лесу и т.п. Так ребенок будет постепенно овладевать
системой поведенческих экологических умений, что является составной частью
экологической культуры личности [21].

4.
Практически-деятельностный. Критерием и условием эффективности экологического
образования признается не только глубина и прочность знаний о природе,
взаимодействии человека с природой, но и потребность действия и реальный вклад
ребенка в улучшение состояния окружающей среды. Поэтому необходима и важна
практическая, экологически ориентированная деятельность детей [10].

Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и
получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся:

1.               
«Радуга» (научный руководитель канд. пед. наук Т. Н. Доронова);

2.               
«Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И. Герцена, под
редакцией Т.И. Бабаевой и др.);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы