Курсовая с практикой на тему Формирование экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ 7
1.1. Особенности развития экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития в трудах исследователей 7
1.2. Особенности развития детей раннего возраста 14
1.3. Методические подходы на развитие экспрессивной речи у детей раннего возраста 24
Выводы по главе I 28
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1. Организация исследования состояния развития экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 30
2.2. Анализ результатов по развитию экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 34
Выводы по главе II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Введение:
Актуальность проблемы. На сегодняшний день российская сфера образования проходит этап реформирования. Это выражается в переориентации традиционных концепций и форм обучения, способствуя переходу на новые педагогические направления при работе с детьми.
При этом перед дошкольными образовательными организациями стоит вопрос о создании благоприятных условий, которые будут способствовать развитию детей с задержкой развития речи, учитывая их возрастную, типологическую и индивидуальную особенность, тем самым обеспечивая социализацию детей. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка.
В последние десятилетия увеличивается и количество детей с различными нарушениями речи, что актуализирует изучение проблем нарушений речи и их коррекции уже в раннем возрасте. У детей с задержкой речевого развития оказывается несформированной система речи на практическом уровне, что ограничивает возможности их перехода к развитию речи на более высоком уровне, к усвоению сложных языковых закономерностей и, в конечном счете, к коммуникативному взаимодействию
Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Л.С. Выготский [7], А.Р. Лурия [17], Ж. Пиаже [19], С.Л. Рубинштейн [20] и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие).
Большое внимание проблеме развития речи уделял Л.С. Выготский [7]. Идеи Выготского продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями (Л.Н. Леонтьевым [16], Д.Б. Элькониным [30]). Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина [30], начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.
Этим и обусловлена актуальность проблемы исследования, которая заключается в разрешении противоречия между необходимостью своевременного формирования экспрессивной речи в раннем возрасте, позволяющей реализовать индивидуальность и социализацию каждого ребенка и недостаточной разработанностью диагностического и коррекционного инструментария речевого развития для детей с задержкой развития речи.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обуславливают выбор объекта, предмета и гипотезы исследования.
Объект исследования – процесс развития экспрессивной речи в раннем возрасте.
Предмет исследования – особенности формирования экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень сформированности экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития преимущественно низкий.
Цель исследования – изучение особенностей формирования экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Поставленная цель исследования и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:
1. Изучить особенности развития экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития в трудах исследователей.
2. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического развития детей раннего возраста.
3. Описать методические подходы при развитии экспрессивной речи у детей раннего возраста.
4. Подобрать методики и организовать исследование уровня развития экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
5. Изучить уровень развития экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития.
6. Проанализировать результаты по развитию экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— учение А.Р. Лурия [17] о мозговой организации психических процессов;
— фундаментальные положения об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка Л.С. Выготского [7] и его последователей;
— концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н. Гвоздев [8], М.М. Кольцова [12] и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей;
— эмпирический метод: анализ речевой деятельности детей, в частности уровень сформированности связной дошкольников с задержкой речевого развития;
— количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость представляется в том, что в ходе исследования были проанализированы и обобщены имеющиеся материалы и публикации по теме формирования экспрессивной речи, которые могут использоваться в процессе подготовки занятий по развитию речи воспитателями ДОУ и логопедами, студентами педагогических специальностей при изучении данной темы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов, полученных в ходе проведения исследования в развитии экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития, в работе дошкольных организаций в учебно-воспитательном процессе.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты работы докладывались на практических занятиях по логопедии.
Положения, выносимые на защиту: процесс развития экспрессивной речи у детей раннего возраста будет эффективнее, если соблюдать следующие условия:
1. Исследования уровня и процесса фонематической стороны и лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, поскольку они в совокупности позволяют судить об общем уровне их экспрессивной речи.
2. Интенсификации процесса обучения с учетом принципов коммуникации в целях подготовки детей с задержкой речевого развития к дальнейшему обучению, их интеграции и адаптации.
3. Определения основных направлений в логопедической работе, с опорой на развитие речи как важнейшего показателя психического созревания человека.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.
Объем работы составляет 49 страниц.
Заключение:
После внедрения в воспитательно-образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта, были изменены формы и методы организации воспитательной деятельности с дошкольниками, которая будет способствовать их социализации. Так, социализация личности ребенка в обществе сверстников, а также их личностное развитие становится приоритетным направлением деятельности.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания общения детей, в решении которой ведущую роль играет речевое развитие, как центральное звено развития ребенка.
Накладывают свой отпечаток на будущую деятельность и поведение ребёнка любая задержка или нарушение в ходе развития речи. Так, плохо говорящие дети, при осознании своего недостатка, могут становиться молчаливыми и нерешительными, что в свою очередь приводит к затруднениям в их общении с другими людьми.
Воспитание экспрессивной у детей — одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников в раннем возрасте. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам для общего развития групп приходится работать с детьми, имеющими серьезные проблемы в развитии речи, которые оказывают негативное влияние на общее развитие ребёнка. Таким детям необходима целенаправленная систематическая работа по преодолению речевых нарушений. Начинать такую работу лучше с младшего (или раннего) возраста, что обусловлено необходимостью профилактической работы и сенситивным периодам развития ребёнка.
Основной задачей экспрессивной речи у детей третьего года жизни является обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, отчётливому и понятному произношению слов. Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков, соответственно программе в определённой последовательности, с учётом артикуляционной трудности их произношения. В этом возрасте уточняем произношение почти всех звуков русского языка.
Выступая как важное средство общения человека и познания окружающей действительности, язык является основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры и важнейшим условием воспитания и обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДОО) предполагает, что развитие звуковой и экспрессивной речи является одной из основных задач в образовательной области речевого развития. Указанная задача заключается в воспитании у детей чистого и ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов и хорошей дикции, выразительности речи и т.п.
Всё это говорит о том, что развитие речи, в частности её звуковой стороны, словарного состава и грамматического строя выступают одной из основных задач воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. При этом нужно помнить, что чистота речи напрямую зависит от множества факторов, среди которых развитие речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Каждый из этих компонентов часто не может достигнуть нужного уровня развития без специальной тренировки. Поэтому работу над произносительной стороной речи ребёнка важно начинать с раннего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1.1. Особенности развития экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития в трудах исследователей
Одним из самых важных достижений, которое позволило человеку использовать весь общечеловеческий опыт, является речевое общение, сложившееся посредством трудовой деятельность. Речь представляет собой язык в действии, а язык является системой знаков, состоящий из слов с их значениями и синтаксиса как набора правил построения предложений.
Речь – это деятельность общения, которая выражается благодаря языку. Речь едина с языком и отлична от него, является единством определенной деятельности – общения, и определенного содержания, отражающее бытие [11].
Таким образом, речь представляет форму существования сознания, в частности мыслей, чувств и переживаний, для другого, которая служит средством общения с ним и формой обобщенного отражения действительности, либо форму существования мышления. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования экспрессивной речи, развитию умений строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников [19].
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Существуют такие понятия как устная, письменная, импрессивная и экспрессивная речь. Они характеризуют процессы понимания, восприятия и воспроизведения звуков речи, формирование фраз, которые будут озвучены или написаны в дальнейшем, а также правильное расположение слов в предложениях. Устная экспрессивная речь активно задействует органы артикуляции (язык, небо, зубы, губы). Но, по большому счету, физическое воспроизведение звуков является только следствием деятельности мозга. Любое слово, предложение или фраза вначале представляют собой идею или образ. После того как происходит их полное формирование, мозг посылает сигнал (приказ) речевому аппарату [23].
Экспрессивная речь и ее виды – это процесс произнесения звуков, который можно противопоставить импрессивной речи (их восприятию). Начиная с первых месяцев жизни, ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова. Непосредственно экспрессивная речь, то есть формирование замысла, внутренняя речь и произнесение звуков, развивается следующим образом:
1. Крики.
2. Гуление. Первые слоги, как разновидность гуления.
3. Лепет.
4. Простые слова.
5. Слова, относящиеся к взрослому лексикону [14].
Как правило, развитие экспрессивной речи тесно связано с тем, каким образом и сколько времени родители уделяют общению с ребенком. На объем словарного запаса, правильную постановку предложений и формулировку собственных мыслей детей оказывает влияние все, что они слышат и видят вокруг себя. Формирование экспрессивной речи происходит в результате подражания действиям окружающих и желания активно с ними общаться. Привязанность к родителям и близким становится лучшей мотивацией для ребенка, стимулирующей его к расширению словарного запаса и эмоционально окрашенному словесному общению. Нарушение экспрессивной речи является прямым следствием отклонений в развитии, результатом травм или болезней. Но большинство отклонений от нормального развития речи поддаются корректировке и регуляции [5].
Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется замедленным темпом формирования, в основном, экспрессивной речи согласно стадиям её развития при относительной сохранности структуры речи. Речь развивается согласно этапам её развития, но с некоторым запозданием. Дети с задержкой речевого развития способны усваивать фонетику языка, самостоятельно овладевать речевыми обобщениями, правильно использовать грамматические конструкции родного языка.