Курсовая с практикой на тему Формирование экспрессивной речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Формирование лексики у детей раннего и младшего дошкольного возраста 5
1.2 Онтогенез, возрастные характеристики нормально развивающихся детей 8
1.3 Признаки патологического развития 11
1.4 Методика обследования детей с ЗРР 14
Выводы по Главе 1 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ результатов эксперимента 21
2.3 Программа преодоления ЗРР у детей раннего возраста (2-3 года) 24
Выводы по Главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
В настоящее время вопросы ранней помощи и коррекции отклонений в развитии становятся все более актуальными. По данным Е.Ф. Архиповой, 70% новорожденных имеют перинатальную патологию, которая отягощает анамнез детей и нередко приводит к возникновению тех или иных нарушений в развитии детей [2]. С другой стороны, сокращение периода между возникновением отклонений в развитии и началом целенаправленной коррекционно-развивающей работы позволяет повысить эффективность педагогического воздействия и предотвратить появление вторичных отклонений в развитии. Среди различных форм дизонтогенеза психических функций в раннем возрасте в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения [13].
Актуальность исследования определяется необходимостью определения содержания ранней диагностики и коррекционно-развивающего воздействия, направленного на повышение эффективности процесса становления речи и психофизического развития ребенка с речевой патологией.
Ранний возраст и, в особенности, третий год жизни является сензитивным периодом развития речевой функции. Очевидно, что необходимым условием благополучного развития речи и психических функций ребенка, его социальной адаптации является организованное в сензитивный период развития речевой функции коррекционное воздействие.
Противоречие: большинство детей раннего возраста не посещает дошкольные образовательные организации, а медицинские учреждения не оказывают им логопедическую и коррекционно-развивающую помощь. В то же время, именно в этом возрасте необходимо создать условия для нормализации речевого и психического развития детей с задержкой речевого развития. Исходя из выявленного противоречия, мы можем определить проблему исследования.
Проблема исследования: изучить особенности речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития и обозначить условия эффективной коррекционно-развивающей помощи детям данной группы.
Объект – процесс речевого развития у детей третьего года жизни с задержкой речевого развития.
Предмет – коррекционно-развивающая работа по преодолению задержки речевого развития у детей третьего года жизни.
Контингент – дети раннего возраста (2-3 лет) с задержкой речевого развития.
Цель – изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития, разработка и апробация программы коррекционно-развивающей работы по преодолению задержки речевого развития у детей 2-3 лет в условиях логопедического кружка.
Гипотеза – можно предположить, что специально организованная логопедическая работа позволит способствовать преодолению задержки речевого развития у детей третьего года жизни.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие Задачи:
1) провести теоретический анализ современной научной литературы по проблеме исследования;
2) выявить особенности речевого развития детей раннего возраста;
3) осуществить подбор методов диагностики детей третьего года жизни;
4) провести обследование детей третьего года жизни с задержкой речевого развития;
5) определить основные направления, содержание и организационные особенности логопедической работы по преодолению задержки речевого развития у детей третьего года жизни;
6) разработать программу коррекционно-развивающей работы по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста (2-3 года).
Этапы исследования:
1. Организационный. Изучение литературы по проблеме исследования. Проведение констатирующего эксперимента.
2. Основной. Разработка и апробация программы коррекционно-развивающей работы по преодолению задержки речевого развития у детей в условиях логопедического кружка.
3. Заключительный. Проведение контрольного эксперимента, анализ полученных результатов, формирование общих выводов по исследованию.
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ научной литературы по данной проблеме.
2. Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, логопедическое обследование.
3. Интерпретационный: анализ полученных результатов.
Экспериментальная база: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» г.Краснодар.
Заключение:
Актуальность исследования определялась необходимостью определения содержания ранней диагностики и коррекционно-развивающего воздействия, направленного на повышение эффективности процесса становления речи и психофизического развития детей третьего года жизни с речевой патологией.
Целью работы была разработка и апробация программы логопедической работы по преодолению задержки речевого развития у детей третьего года жизни.
В первой главе рассмотрены закономерности речевого и психомоторного развития детей третьего года жизни в норме, особенности развития детей третьего года жизни с задержкой речевого развития, проведен анализ методик коррекционно-развивающей работы по преодолению задержки речевого развития у детей данного возраста.
Во второй главе рассмотрены вопросы логопедического обследования детей раннего возраста, подобрана методика обследования речи и предпосылок ее формирования у детей третьего года жизни с задержкой речевого развития, проведен констатирующий этап эксперимента, проанализированы полученные данные. В соответствии с выявленными нарушениями была разработана программа коррекционно-развивающей работы по преодолению ЗРР в условиях логопедического кружка, в которой были реализованы поставленные задачи.
Разработанная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению ЗРР может быть полезна учителям-логопедам образовательных организаций, учреждений системы здравоохранения и социальной защиты, а также родителям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами в речевом развитии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Формирование лексики у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Современная жизнь диктует свои законы. Хорошее владение речью — это искусство, которому нужно учиться. От этого зависит социальный статус человека и профессиональная карьера. Многолетний опыт работы с детьми с проблемами развития речи подтверждает, что чем раньше ребенок усваивает хорошую речь, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем реже возникают трудности [5].
Задача взрослых — помочь ребенку овладеть речью. Но для этого необходимо четко понимать весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать законы этого процесса и условия, от которых зависит его успешность.
Развитие словарного запаса детей можно разделить на несколько этапов:
Стадия 1 — довербальная. Это длится от рождения ребенка до момента появления первых сознательных слов — до 12 месяцев. Это период формирования понимания речи. Ребенок поворачивает голову, когда ему показывают известные предметы, игрушки, выполняют простые движения (делает «лягушек», машет рукой «до свидания», хотя он пока не может словами обозначить действия, которые он выполняет) [8].
2 этап (от 1 года) — словесный. Это этап активного усвоения словарного запаса родного языка. В процессе формирования словарного запаса происходит не только увеличение количества слов в речи ребенка, но и уточнение их значений. В начале значение слова многозначно, аморфно и расплывчато. Он может иметь несколько значений и обозначать объект, знак и действие. Например, слово «би-би» может означать автомобиль, велосипед и все, что едет. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые проясняют его значение.