Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Формирование экономики знаний в современной России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Реферат 1
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты экономики знаний 6
1.1. Понятие и возникновение экономики знаний 6
1.2. Переход к экономике знаний в рамках государственного сектора 11
1.3. Интеллектуальные ресурсы в экономике знаний 16
Глава 2. Состояние экономики знаний в современной России 21
2.1. Зарубежный опыт реализации потенциала экономики знаний 21
2.2. Особенности развития российского сегмента экономики знаний 26
2.3. Методика измерения «экономики знаний» 31
Глава 3. Возможности развития экономики знаний в России 37
3.1. Перспективы развития экономики знаний 37
3.2. Проблемы и пути их решения в становлении экономики знаний в России 41
3.3. Роль государства в создании экономики знаний 47
Заключение 54
Список использованных источников 56

  

Введение:

 

Актуальность проблем формирования экономики знаний и изучение ее особенностей на современном этапе предопределили выбор темы написания курсовой работы. С конца 90-х годов прошлого века термин «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» (в прямом переводе из английской экономики, основанной на знаниях), был введен в научный оборот австрийско-американским ученым Фрицем Маллупом в 1962 году. Этот новый тип экономики отличается от предыдущих аграрных и промышленных тем, что, хотя природные и материальные ресурсы по-прежнему лежат в основе создания экономических выгод, рост и развитие всей экономической системы в настоящее время обеспечивается не столько внешним, сколько внутренним, нематериальные факторы, наиболее важными из которых являются знания и человеческий капитал.
В результате вопрос об образовании экономики знаний и особенностях этого процесса представляется очень актуальным с научной и практической точки зрения. С одной стороны, в центре анализа лежат теоретические аспекты этого экономического феномена, а с другой — практика формирования экономики знаний в тех странах, где она уже приобрела огромные масштабы. Развитие теоретических основ экономики знаний и изучение ее системообразующих характеристик является одним из важнейших направлений исследований в современной экономической науке, и практическая важность его развития обусловливает целесообразность изучения проблемы экономики знаний в России.
Экономика, основанная на знаниях, не только использует знания как новый экономический ресурс, но и создает их в форме научных продуктов, услуг и образования. Это экономика, в которой знания используются во всех отраслях промышленности, обогащая все сферы и всех участников экономических процессов. Быстрый экономический рост не обеспечивается за счет увеличения физического объема выпуска модернизированной продукции, а за счет увеличения добавленной стоимости выпускаемой продукции на основе использования прикладных знаний, инноваций и наукоемких технологий. Это также актуально и потому, что в настоящее время растет дискуссия, есть ли тенденция выхода экономики Российской Федерации из кризиса или нет.
Таким образом, объектом исследования является экономика знаний, а его предметом – формирование экономики знаний в современной России.
Объект и предмет исследования определили его цель – проанализировать формирование экономики знаний в современной России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
7. Изучить понятие и возникновение экономики знаний;
8. Рассмотреть переход к экономике знаний в рамках государственного сектора;
9. Проанализировать зарубежный опыт реализации потенциала экономики знаний;
10. Проанализировать особенности развития российского сегмента экономики знаний;
11. Рассмотреть перспективы развития экономики знаний;
12. Рассмотреть проблемы и пути их решения в становлении экономики знаний в России.
Методы исследования. Анализ научной литературы, синтез, наблюдение и описание.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами были проанализированы теоретические аспекты экономики знаний. Экономика знаний, рассматривалась экономистами Ф.А. фон Хайеком, А. Даунсоном. Сам термин «экономика знаний» был введен в 1962 г. Ф Махлупом. Данная экономика представляет собой новый тип экономических отношений, образованный в постиндустриальном обществе, при котором основную роль играют специалисты, создающие непрерывный поток технологий. В этой экономике ведущая роль отводится знаниям, а их создание и использование становится источником роста. В формировании экономики, основанной на знаниях, принимает участие государство, которое обладает инструментами управления инновационным развитием.
Развитие экономики знаний – связанный с глобализацией, но параллельно развивающийся процесс, охватывающий преимущественно развитые страны, но присущий некоторым развивающимся странам в отдельных сегментах экономики (как, например, разработка программных продуктов для компьютеров в Индии). Процесс развития экономики знаний может идти разными путями. Первый – это путь США и развитых стран Европы, где экономика опирается на значительный собственный научно-технический потенциал, где создана национальная инновационная система, включающая не только производство знаний и инноваций, но и соответствующую инфраструктуру для производства и внедрения. Другой путь – путь Японии, Сингапура, где ставка сделана не на производство знаний и инноваций, а на использование патентов и изобретений, произведенных в других странах. Хотя в настоящее время Япония переориентирует свою научную политику на все более широкое развертывание собственного научно-инновационного производства и национальной научно-инновационной системы. Россия обладает по меньшей мере 7-8-ю макротехнологиями из 50-ти известных в мире.
Рассмотрено состояние экономики знаний в современной России. Современное состояние национальной социально-экономической системы России характеризуется кризисными противоречиями и конфликтами. Это приводит к поиску новой парадигмы, обеспечивающей стратегию устойчивого развития, которая может развиваться по двум сценариям. Либо экстенсивно-ресурсному пути развития, по которому сегодня движется наша страна, либо по социально-экономическому и культурному пути за счет использования принципов экономики знаний и увеличения человеческого потенциала, характерному для развитых стран. От выбора стратегии развития зависит дальнейшая судьба России: или она навсегда останется страной «периферийного капитализма», или станет конкурентоспособной страной, где знания играют решающую роль, а инновации выступают важнейшим фактором экономической жизни.
Изучение возможности развития экономики знаний в России показало, что основой формирования экономики знаний выступает развитие национальной инновационной системы, неотъемлемой частью которой является малое предпринимательство. Данная проблема служит объектом анализа различных экспертов и темой отдельного научного исследования.
Таким образом, неизбежный переход России к экономике знаний возможен при условии развития образования, здравоохранения, культуры, информационно-коммуникационных технологий и связи. Это открывает новые перспективы развития малого предпринимательства в указанных отраслях. Возникает значительный потенциал, который может реализоваться на фоне формирования новых социально-экономических условий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты экономики знаний

1.1. Понятие и возникновение экономики знаний

В настоящее время тенденции развития мировой экономики характеризуются направленностью на формирование новой концепции экономического развития. Страны с развитой экономикой переходят к постиндустриальному типу, который делает упор на преобладание знаний, интеллектуального труда, инновации, высокие информационные технологии. Особое место отводится человеку, его знаниям и навыкам.
В условиях глобализации, совершенствования систем связи и способов создания новых технологий все чаще возникает потребность, которая заключается в пересмотре старых методов управления и организации. Следствием этого является рост значения в производстве таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания организации. Вышеуказанные тенденции свидетельствуют о переходе экономик стран к экономике знаний [13].
Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний. Часто данный термин отождествляют с инновационной экономикой. Однако их нельзя рассматривать как синонимы ввиду того, что экономика знаний является высшим этапом развития информационной экономики. Она является основой общества знаний или информационного общества [1].
Уже в середине XX века различные экономисты начали формировать свои взгляды относительно экономики знаний. Так, экономист Ф.А. фон Хайек в 1945 г. начал рассматривать влияние новых знаний на экономические и производственные процессы. Основываясь на его работы, А. Даунсон в 1957 г. разработал первую классификацию новых знаний [1]. Однако основоположником данной экономики считается австрийско-американский экономист Ф. Махлуп, который считал необходимым выделение в сфере информации доминирующего фактора – знания. Именно он в 1962 г. ввел термин «экономика знаний».
Знание всегда играет определенную роль в экономическом анализе, или, по крайней мере, некоторые виды знания… Но большинство экономистов для решения проблем рассматривают экономику как часть знаний, что воспринимается обществом как данность. Экономист определил экономику знаний как один из секторов экономики, где знания играют решающую роль, а их производство является источником роста ВВП, который подразумевает собой важный показатель экономического развития [2].
Также Ф. Махлуп стоял на том, что знание как особый вид информации в процессе потребления не исчезает. Оно наоборот остается доступным для множества потребителей, однако скорость его «морального износа» существенно выше, чем реальных товаров. Это обусловливает более высокую ренту при реализации права собственности на интеллектуальный товар [2].
В сектор экономики знаний он включил различные виды человеческой деятельности и впоследствии объединил их в группы (рис. 1):

Примечание: Данные официального сайта государственной статистики. Росстат: URL: http:www.gks.ru.[Электронный ресурс]
Рисунок 1 — Группы человеческой деятельности в составе экономике знаний, %
Следовательно, исходя из рисунка, по мнению Ф. Махлупа, в экономику знаний входит в большей мере образование, оно занимает почти 50% в ее составе. Это можно объяснить тем, что оно призвано формировать общество квалифицированных, динамичных и творческих людей с перспективами получения достойного образования и пожизненного обучения для всех представителей общества. Даже в настоящее время в инфраструктуру знаний входит высококачественное образование.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы