Естествознание с методикой преподавания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Сущность понятия «экологическая культура» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности экологической культуры младших школьников 10
ГЛАВА 2 ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
2.1 Методы воспитания экологической культуры у младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир» 15
2.2 Составление плана-конспекта урока «Окружающего мира», направленного на воспитание экологической культуры у младших школьников в 3 классе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

  

Введение:

 

Человек и окружающая его среда обитания находятся во взаимодействии постоянно и непрерывно на протяжении эволюционного пути человечества, сформировав единую систему «человек – среда обитания». Глобальное развитие промышленности привело к возникновению глобальных экологических проблем, которые потенциально могут привести к катастрофическим последствиям для каждого человека и человечества в целом.
Экологическая культура должна воспитываться с самого раннего возраста. Социум, таким образом, по существу, поставил перед образовательными учреждениями и в том числе перед школой социальный заказ о воспитании экологически грамотного и культурного человека, данный подход отражен, в том числе в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.
Формирование экологической культуры целенаправленно осуществляется в процессе экологического образования на всех ступенях обучения детей, которое начинается в дошкольных учреждениях и семье, и продолжается в общеобразовательной школе. Содержание работы педагогов по формированию нравственной культуры детей охватывает формирование бережного отношения к природным богатствам, нетерпимости к нарушениям экологических норм. Непосредственно фундамент экологической культуры формируется в дошкольном возрасте, поскольку знания, приобретенные именно в этом возрасте, в дальнейшем смогут преобразоваться в прочные личностные убеждения.
Сказанное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
Объектом данной работы являются дети младшего школьного возраста.
Предметом данной работы является воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста в рамках предмета «Окружающий мир».
Главной целью данной работы является изучение основных аспектов воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста в рамках предмета «Окружающий мир».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть основные методы воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста в рамках предмета «Окружающий мир».
3. Разработать конспект-план урока, направленный на воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста в рамках предмета «Окружающий мир».
В качестве теоретической базы для исследования были использованы труды таких выдающихся личностей, как Барковская О.М., Божович Л.И., Горькова Л.Г., Киреева О.Г. и другие.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы и результаты работы могут быть использованы в работе педагогов начальной школы при воспитании экологической культуры в рамках предмета «Окружающий мир».
В работе были использованы следующие методы: сбор и анализ информации, обобщение, классификация.
Структура работы включает в себя введение, две главы с параграфами, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На педагогов образовательных учреждений возложена большая ответственность за воспитание экологической культуры у детей всех возрастов. Дети должны овладеть знаниями о природе и ее законах, поскольку значительно легче образовать новые знания о природе, чем исправить ошибочные.
Даже учитывая многочисленность подходов к определению сути экологической культуры, большая часть теоретиков данного вопроса относят к ней такие инструменты, как знания в области экологии, опыт деятельности, поведение в природе, отношению к окружающему миру и т.д. Однако определить уровень экологической культуры человека можно по его интеллектуальным и эмоциональным характеристикам. Экологическая культура – это результат целенаправленного и организованного процесса экологического воспитания личности. Данный процесс направлен на развитие знаний у детей младшего школьного возраста, а так же взглядов и убеждений, обеспечивающих правильное воспитание и отношение к окружающей природе.
Среди основных методов воспитания экологической культуры, которые могут быть использованы в рамках предмета «Окружающий мир», можно выделить проведение экскурсий, чтение природоведческих сказок и постановку кукольных спектаклей, проведение наблюдений и экспериментов и другие методы.
В рамках курсовой работы был разработан план-конспект одного из уроков, который был посвящен дружбе человека и природы. В ходе урока дети познакомились с негативными последствиями человеческих действий, которые разрушают природу и животных, научились понимать важность и необходимость сохранения окружающей среды. Стоит отметить, что воспитание экологической культуры должно проходить не только в рамках одного предмета, а присутствовать во всей образовательной программе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Сущность понятия «экологическая культура» в психолого-педагогической литературе

Концепция модернизации российского образования в качестве одной из основных задач рассматривает формирование личности молодого человека с нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном познании и исследовании окружающего мира. Тем самым, значимой частью воспитания является экологическое воспитание.
Основной целью экологического воспитания детей является формирование экологической культуры, которая проявляется в осознанном ответственном отношении к окружающей среде на базе экологически ориентированного сознания. Экологическая культура включает в себя соблюдение человеком нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы, прежде всего на территории места проживания [17, с. 112].
Предназначение современного образования состоит в развитии базовых способностей личности – приобретении ею необходимых социальных и культурных навыков, формировании основ экологически целесообразного поведения, а также привитии начал здорового образа жизни.
Термин экология (от др.-греч. ойкос – жилище, логос — наука) – охватывает комплексную биологическую науку, предметом изучения которой является взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой, а также и с окружающей их средой обитания [8, с. 7-9]. Известным американским ученым-экологом Ю. Одумом еще в 1963 г. экология была обозначена как наука о строении и функциях природы в целом, а впоследствии им было предложено более развернутое определение данного понятия, так, в его фундаментальном труде «Экология» (изданном в России в 1986 году) экология трактуется как междисциплинарная сфера знаний об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природной среде и обществе в их взаимосвязи [21, с. 49].
Одним из ключевых экологических понятий является термин «биосфера» (от др.-греч. биос – жизнь и сфера – шар), который означает ту оболочку планеты Земля, в которой сосредоточены живые организмы, т.е. это глобальная экосистема Планеты Земля, где существует феномен живой природы [18, с. 236].
Изучение способов взаимодействия человека и природы в рамках биосферы важно, прежде всего, для того, чтобы человечество осознало, что люди – неотъемлемая часть природы. Вне природы, вне ее ресурсов, человечество не может существовать, даже несмотря на то, что на современном этапе исторического развития складывается впечатление, что мы стали менее зависимы от природы, поскольку научились искусственным путем создавать многое для удовлетворения своих разнообразных потребностей [22, с. 64].
Фундаментом и единственным источником жизни каждого человека по-прежнему является природа и природные ресурсы. Сегодня экологический подход саму природу рассматривает не только как внешнюю по отношению к человеку среду – природа включает в себя человека и человечество как неотъемлемый компонент.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе экологическая культура рассматривается достаточно активно. Традиционно исследователи указывают, что экологическая культура представляет собой совокупность элементов культурного наследия, которая передается от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени. В то же врем каждый исследователь отмечает те или иные особенности, характерные для экологической культуры.
Так, к примеру, Б.Т. Лихачев, анализируя сущность экологической культуры, полагает, что она может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической практической экологической деятельности [16, с. 3].
Экологическая культура человека проявляется в ответственном отношении к природной среде как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, естественной среде экологической деятельности человека.
Соответственно, как отмечает В.А. Зебзеева, экологическая культура означает ни что иное, как «утверждение в сознании и практической экологической деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей» [12, с. 32].
В работе Л.Д. Бобылевой предложено выделить ряд компонентов экологической культуры, «это [3, С.57]:
1) наличие интереса к природной среде;
2) получение комплекса знаний о природной среде и возможностях ее сохранения;
3) сформированные эстетические и нравственные чувства к природной среде;
4) позитивная деятельность в природной среде;
5) мотивы, определяющие поступки обучающихся младшей образовательного учреждения в природной среде».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы