Формирование эффективных межличностных отношений в процессе организации игровой деятельности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование эффективных межличностных отношений в процессе организации игровой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика межличностных отношений дошкольников 6
1.2. Развитие форм и навыков межличностных отношений со сверстниками в период дошкольного детства 12
1.3. Возможности игры как средства развития межличностных отношений детей 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ 24
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 24
2.1. Описание процедуры исследования: цель, задачи, методики 24
2.2. Мероприятия по формированию межличностных отношений дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр 30
2.3. Результаты и их обсуждение 32
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

 

  

Введение:

 

Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений, как сотрудничество, сотворчество, партнерство, умение работать в команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах. Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия.
Актуальность проблематики межличностных отношений обусловлена социальным заказом общества, призванным формировать социально развитую личность ребенка, а также правовыми и нормативными документами, среди которых особое место занимает ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО в образовательный стандарт включается коммуникативно-личностный компонент, направленный на приобретение дошкольниками опыта в коммуникативной деятельности: конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения.
Социально-коммуникативное развитие и предполагает становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. В качестве целевых ориентиров рассматривается инициативность и самостоятельность ребенка в игре и общении как ведущих видах деятельности; способность ребенка выбирать себе партнеров по взаимодействию; активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми; и т.д. В связи с этим проблема становления межличностных отношений является одной из наиболее актуальных в теории и практике дошкольного образования.
Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Старший дошкольный возраст является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений посредством общения со взрослыми и сверстниками в соответствии с нормативным поведением, принятым в межличностных отношениях. Общение является важнейшим условием психического развития дошкольников, потребность в общении служит ведущей социальной потребностью и условием развития общественных качеств личности ребенка.
Проблема межличностных отношений дошкольников со сверстниками и взрослыми обусловлена всевозрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к ребенку как субъекту коллективной деятельности. В процессе общения со сверстниками дошкольник не только приобретает положительный опыт взаимодействия, но и совершенствует коммуникативную компетенцию. Эффективность совместной деятельности дошкольников зависит от того, как педагог ставит перед ними задачи взаимодействия, показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности.
Проблемам межличностных отношений и общения детей дошкольного возраста посвящены работы Т.И. Бабаевой [1], Л.С. Римашевской [22, 23], Л. Дубиной [7], А.А. Леонтьева [13], М.И. Лисиной [14], Т.А. Репиной [20], Е.О. Смирновой [28], В.М. Холмогоровой [35] и др. Теория и методология социального взаимодействия исследовалась Я.Л. Коломинским [9], Н.Н. Обозовым [17] и др. М.И. Лисина [14] занималась разработкой психолого-педагогических аспектов взаимодействия и общения дошкольников. Проблема взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми освещается в исследованиях С.В. Проняевой. Е.О. Смирновой [29, 30], Е.Е. Кравцовой [11], Т.А. Репиной [20] и др. исследовались проблемы совместной деятельности детей со сверстниками. Значение межличностных отношений становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению отмечено в работах Г.Г. Кравцова [11], М.И. Лисиной [14], В. А. Петровского [18], А. Г. Рузской [25], и др.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между практической необходимостью разработки методов развития межличностных отношений дошкольников и недостаточным использованием потенциала игры в работе с детьми.
Цель исследования: изучение проблемы становления межличностных отношений дошкольников в группе сверстников.
Объект исследования: межличностные отношения дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования: игра как средство развития межличностных отношений дошкольников со сверстниками.
Гипотеза исследования: формирование эффективных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольной организации.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные формы межличностных отношений дошкольников.
2. Рассмотреть процесс формирования форм и навыков межличностных отношений со сверстниками в период дошкольного детства.
3. Выявить возможности игры как средства оптимизации межличностных отношений дошкольников.
4. Провести эмпирическое исследование эффективности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игры и дать анализ полученным результатам.
Методы исследования: теоретические — анализ; анализ; синтез; обобщение; классификация; эмпирические — наблюдение; социометрия, анкетирование; методы качественного и количественного анализа.
Структура исследования. Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

<p>Анализ научной литературы по теме позволил достичь цели и решить поставленные в ходе исследования задачи. <br />Общение ребенка со взрослыми является условием, необходимым для психического развития личности. Специфичные по содержанию возрастные потребности ребенка последовательно реализуются посредством следующих форм общения со взрослым: ситуативно-личностной (непосредственно эмоциональной); ситуативно-деловой (предметно-действенной); внеситуативно-познавательной; внеситуативно-личностной. <br />Межличностные отношения представляют собой субъективные избирательные связи, образующиеся вследствие фактического взаимодействия, и сопровождающиеся эмоциональными переживаниями задействованных в них индивидов. Классифицировать межличностные отношения возможно на основании аффективного, гностического и актометрического аспектов. <br />Реализация эмпирического исследования осуществлялась с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Показателями сформированных межличностных отношений являлись: инициативность во взаимодействии; чувствительность к воздействиям сверстника; положительный эмоциональный фон; эмоциональная включенность в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника; наличие сопереживания сверстнику; наличие просоциальных форм поведения; согласованность совместных действий; развитые навыки сотрудничества; умение договариваться, убеждать, оказывать помощь, осуществлять взаимный контроль.<br />Обобщен опыт работы по развитию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами ролевой игры. В качестве форм работы использовались групповые занятия (10). Организационные условия предполагали наличие предметов оперирования, игрового материала. Игровые занятия призваны развивать навыки коммуникабельности, активности, инициативности, умении преодолевать застенчивость, воспроизводить ситуативный диалог, развивать групповую сплоченность.<br />Со сверстниками почти все дети стали проявлять активность и автономию, практически исчезли пассивные позиции, увеличилось количество продуктивных стратегий в случае отвержения сверстниками. Все дети стали проявлять интерес к действиям сверстника, стали давать позитивные оценки сверстникам, исчезла эгоистическая направленность действий, дети стали оказывать безусловную помощь товарищам. Появился высокий уровень сформированности способностей к совместной деятельности со сверстниками. Выявилась инициативность в общении и выборе партнеров для игры, улучшились взаимоотношения со сверстниками. Параметры взаимодействия детей в игре обнаруживают положительную динамику. Проведение сюжетно-ролевых игр в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует: осознанию детьми своего места в системе взаимоотношений; развитию инициативности и благополучия в общении; оптимизации партнерского взаимодействия со сверстниками и взрослыми в ходе решения ролевых задач и принятия социальных ролей.<br />В итоге выявлено 2 (16,7%) детей с высоким уровнем развития межличностных отношений, эти дети испытывают высокую потребность общения со сверстниками, характеризуются положительным эмоциональным фоном. Отмечается согласованность в совместном взаимодействии и координация действий друг друга. 10 (83,3%) детей причислены к среднему уровню межличностных отношений, отмечается нейтрально-деловой эмоциональный фон. При совместном взаимодействии отмечаются трудности в ситуации договоренности, периодическая координация совместных действий. Детей с низким уровнем сотрудничества не выявлено.<br />Таким образом, проведенная работа по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре подтвердила свою эффективность, что доказывает гипотезу, выдвинутую в начале исследования.</p>

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Характеристика межличностных отношений дошкольников

Проблемам межличностных взаимоотношений детей посвящены работы Л. Дубиной [7], Е.Е. Кравцовой [11], Е.А. Кудрявцевой [12], А.А. Леонтьева [13], М.И. Лисиной [14], М.Ю. А.Г. Рузская [25], Е.О. Смирновой [29], В.М. Холмогоровой [35], и др.
Взаимоотношения представляют собой субъективно переживаемые связи и отношения между людьми, это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, которые определяются содержанием совместной деятельности и общения. Реализация взаимоотношений происходит через общение. Взаимоотношения могут быть избирательными и эмоционально окрашенными, и подобный феномен избирательности обусловлен, по мнению А.Г. Рузской, потребностной сферой человека. Формирование личных взаимоотношений происходит при наличии симпатии, общности интересов, взглядов, а система взаимоотношений выражена категориями дружбы, товарищества и т.д. [25].
Среди отечественных психологов, занимавшихся проблемами межличностных отношений, можно назвать А.А. Бодалева [2], Л.С. Выготского [4], Я.Л. Коломинского [9], А.А. Реана [9], Н.Н. Обозова [17], А.В. Петровского [18], и др. Н.Н. Обозовым [17] межличностные отношения рассматривались как взаимная готовность личности к определенному типу взаимодействия, которое обязательно сопровождается эмоциональными переживаниями различной модальности (положительными, отрицательными индифферентными) в условиях организации общения или иной совместной деятельности между индивидами.
Межличностные отношения оцениваются не только по характеристикам эмоциональных переживаний, но и исходя из специфики взаимопонимания (адекватные и неадекватные), когнитивному отождествлению, демонстрации содействия, сопротивления либо безразличия [8, с. 383].
Н.Н. Обозовым межличностные отношения охарактеризованы как взаимная готовность индивидов к осуществлению определенного типа взаимодействия [17]. В.Б. Ольшанский расширил понятие межличностных отношений, включив в их структуру социально-перцептивные процессы и аттракцию, а также ролевые отношения и взаимовлияние. В соответствии с таким подходом отношения дифференцируются на инструментальные, функциональные, экспрессивные и эмоциональные. Я.Л. Коломинским [9] система межличностных отношений представлена как диада личных и деловых отношений.
Анализ научных источников показывает, что классифицировать межличностные отношения возможно на основании аффективного, гностического и актометрического аспектов.
Аффективный аспект межличностных отношений включает эмоционально-оценочные отношения, представленные выражением симпатии, антипатии, дружбы.
Гностический аспект межличностных отношений обусловлен установлением личностно-смысловых отношений с другим человеком в ходе его познания, при этом мотив одного субъекта становится для другого субъекта личностным смыслом. В качестве примера выступает ситуация, при которой человек берет на себя ответственность за другого.
Когнитивный компонент представлен совокупностью психических процессов: ощущениями, восприятием, представлением, памятью, мышлением, воображением. Благодаря данному компоненту осуществляется познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению и совместной деятельности, а также происходит взаимопонимание между участниками коммуникации.
Эмоциональный компонент включает переживания различной модальности при реализации межличностного общения (положительные, отрицательные; индифферентные); симпатии антипатии; удовлетворенность собой и партнером по общению; эмпатия (наличие эмоционального отклика на переживания другого человека, сопереживание, сочувствие, соучастие.
Поведенческий компонент представлен такими невербальными составляющими общения, как мимика, жестикуляция, пантомимика, речь, действия, способные выразить отношение к другому человеку. Данный компонент является стабилизатором и регулятором межличностных взаимоотношений.
Диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, по мнению Н.Н. Обозова, включает такие основные группы, как восприятие и понимание людьми друг друга; межличностная привлекательность; взаимовлияние и ролевое поведение [17].
Межличностные отношения дошкольников проходят длительный путь возрастного развития, в соответствии с этим существует три основных этапа.
1. Индифферентно-доброжелательное отношение к сверстнику, что характерно для младших дошкольников. Дети трех лет испытывают безразличие к действиям сверстника, одновременно они способны достаточно успешно разрешать проблемные ситуации в пользу других. Это проявляется в том, что младшие дошкольники уступают очередь в играх, легко отдают свои предметы и игрушки. Сверстник на данном возрастном этапе не играет важной роли в жизни ребенка, однако его присутствие активизирует общую эмоциональность и активность ребенка. Свидетельством этому служит стремление дошкольников к эмоционально-практическому взаимодействию, а также подражанию действиям сверстника. Несмотря на это, подобная общность носит внешний, процессуальный и ситуативный характер [27, с. 734].
2. В возрастном диапазоне 4-5 лет происходит перелом в отношениях к сверстнику, что качественно изменяет картину взаимодействия детей. Происходит возрастание эмоциональной вовлеченности в действия другого ребенка. Дети в ходе игры уже пристально наблюдают действия сверстника и вносят оценки в их действия. Часто успехи сверстников могут вызвать огорчение у детей, а неудачи — наоборот, радость. Данный период характеризуется нарастанием частоты детских конфликтов, зависти, ревности, обид на сверстников, что предопределяет существенную перестройку отношений ребенка к сверстнику. У ребенка постепенно вырабатывается отношение к себе через сверстника, который становится предметом постоянного сравнения, направленного на противопоставление себя и другого, и способствует преобразованиям в самосознании. Ребенок утверждается как обладатель определенных качеств, умений, навыков и достоинств, которые важны не только для него, но и для другого. А это, в свою очередь, порождает возникновение таких негативных явлений, как конкурентность, демонстративность, и т.д.
3. У старших дошкольников наблюдается возрастание просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Дети этого возраста эмоционально включены в действия сверстников, стремятся помочь им. Характер просоциальных действий отражает направленность дошкольников на положительную оценку другого ребенка, а не взрослого. Данный этап подразумевает стремление детей оказать бескорыстную помощь или уступить сверстнику. Большинство детей способны выражать сопереживание успехам и неудачам сверстников, негативные проявления (злорадство, зависть, конкуренция) не так выражены. Сверстник служит для ребенка наиболее предпочитаемым партнером по общению, самоценной личностью, что свидетельствует о возникновении личностного начала по отношению к другому [27, с. 734].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы