Курсовая с практикой на тему «Формирование единого библиотечного фонда в условиях модернизации муниципальных библиотек: проект разработки тематико-типологического плана комплектования»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1.
Формирование единого библиотечного фонда в условиях модернизации муниципальных
библиотек. 4
1.1
Принципы формирования библиотечного фонда. 4
1.2
Состав и структура единого библиотечного фонда муниципальных библиотек 7
1.3
Формирование ядра документного фонда. 11
2. Разработка
тематико-типологического плана комплектования. 15
2.1
Цели, задачи тематико-типологического плана комплектования. 15
2.2
Разработка тематико-типологического плана комплектования. 17
Заключение. 25
Список
использованной литературы.. 27
Введение:
Текущее развитие библиотек и
расширение их функций зависят от состава ресурсов и видов услуг,
предоставляемых пользователям. Активное применение информационных технологий
внесло существенные изменения во все сферы библиотечной деятельности.
Происходит постоянное переосмысление роли библиотек в современном обществе,
поиск путей наиболее эффективной реализации их функций, расширения спектра
услуг, методов сбора и предоставления информационных ресурсов.
Библиотечный фонд – это фундамент
библиотеки как системы, он выполняет по отношению к ней базисную функцию. Это
означает, что без фонда библиотека лишается своей опоры и возможности
существовать и выполнять буквально все возложенные на неё специальные функции.
Благодаря фонду библиотека обретает возможность реализовать все свои социальные
функции, создаёт круг пользователей библиотеки, способных активно и плодотворно
им пользоваться. Содержание и форма сосредоточенных в фонде документов
определяют тип и вид библиотеки в целом. Следовательно, от того насколько правильно
решаются проблемы формирования библиотечных фондов, зависит участь всех
остальных компонентов библиотеки как социального института и её самой как
целостной системы.
Требования, выдвигаемые сегодня к
муниципальным библиотекам, требуют кардинального пересмотра содержательного,
качественного наполнения библиотечных фондов и изменения принятой традиционной
технологии комплектования. Это:
− свободный доступ к информации,
образованию, культуре для всех граждан вне зависимости от пола, возраста,
национальности, образования, социального положения, политических убеждений,
отношения к религии;
− ориентация на потребности
личности, отсутствие цензуры и ограничений любого вида;
− приоритетное значение доступа к
местным краеведческим библиотечным ресурсам;
− использование традиционных и
новейших информационных технологий в формировании библиотечных фондов;
− обеспечение доступа к широкому
видовому составу фондов, документов на традиционных и современных носителях
информации (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы,
CD-ROM, DVD, базы данных, возможность использования сетевых ресурсов, «звуковые
книги», издания с 4 шрифтом Брайля, обеспечение доступа в глобальное
информационное пространство, к сетевым ресурсам);
− отражение в фонде библиотеки
сложившегося в обществе многообразия мнений, точек зрения;
− учёт при формировании фондов
публичной библиотеки, компактно проживающих на территории зоны обслуживания
этнических групп населения.
В настоящее время муниципальные
библиотеки переживают не простые времена, связанные как с субъективными, так и
объективными причинами. А именно, наблюдается устойчивая тенденция к сокращению
объёмов новых поступлений в фонды библиотек, отсутствуют новинки как
отраслевой, так и художественной литературы, что ведёт к снижению эффективности
использования библиотечного фонда, росту объема, невостребованных, устаревших
изданий, увеличению числа отказов и уменьшению количества читателей.
Актуальной проблемой в работе по комплектованию
библиотек является и то, что библиотеки в условиях рынка практически лишены
поддержки государства и не имеют никаких гарантий для приобретения необходимой
литературы. Кроме того, в отличие от столичных библиотек, региональные, в том
числе библиотеки Омского региона находятся в более уязвимом положении,
поскольку финансовая поддержка, книжная торговля и книгораспространение развиты
значительно слабее. В связи с этой причиной возникает проблема преобладания
списания документного фонда над новыми поступлениями.
Заключение:
Библиотечный фонд является
сложным объектом, состоящим из отдельных самостоятельных документов (например,
в РНБ 38,6 млн экз.). При этом каждая единица хранения регистрируется и
учитывается только в рамках библиотечного учёта. В бухгалтерском учёте
библиотечный фонд представляется как единый инвентарный объект, а учёт ведётся
только в денежном выражении общей суммой с отражением на одной инвентарной
карточке.
То есть, когда документы
списываются из библиотечного фонда, в отличие от иных объектов движимого
имущества, относящегося к ОЦДИ, сам объект не списывается, а лишь меняется его
состав и стоимость.
Ситуация несколько улучшилась в
связи с принятием приказа Минкультуры России от 8 октября 2012 г. № 1077 «О
порядке учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда», в котором был
установлен упрощённый порядок списания ОЦДИ:
с учредителем согласовывается не
списание отдельных документов, а порядок исключения документов из фондов
библиотеки в соответствии с п. 11 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2007 г.
№ 118-ФЗ «О библиотечном деле» (в ред. 2019 г.);
на основе согласованного порядка учредителя
ежеквартально уведомляют об изменении состава и стоимости библиотечного фонда
как объекта ОЦДИ;
во избежание чрезмерного списания
документов с угрозой утраты библиотечного фонда как объекта ОЦДИ в Порядке
учёта предусмотрен контрольный показатель: число выбывающих документов не
должно превышать количества вновь поступающих в библиотечный фонд.
Предполагалось, что учредитель
будет принимать от библиотек сведения о количестве и стоимости поступивших и
выбывших за квартал документов без дополнительных согласований.
Однако поскольку Порядок учёта не
был согласован с предыдущими приказами, и прежде всего с приказом Министерства
культуры РФ № 179 и аналогичными региональными документами, ситуация до конца
не разрешилась.
Библиотеки пытаются работать в соответствии
с Порядком учёта, а учредители, в частности Министерство культуры РФ и комитеты
по имуществу субъектов РФ и муниципальные органы власти, руководствуются общими
документами. Дополнительные ограничения накладывает норма, введённая для защиты
библиотечного фонда как ОЦДИ: число выбывающих документов не должно превышать
количество вновь поступающих. Если библиотечный фонд поставлен на учёт как ОЦДИ
в целом, то списание документов из фонда искусственно тормозится. Библиотеки
ждут принятия учредителем приказа о списании библиотечного фонда как ОЦДИ по
полгода и более. Не менее сложно проходит передача библиотечного фонда с одного
бюджетного уровня на другой. Этот процесс регулируется постановлением
Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых
для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в
собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из
собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную
собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или
собственность субъекта Российской Федерации». В качестве примера здесь можно
привести Православную энциклопедию и Большую Российскую энциклопедию, которые
поступают от Министерства культуры РФ сначала на временное хранение в
центральную библиотеку субъекта РФ, а также книги, выпущенные в рамках
региональных программ книгоиздания и предназначенные для комплектования фондов
муниципальных библиотек.
Фрагмент текста работы:
Принципы формирования
библиотечного фонда Селективность
В процессе формирования БФ
реализуется его сущностная, кумулятивная функция, т. е. нужные документы
извлекаются из их потока, оснащаются необходимым реквизитом для связи с другими
документами, а также абонентами библиотеки, т. е. превращаются в документы
библиотечного фонда.
Отбор — это установление
необходимости наличия документов в библиотечном фонде с последующим их
извлечением из потока (внешней среды) или массива (сформированного фонда, или
внутренней среды) по критерию ценности, т. е. в наибольшей степени
соответствующих задачам библиотеки и информационным потребностям ее абонентов.
Содержание отбора составляет: а)
распознавание образа (модели) документа; б) сопоставление этого образа с
признаками модели фонда и критериями его формирования. С системной точки зрения
он является результатом взаимодействия БФ с внешней средой, реакцией фонда на
входящие связи. Отбор присутствует во всех процессах, происходящих в самом
фонде.
Нет смысла приобретать (хранить в
фонде) документы, которые ничем не могут обогатить абонента, содержание которых
ему известно, не представляет для него интереса и т. д. Нецелесообразно иметь и
произведения, которые он не может освоить в силу языкового или иного барьера.
Суть отбора — выделять документы, совпадающие с информационным тезаурусом
абонента, но одновременно дающие ему новое знание. Лишь учет феномена, так
сказать, полузнания (вести в неведомое, опираясь на знаемое) обеспечивает успех
использования БФ.
Конгруэнтность
Основное направление
селективности задается библиотечному фонду извне — задачами, которые ставит
перед ним внешняя среда. ФБФ всегда соответствует этим задачам, иначе оно
лишается смысла или даже идет в ущерб содержащему библиотеку социальному
институту. Этот общий социальный принцип ФБФ можно определить как принцип
конгруэнтности (от лат. congruentis — соразмерность, совпадение, соответствие).
Русскоязычным эквивалентом этого слова можно считать «принцип соответствия». Он
называл его также законом соответствия, не разъясняя, однако, своего понимания
разницы между этими терминами. Этот принцип, в свою очередь, может иметь
различные проявления.
Общегосударственные библиотеки
строят свою деятельность на основе действующих законов, т. е. включают в БФ
документы, пропорционально отражающие позиции конституционно зарегистрированных
различных партий, группировок, общественных движений и т. д.
Если библиотека решает
общественные задачи, например, обслуживает национальные, религиозные,
атеистические, экологические организации, отбор осуществляется в соответствии с
теми убеждениями, которых придерживается учреждение, общество, содержащее
данную библиотеку.
Конгруэнтность формирования
(фондов национальных библиотек означает не отбор, а практически исчерпывающий
сбор документов — для того, чтобы дать абоненту возможность изучать, по
ленинскому выражению, «не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к
рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения».
В ФБФ есть процессы и операции, к
которым понятие конгруэнтности неприложимо. Таковы учет, техническая обработка,
сохранность, доставка фонда.