Курсовая с практикой на тему Формирование дружеских взаимоотношений в игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования дружеских взаимоотношений в процессе игровой деятельности 4
1.1 Вопросы формирования дружеских взаимоотношений в исследовании педагогов и психологов 4
1.2 Значение игры в воспитании дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 9
1.3 Использование игры в процессе формирования дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию дружеских взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности. 19
2.1 Изучение состояния работы по теме исследования 19
2.2 Организация работы по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности 24
2.3 Результат работы 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Введение:
Актуальность исследования. Значительные изменения, происходящие в жизни всего нашего общества, связанные со многими трудностями не только в экономической, политической, социальной сферах, но и в сфере воспитания подрастающего поколения.
Среди многих факторов, определяющих формирование личности ребенка дошкольного возраста, ведущее место занимают взаимоотношения с другими людьми. А одна из наиболее эмоционально насыщенных, доверительных и плодотворных форм таких взаимоотношений — это дружеские взаимоотношения между сверстниками [7, с.162-171].
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что именно в старшем дошкольном возрасте формируются «взрослые» представления ребенка о дружбе. Именно поэтому так важно помочь ребенку в процессе игровой деятельности научиться реализовывать себя в дружеских отношениях со сверстниками и старшими.
Анализ последних исследований и публикаций. Психологами установлено, что положительное эмоциональное отношение детей дошкольного возраста друг к другу обусловливается характером их совместной деятельности (В. Запорожец, Г. Лаврентьева, Я. Неверович, Ю. Приходько и другие), которая, по мнению ученых, является основой сотрудничества.
Выполнение задач, поставленных перед детьми в процессе деятельности, требует от них согласования действий, объединения усилий, заботы о партнере, о качестве не только своей части работы, но и совместный результат и своевременное его достижения. Это способствует возникновению у детей сопереживания, сочувствия, дружбы, чувства взаимной ответственности [5, 84].
Целью исследования: освещение теоретических и методических аспектов воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития дружеских взаимоотношений.
Предмет исследования: Формирование дружеских взаимоотношений в игровой деятельности.
Для достижения цели были поставлены задачи:
— провести теоретический анализ исследования дружбы в психолого-педагогической литературе»;
— дать общую характеристику значения игры в воспитании дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;
— определить значение и место дружбы у дошкольников в игровой деятельности;
-провести эмпирическое исследование;
— обобщить результаты исследования, написать выводы.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 40 детей шестого-седьмого года жизни, которые были разделены на две группы: контрольная и 20 детей, экспериментальная — 20 детей.
Исследование проводилось на базе МДОУ№12 Альметьевск, Татарстан, Россия.
Методы исследования:
— теоретического анализа (анализ научной литературы, контент-анализ);
— психодиагностические методы: В качестве методов диагностики взаимоотношений были: опрос об осведомленности родителей о положительных отношениях между дошкольниками; метод «день рождения» (М. А. Панфилова); техника «Капитан корабля» (А. А. Романов); Метод: «Два дома» (по Марцинковскому и др.).
Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Дружба-это отношения взаимной привязанности между людьми. Дружба-это более сильная форма межличностной связи, чем ассоциация. В младшем школьном возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в контексте игры, но ее психологическое содержание сильно изменяется с возрастом.
Для самых младших детей друг выступает только как партнер по игре. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное выделение, развитие и упрочение собственно дружеских отношений, и игра остается лишь деятельностью, в контексте которой эти отношения развертываются.
Основным содержанием развития дружбы в этом возрасте является формирование стойкой привязанности к сверстнику с участием эмоциональных и личностных компонент, а также осознание этой привязанности. В этом смысле дружба ребенка этого возраста подготавливает его к следующему, предподростковому возрастному периоду, в течение которого интимно-личностное общение играет роль ведущей деятельности.
Основные компоненты концепта «Друг» в русском языковом сознании: готовность помогать, надежность, сохранность дружбы в течение многих лет без активного общения, отсутствие ограничения на количество друзей.
Существует этическая модель идеальной дружбы, признаками которой являются доверие, правдивость, прочность, надежность, самодостаточность друга, внутреннее сходство, избирательность, альтруистичность, равенство (отсутствие соперничества), полезный духовный, эмоциональный или материальный обмен и т. д. В качестве основы формирования дружеских отношений выступает социальная, территориальная и деятельностная близость, длительные контакты, расположение к общению и сходство личностных установок.
Разносторонний анализ концепта «Дружба» («Друг»), проведенный вышеупомянутыми авторами, позволяет охарактеризовать основное содержание концепта «Дружба» в русском научном сознании. «Возрастом дружбы» считают школьные годы. В этом возрасте стремительно расширяется круг общения. К тому же, подростки начинают стремиться к самостоятельности и сами выбирают себе друзей, редко прислушиваясь к мнению взрослых. Часто именно в этом возрасте завязывается крепкая дружба, которую некоторые умудряются сохранить на всю жизнь. В детском возрасте выбирают друзей только для игры, а становясь старше, ищут человека с интересами и взглядами максимально похожими на них собственные. Этот факт, к сожалению, может в дальнейшем сыграть роль в разрыве дружеских уз, так как со временем интересы будут еще не один раз меняться.
Проведя и проанализировав все вышеперечисленные методики, мы заключаем, что развитие дружеских отношений у детей шестого-седьмого года жизни является низким. Необходимо провести ряд мероприятий для развития доброты и дружелюбия детей, внимательности, готовности помочь другому человеку, эмпатических способностей, сострадания и многих других компонентов, которые входят в понятие дружеских отношений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования дружеских взаимоотношений в процессе игровой деятельности
1.1 Вопросы формирования дружеских взаимоотношений в исследовании педагогов и психологов
Дружба-это отношения взаимной привязанности между людьми. Дружба-это более сильная форма межличностной связи, чем ассоциация. Дружба изучалась в академических областях, таких как коммуникация, социология, социальная психология, антропология и философия. Были предложены различные академические теории дружбы, включая теорию социального обмена, теорию справедливости, реляционную диалектику и стили привязанности [1, с.346].
Хотя есть много форм дружбы, некоторые из которых могут варьироваться от места к месту, некоторые характеристики присутствуют во многих типах таких облигаций. К таким характеристикам относятся привязанность; доброта, любовь, добродетель, сочувствие, сочувствие, честность, альтруизм, верность, великодушие, прощение, взаимопонимание и сострадание, удовольствие от общения друг с другом, доверие и способность быть самим собой, выражать свои чувства другим и совершать ошибки, не опасаясь осуждения со стороны друга. Дружба является важным аспектом навыков построения отношений. Понимание дружбы у детей, как правило, в большей степени сосредоточено на таких областях, как общая деятельность, физическая близость и общие ожидания [2, с.242].
Эти дружеские отношения предоставляют возможность играть и практиковать саморегуляцию. Большинство детей склонны описывать дружбу с точки зрения таких вещей, как обмен, и дети чаще делятся с кем-то, кого они считают другом. По мере взросления дети становятся менее индивидуализированными и лучше осознают других. Они получают возможность сопереживать своим друзьям и наслаждаться игрой в группах. Они также испытывают отторжение сверстников, когда они проходят через средние детские годы. Установление хороших дружеских отношений в раннем возрасте помогает ребенку лучше приспособиться в обществе позже в их жизни [4, с.32].
По данным воспитателей и матерей, 75% детей дошкольного возраста имели хотя бы одного друга. Этот показатель вырос до 78% в пятом классе, если судить по совместной номинации в качестве друзей, и у 55% был общий лучший друг. Около 15% детей оказались хронически без друзей, отчетные периоды без общих друзей не менее шести месяцев.