Курсовая с практикой на тему Формирование досуговой культуры современной молодёжи (на примере региона — Краснодарский край)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения культурно-досуговой деятельности 6
1.1.
Сущность понятия «досуг», «культурно-досуговая деятельность». 6
1.2.
Социально-культурное значение досуга. 9
1.3.
Технологии и методики деятельности культурно-досуговых учреждений 15
Глава 2.
Реализация культурно-досуговых потребностей молодежи Краснодарского края. 18
2. 1.
Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы как средство
привлечения молодежной аудитории Краснодарского края. 18
2.2.
Культурно-досуговая деятельность молодежи в современных библиотеках
Краснодарского края. 23
2.3.
Организация досуговых программ для молодежи в учреждении культуры
Краснодарского края. 30
Заключение. 36
Список
используемой литературы.. 38
Введение:
Актуальность работы. Досуг
представляет собой благоприятную почву для испытания молодежью основных
человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку, подростку гораздо легче
спроектировать уважительное отношение к себе, т.к. личные недостатки тоже
возможно устранить с помощью досуговой активности.
Досуг,
в неком смысле, является выходом из стрессов и беспокойств. Основная и особая
его ценность состоит в том, что он может способствовать реализации лучшего в
человеке. Сфера досуга – нематериальная часть социально-экономической жизни
общества, где решаются задачи повышения жизнедеятельности людей, укрепления
здоровья, организации их свободного времени. Гармоничное развитие личности и
общества возможно лишь при достижении единства двух основных форм деятельности
– труда и отдыха.
Поэтому
учреждения по организации сферы досуга, позволяя более рационально использовать
свободное время в целях развития личности человека, должны создавать реальные
условия для повышения производительности труда. В то же время от
результативности труда в материальном производстве зависят как величина
выделяемых средств на социальные нужды, так и темпы развития сферы досуга. Эти
прямые и обратные взаимосвязи двух сфер – производственной и социальной –
диктуют пропорциональность их развития.
Следует
отметить, что в настоящее время происходит существенная переоценка значения
досуга как социально-культурной категории.
Досуг,
долгое время игравший роль придатка производственной сферы, сегодня понимается
как широкая область социально-культурной деятельности, где происходит
самореализация духовного и творческого потенциала общества.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что без развития теории социально-культурной
деятельности с опорой на достижения культурологии, социологии культуры
невозможно обеспечить обобщение опыта, его систематизацию, выявление
закономерностей, прогноз и обучение кадров.
Свое слово в обеспечение развития социально-культурной
сферы призвана сказать фундаментальная (теоретическая) культурология – отрасль
культурологии, исследующая культуру как сложную, саморазвивающуюся социальную
систему и форму бытия, порожденную “сверхприродными” качествами и способами
деятельности человека; как совокупность созданных человеком материальных и
духовных ценностей, приемов и способов непрерывного воспроизводства социального
наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого
человека как наивысшей ценности цивилизации; как средство самоорганизации,
саморегуляции и самоутверждения личности.
Не
менее важное значение для развития сферы культуры и досуга имеет становление
такой области теоретического знания, как прикладная культурология – область
культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы,
средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры, определяющая
механизм создания благоприятной культурной среды, обосновывающая технологию
обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и
художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной
активности.
Прикладная культурология как область
культурологического знания находится на стыке между фундаментальной
культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой,
политологией, юриспруденцией, теорией управления и педагогикой, что позволяет
использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма
вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и
распространения ценностей культуры.
Для
дальнейшего развития социально-культурной сферы особое значение приобретает
экономика культуры. Вместе с тем до настоящего времени в стране отсутствует
научное исследование экономических законов функционирования культуры в современном
обществе, что является серьезным сдерживающим фактором развития
социально-культурной сферы как в целом, так и отдельных ее отраслей.
Культурно-досуговая
деятельность публичных библиотек на сегодняшний день является важной
составляющей их работы. Библиотеки располагают широким комплексом возможностей
организации досуга, который может обеспечить отдых, восстановление
эмоционального фона и физических сил человека. Некорректное понимание
библиотекарями досуговой деятельности (отождествление с развлекательной)
приводит к размыванию сути библиотечной работы, потере специфики библиотеки как
социального института организации чтения.
Культурно-досуговая
деятельность публичной библиотеки должна реализовываться посредством комплекса
форм и методов, которые будут направлены на продвижение книг и чтения,
стимулирование познавательной и читательской активности, только в этом случае
культурно-досуговая функция органично впишется в социальную миссию и родовую
функцию библиотеки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
культурно-досуговой деятельности
1.1. Сущность понятия «досуг»,
«культурно-досуговая деятельность» Термин
«досуг». Анализ литературы показал, что на сегодняшний день отсутствует единое
толкование данного понятия. Все определения условно можно разделить на 3
группы:
—
первая группа определений – досуг в них трактуется как синоним понятия
«свободное время»,
—
вторая группа – досуг понимается как активная часть свободного времени,
—
третья группа определений – досуг дефинируется как деятельность, носящая
развивающий характер и совершаемая на основе свободного выбора [34].
Среди
задач, которые решает досуговая деятельность, отмечают следующие:
–
восстановление физических и психических сил человека (регенерация и
релаксация);
–
веселое проведение свободного времени;
–
получение положительного эмоционального заряда;
–
развитие культурного потенциала [28,
с. 15].
Следует
отметить, что в настоящее время происходит существенная переоценка значения
досуга как социально-культурной категории.
Досуг,
долгое время игравший роль придатка производственной сферы, сегодня понимается
как широкая область социально-культурной деятельности, где происходит
самореализация духовного и творческого потенциала общества.
Досуг
стал считаться общественно осознанной необходимостью, так как общество
заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей как условия
духовного обновления и обеспечения социально-экономического развития нашей
жизни. В связи с этим формируется «внешний» социальный заказ на освоение
свободного времени населения, разработку досуговых программ, создание зон и
центров досуга [11,
с. 240].
Самым
эффективным инструментом реализации досуговой деятельности считают учреждения
культуры, поэтому публичные библиотеки также включены в сферу организации
досуга населения.
Если
рассматривать данную тему в историческом контексте, то деятельностью по
организации досуга отечественные библиотеки занимаются давно, только в разное
время ее понимание, содержание и, следовательно, название были разные.
Так,
появившиеся в 1918-1920 годах термины «культурная работа»,
«культурно-просветительная работа» постепенно вытеснились другим – «массовая
работа библиотек», что повлекло изменение и самой деятельности. Так, если
культурная работа библиотек предполагала «удовлетворение и возвышение различных
духовных потребностей читателей; формирование человека культурного, всесторонне
развитой и гармонической личности, то массовая работа библиотек была направлена
на нивелировку личностного начала человека читающего, когда активно
осуществлялась определенная «подгонка» читательской аудитории под единую
идеологическую «болванку», спущенную властью сверху (по аналогии с прокрустовым
ложем)» [14,
с. 32-35].
Начиная
с 1990-х годов, в нашей стране начался активный поиск возможного соединения
традиционной библиотечной работы и организации досуга.
Объясняется это тем, что
в рыночных условиях, приведших к свертыванию бесплатной деятельности клубных
учреждений, развитию коммерческой индустрии развлечений, экономическому
расслоению общества, в нашей стране стала возрастать общественная значимость
досуга и библиотеки активизировали работу по созданию конкурентоспособного