Курсовая с практикой на тему Формирование читательской компетенции школьников 11 класса через осознание роли деталей в формировании сюжета в повести Куприна «Гранатовый браслет».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические основы формирования читательской компетенции школьников через осознание
роли деталей в тексте произведения. 6
1.1.
Сущность понятия читательской компетенции. 6
1.2.
Сущность понятия художественной детали. 11
Глава
2. Методические основы формирования читательской компетенции школьников 11
класса через осознание роли деталей в формировании сюжета в повести А.И.
Куприна «Гранатовый браслет». 19
2.1.
Специфика формирования читательской компетенции учащихся через осознание роли
деталей в формировании сюжета. 19
Заключение. 27
Литература. 28
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. Современное информационное общество идет по
пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно
адаптироваться в обществе. Но общественная потребность в воспитании такого
человека не находит полного отражения в школьной практике. Поэтому воспитание
творческого человека является одним из главных задач системы образования.
Однако, чтобы литература осуществляла свою воспитательную роль, надо выработать
у учащихся умение читать художественные произведения, должным образом
воспринимать действительность, сформировать стремление брать пример с
положительных героев. Научить учеников хорошо читать – одна из важнейших задач
школы. Еще В.А. Сухомлинский писал, что чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя [26]. Чем
раньше ребенок овладеет читательской компетенцией, тем легче ему изучать все
другие предметы, предусмотренные программой. Ведь известно, что невозможно
добиться грамотного письма, если учащийся не научился плавно читать и понимать
прочитанное, немыслимо научиться решать задачи, поскольку при плохом чтении их
текста теряются логические математические зависимости между величинами. Ученик,
который не умеет хорошо читать, переживает большие трудности при выполнении
домашних заданий, ему не интересно на уроках, он обречен на умственную
ограниченность и зубрежки. Такой ученик не будет активным читателем библиотеки,
не будет испытывать потребность в общении с книгой, потому что чтение приносит
ему не удовольствие, а муку.
Научная разработанность проблемы. Формирования читательской деятельности
школьников исследовали многие ученые. Так, литературоведческой основой
исследования стали труды А.А. Потебни, А.В. Белецкого, М.М. Бахтина, Ю.М.
Лотмана и других. Существенно повлияли на развитие читательской культуры
школьников исследования известных педагогов и психологов: К.Д. Ушинского,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.Ф. Каптерева, Л.С. Выготского,
Д.Б. Эльконина и других. Так, И.С. Левшина предлагает рассматривать
читательское развитие как прохождение трех степеней постижения когнитивной,
эмоционально-ценностной и личностной структуры художественного произведения.
Художественная деталь как объект анализа
давно привлекала внимание исследователей. В 20-30-е годы к ней обращались В.
Друзин и В. Шкловский, в 40-е – Г.Н. Поспелов и др. Но особый интерес к
ней возникает в 60-80-е годы в связи с актуализацией изучения проблем
исторической поэтики в литературоведении. За этот период появилось большое
количество работ, посвященных мастерству художественной детали Толстого и
Чехова (Е. Добин, В. Ковалев, А. Лебедева, С. Паперный, А. Чудаков и др.),
советских писателей (Р. Цывин, С. Куликова и др). Теоретические аспекты данной
проблемы развивали в своих исследованиях С. Петрова, Г. Поспелова, В. Фащенко,
К. Фролова, М. Щеглова. И наконец, художественная деталь рассматривалась и
в комплексе как эстетическая проблема (А. Черняков и др.).
Цель исследования состоит в разработке
методических основ формирования читательской компетенции школьников 11 класса
через осознание роли деталей в формировании сюжета в повести А.И. Куприна
«Гранатовый браслет».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия читательской
компетенции.
2. Раскрыть сущность понятия
художественной детали.
3. Разработать методические основы
формирования читательской компетенции школьников 11 класса через осознание роли
деталей в формировании сюжета в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Методы исследования:
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– метод теоретического конструирования при
разработке методических основ формирования читательской компетенции школьников
11 класса через осознание роли деталей в формировании сюжета в повести
А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Практическая значимость результатов
данного исследования состоит в том, что собранный материал можно использовать в
дальнейших разработках темы данного исследования; в предложенных методических
основах формирования читательской компетенции школьников 11 класса через
осознание роли деталей в формировании сюжета в повести А.И. Куприна
«Гранатовый браслет» и возможности их использования в работе с учащимися при
формировании читательской компетенции.
Структура курсовой работы обусловлена цель
и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Заключение:
В результате написания данной курсовой
работы мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ
литературы по теме исследования показал, что читательская компетентность – это
сложное интегрированное личностное образование. Она представляет собой базовую
составляющую коммуникативной и познавательной компетентности и предусматривает
овладение учащимися совокупностью читательских компетенций (знаний, умений,
навыков, ценностных отношений), позволяющих им в соответствии с возрастными
возможностями самостоятельно ориентироваться в круге детского чтения,
самостоятельно работать с различными видами письменных текстов: читать,
понимать, находить нужную информацию, анализировать, интерпретировать,
оценивать, использовать ее для решения учебно-познавательных задач, в жизненной
деятельности, в стандартных и новых ситуациях.
2. В тексте художественного произведения
детали образуют систему художественных деталей, выполняющих различные функции,
в частности, выступают в качестве одного из средств достижения
структурно-семантического единства текста, расширяют интерпретационную компетенцию
читателя, вызывает ассоциативные связи, которые обеспечивают динамичность
описания.
3. Формирование читательской компетенци школьника является актуальной
педагогической проблемой, требующей осмысления, анализа и комплексного подхода
к ее решению. Процесс формирования читательских компетенций имеет
предусматривать взаимосвязанное развитие
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
формирования читательской компетенции школьников через осознание роли деталей в
тексте произведения
1.1. Сущность понятия
читательской компетенции В
Федеральном государственном образовательном стандарте читательская деятельность
рассматривается как «коммуникативная речевая познавательная деятельность,
направленная на восприятие, осмысление и воспроизведение прочитанного» [27]. Это
требует от учителя особого внимания к своим ученикам: изучение их
индивидуальных особенностей, учебных возможностей, индивидуальных интересов,
предсказания и преодоления трудностей в обучении. Поэтому нужно педагогам
обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого является
знание особенностей процесса чтения, владение эффективными методами и приемами.
Основными
категориями компетентностного подхода является «компетенция» и
«компетентность». Причем до сих пор в педагогической науке нет единого их
понимания, часто они употребляются как синонимы. Поэтому существует
необходимость в определении содержания этих понятий, и если это два разных
понятия, то следует выяснить их соотношение. Обратимся к их толкованиям,
представленных в словарях. Словарь Ожегова трактует эти сроки следующим
образом: Компетенция: 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо
осведомлен; 2) круг чьих-либо полномочий, прав. Компетентный 1) знающий,
осведомленный, авторитетный в какой-либо области; 2) обладающий компетенцией [24].
Словарь
«Профессиональное образование» дает следующие определения: Компетентность:
1) мера соответствий знаний, умений и опыта лиц определенного
социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими
задач и решаемых проблем; 2) область полномочий управляющего органа,
должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом. Компетенция:
1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного
органа; 2) круг вопросов, в которых данный чиновник обладает познаниями, опытом
[23].
Как видим,
в словарях эти понятия почти не разведены, непонятно их соотношение. Ученые или
отождествляют эти понятия, или подчиняют их: компетентность предполагает
владение определенной компетенцией.
Следуя
трактовке компетенции, предложенного еще Н.М. Хомским, и разграничивая понятия
«компетенция» и «компетентность» на основании потенциальное – актуальное,
когнитивное – личностное, И.А. Зимняя под компетентностью понимает актуальное,
формируемое личностное качество как основанную на знаниях, интеллектуально и
личностно обусловленную социально-профессиональную характеристику человека, его
личностное качество [8].
Итак,
специалист, обладающий определенным набором профессиональных, социальных,
личностных и т.д. компетенций может быть назван компетентным, т.е. тем, кто
обладает компетентностью в той или иной области человеческой деятельности.
Таким образом, в результате решения поставленных задач мы получили ряд выводов:
1)
компетентность, по сути, определяет систему взаимоотношений приобретенных
знаний, умений и навыков и способности эффективно использовать их в реальной
практической деятельности;
2)
компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей
его личностное отношение к ней и предмету деятельности;
3)
компетенции – обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное
выполнение профессиональной деятельности. Компетенции включают:
– знание и
понимание (теоретические знания, способность знать и понимать);
– знание о
том, как действовать (практическое оперативное применение знаний к конкретным
ситуациям);
– знание о
том, как быть (ценности, которые являются неотъемлемой частью восприятия жизни
с другими в социальном контексте).
Стоит
отметить, что в современной психолого-педагогической литературе существуют
различные подходы к пониманию читательской компетентности, при этом большинство
исследователей подчеркивают в ее содержании личностное и деятельностное
направление, а также рассматривают компонентную структуру. При этом, понятие
читательской компетенции часто раскрывается через понятие читательской
компетентности.