Теория и методика образования младших школьников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование читательской грамотности у обучающихся на уроках литературного чтения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования читательской грамотности у младших школьников 6

1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста 6

1.2. Отражение задач формирования читательской грамотности у младших школьников в ФГОС НОО и Примерной программе образования 13

1.3. Особенности формирования и развития читательской грамотности у младших школьников 16

Выводы по 1 главе 18

Глава 2. Методические аспекты формирования читательской грамотности у младших школьников 19

2.1. Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения 19

2.2. Средства формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения 21

2.3. Возможности формирования читательской грамотности во внеурочной деятельности 22

Выводы по 2 главе 26

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Приложение 32

  

Введение:

 

На современном этапе развития общества интерес к чтению находится на низком уровне, а способствует всему этому, загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире. Качественное чтение призвано способствовать личностному развитию современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Низкий уровень чтения определяет ключевую проблему в образовании. Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает огромное значение для образования. Задача современной школы заключается в воспитании такой личности, которая готова к самообразованию, саморазвитию, умеющей овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Одной из ключевых составляющих такой личности является читательская грамотность. Таким образом, перед школой ставится новая задача – пробудить интерес к сознательному чтению литературы, что является средством формирования и развития личности учащегося. Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Требования к уровню читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и обобщенных планируемых результатах освоения основных учебных программ по всем предметам и определяются следующими позициями:

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

— извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.

— свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

— понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью повышения уровня читательской грамотности среди детей начальной школы, а также понимания, что предпринять учителю, каким образом выстроить свою работу, чтобы изменить отношение учеников к чтению не только школьной литературы, но и дополнительной на их выбор.

Объект исследования – процесс формирования читательской грамотности у обучающихся в начальной школе.

Предмет исследования – методические особенности формирования читательской грамотности у обучающихся в начальной школе.

Цель исследования – изучить методические особенности формирования читательской грамотности у обучающихся в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

2. Изучить особенности отражения задач формирования читательской грамотности у младших школьников в ФГОС НОО и Примерной программе образования;

3. Определить особенности формирования и развития читательской грамотности у младших школьников.

4. Выявить методы и приемы для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

5. Охарактеризовать средства формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

6. Проанализировать возможности формирования читательской грамотности во внеурочной деятельности.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Гусевой Т.Н., Колесоваой О.В., Лутошкиной В.Н., Плехановой Е.Н. и многих др.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, чтение имеет основополагающее значение для непрерывного обучения и успехов в образовании. Основная цель школы – обеспечить учебную среду, которая культивирует навыки и способности чтения учеников.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования написано, что результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках литературного чтения должны отражать «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий»

Литературное чтение – это, безусловно, базовый гуманитарный предмет в начальной школе. С его помощью решаются общие задачи для всех предметов, так как от уровня сформированности читательских умений зависит успешность обучения во всех образовательных областях. Кроме того, достаточный уровень сформированности читательских умений, достигнутый в начальной школе, является залогом успешности дальнейшего обучения в среднем звене. Значением читательских умений и определяется актуальность темы исследования.

Огромная роль в формировании правильного, продуманного чтения принадлежит преподавателю. В настоящее время начальная школа работает по Федеральному государственному стандарту начального общего образования. Одна из самых важных целей, которая ставится перед учителем начальной школы – это компетентное развитие чтения у младшего школьника. Это означает, что за четыре года обучения дети на первой ступени образования должны научиться осознавать себя как компетентных читателей, научиться обращаться к библиотеке как к средству самообразования. Дети младшего школьного возраста должны овладеть техникой чтения, методами чтения, научиться понимать идею художественного произведения.

Для формирования читательских умений применяются методы словесной передачи и слухового восприятия и анализа информации, а также методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования читательской грамотности у младших школьников

1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные нравственные качества.

В этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся мотивы, которые способствуют обучению и установлению, и улучшению взаимодействий со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов учебы .

Младший школьник является началом общественного бытия человека как субъекта деятельности, в нашем случае учебной. В данном качестве ребенок характеризуется, в первую очередь, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, в первую очередь интеллектуального развития, которое обеспечивает возможность учиться.

Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований.

К ним можно отнести:

— общее физическое развитие ребенка,

— владение достаточным объемом знаний,

— владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда,

— предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки),

— владение речью,

— желание учиться,

— умение сотрудничества.

Важные для школьника как субъекта учебной деятельности личностные, интеллектуальные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в существенной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебный процесс .

В начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в данный период учебного процесса, необходимые учебные умения и навыки. В данный период развиваются формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического, научного мышления.

Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В данный период осуществляется психологическая перестройка, которая «требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, однако и большой физической выносливости» .

Обратим внимание на развитие личности ребенка младшего школьного возраста в расширяющемся социальном мире. Изменения в развитии личности ребенка в среднем детстве, представители разнообразных теоретических направлений описывают по-разному.

Для большинства исследователей и ученых детей среднее детство – период от 6 до 12 лет является временем, когда они радикально меняют образ жизни, приступая к новой обязательной деятельности, и наиболее полно развивают ранее сложившиеся формы поведения.

Ученые отмечают, что через 6 недель после начала учебного года у детей обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7-10-дневном отдыхе.

Тревожность детей в большинстве своем зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога либо родителя передается детям.

В семьях с доброжелательными отношениями дети наименее тревожны, нежели в семьях, где зачастую бывают конфликты.

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Но если их большое множество, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До настоящего времени еще не выработано конкретной точки зрения на причины возникновения тревожности. Однако, многие ученые полагают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из главных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений .

Тревожность развивается вследствие наличия у детей внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Неадекватными требованиями (зачастую завышенными). К примеру, родители постоянно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не хотят и не могут смириться с тем, что дочь либо сын получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником в классе.

2. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют родители, или родителями и школой (детским садом). К примеру, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

3. Негативными требованиями, унижающим ребенка, ставят его в зависимое положение. К примеру, воспитатель либо учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы