Курсовая с практикой на тему Формирование ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста на примере Ивана Михайловича Заикина (либо кто-то другой. См требования)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. «Теоретические основы формирования ценностных ориентаций у дошкольников 6
1.1. Сущностная характеристика понятия «ценностные ориентации» 6
1.2. Предпосылки формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста 10
1.3. Иван Заикин — выдающийся спортсмен 18
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций у старших дошкольников на примере Ивана Михайловича Заикина 22
2.1. Диагностика сформированности знаний о Иване Михайловиче Заикине и ценностных ориентаций у старших дошкольников 22
2.2.Экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций у старших дошкольников на примере Ивана Михайловича Заикина 29
2.3. Динамика формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста 34
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложение 44
Введение:
Актуальность темы исследования.
Тема формирования ценностных ориентаций у дошкольников всегда была и остается актуальной. В соответствии с ФГОС дошкольного образо-вания социально-коммуникативное развитие дошкольников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [31].
Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как транс-формация системы ценностей и моделей поведения, культ потребительства, глубокое социальное и экономическое неравенство и др., не способствуют формированию у детей ценностных ориентаций и качеств личности.
Педагоги и психологи отмечают, что современные дошкольники с трудом усваивают нравственные нормы и модели поведения, они эгои-стичны и капризны, негативно реагируют на оценку окружающих, многие не проявляют интереса к совместной деятельности со сверстниками, у детей не сформированы игровые умения, они не могут продуктивно взаимодей-ствовать со сверстниками и взрослыми.
Проблема широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Ло-ренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).
По мнению ученых, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям и является периодом ста-новления базиса личностной культуры, усвоения ребенком норм морали и нравственных ценностей, субъективного отношения к ним, образцов нрав-ственного поведения.
В этой связи является необходимой специальная педагогическая ра-бота по приобщению дошкольников к моральным нормам и нравственным ценностям, посредством разъяснения их ценностного смысла, усвоения знаний о нормах и правилах поведения в обществе, следования им в само-стоятельной деятельности.
Ценностные ориентации должны стать для ребенка системой убежде-ний, которыми он руководствовался бы в различных жизненных ситуаци-ях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в своем поведении и дея-тельности.
Объект исследования – формирование ценностных ориентаций.
Предмет исследования — процесс формирования ценностных ориен-таций на примере Ивана Михайловича Заикина.
Цель исследования — адаптировать материал про Ивана Михайлови-ча Заикина для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1)Анализ информационных источников для определения сущности понятия ценностные ориентации.
2) Подобрать материал о Иване Михайловиче Заикине.
3) Разработать план экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста и апроби-ровать в работе с детьми.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного образования (А.Г. Асмо-лов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
— научные представления о механизме нравственного воспитания до-школьников (Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, А.В. Запоро-жец, С.А. Козлова, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, B.C. Мухина, Л.Ф. Островская, Г.А. Урунтаева, С.Г. Якобсон и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников по проблеме формиро-вания нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в игровой деятельности, моделирование;
— эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент;
— математические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний посредством конкретизации понятия «нравственные ценностные ориентации старших дошкольников»; расши-рении научных представлений о способах формирования нравственных ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и ор-ганизациях дополнительного образования детей.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Формирование ценностных ориентаций у дошкольников входит в перечень задач образовательной области ФГОС дошкольного образова-ния. Ценностные ориентации рассматриваются как совокупность убежде-ний индивида, определяющая направленность его поведения. В экспери-ментальном исследовании участвовали 50 воспитанников старшего до-школьного возраста из Муниципального автономного дошкольного обра-зовательного учреждения. Цель экспериментальной работы заключалась в формировании ценностных ориентаций на примере спортсмена у старших дошкольников.
Для начала была проведена беседа с детьми о том кто такой Заикин Иван Михайлович. Детям были заданы вопросы о том знают ли они такого человека, чем он знаменит, чего достиг. Двое детей экспериментальной группы слышали о спортсмене и знают о его достижениях. Все воспитате-ли знают о спортсмене и его достижениях, но лишь 25% применяют эти знания в воспитательном процессе. Большинство родителей слышали о спортсмене (75%), но только общую информацию, никто из родителей не использовал данные знания в воспитании своего ребенка. Затем была про-ведена экспериментальная работа по формированию ценностных ориента-ций у старших дошкольников на примере Ивана Михайловича Заикина. На повторной диагностики выяснилось, что все дети экспериментальной группы слышали о спортсмене и знают о его достижениях. Все воспитате-ли знают о спортсмене и его достижениях, все они применяют эти знания в воспитательном процессе. Далее была проведена беседа с родителями о знаниях по данному вопросу или возможному применению в качестве примера в воспитании ребенка. Выяснилось, что большинство родителей слышали о спортсмене (75%), но только общую информацию, никто из родителей не использовал данные знания в воспитании своего ребенка. Та-ким образом, мы видим, что прослеживается динамика в результатах у дошкольников и воспитателей, чего нельзя сказать о родителях, в этом случае необходима дополнительная работа с родителями по данному во-просу.
Фрагмент текста работы:
Сущностная характеристика понятия «ценностные ориентации»
Ценностные ориентации представляют собой «особые, фиксирован-ные качества личности, позволяющие ей ранжировать объекты по их зна-чимости для нее; могут выступать в качестве определенных побуждающих стимулов для достижений поставленных целей, приобретая функцию регу-ляторов социального поведения» [6]. Леонтьев Д.А. дает им следующее определение: «Ценностные ориентации являются техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе зна-чимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнеде-ятельности. Эти представления формируются в процессе социализации пу-тем интериоризации групповых и общекультурных ценностей» [18]
Кириллова Н.А. квалифицирует ценностные ориентации как «слож-ный социально- психологический феномен, характеризующий направлен-ность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, по-ведению, поступкам» [16]. Ценностные ориентации отражают цели и идеа-лы, характеризуют потребности и интересы индивида. Включение субъекта в разные виды деятельности является условием их формирования. Мака-рова И.А. считает понятие «ценностные ориентации» самостоятельным, аргументируя тем, что «они не ограничены переживаемым моментом» [19].
Сластенин В.А., Чижакова Г.И. характеризуют ценностные ориен-тации в качестве «системы устойчивых отношений личности к окружаю-щему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [21].
Процесс формирования ценностных ориентаций личности как психо-лого- педагогическая проблема был детально проанализирован учеными, рассмотрена специфика ценностных ориентаций различных групп: школь-ников, студентов, педагогов. В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова выделяют не-сколько фаз: «присвоение личностью ценностей; преобразование личности на основе присвоенных ценностей; самопроектирование или самопрогно-зирование личности. Первая фаза включает поиск, оценку, выбор ценно-стей; вторая – уточнение и изменение иерархии личностных ценностей, формирование ценностной установки как готовность действовать в соответ-ствии с новой иерархией; третья – проектирование Я-идеального, прогно-зирование и выбор средств, направленных на достижение цели, определе-ние направленности деятельности и поведения личности» [21].
В процессе формирования ценностных ориентаций выделяют не-сколько этапов:
• предъявление ценностей воспитаннику;
• осознание ценностных ориентаций личностью;
• принятие ценностной ориентации;
• реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведе-нии;
• закрепление ценностной ориентации в направленности лич-ности и перевод в статус качества личности, то есть в своего рода потен-циальное состояние;
• актуализация потенциальных ценностных ориентаций [19]. Данный цикл формирования ценностных ориентаций приводит и Л.В. Руб-цова [20].
Что касается места ценностных ориентаций в структуре личности, – у исследователей нет единого мнения по этому вопросу. По мнению Ядова В.А., ценностные ориентации личности, соотносящиеся с идеалами, «фор-мируют ценностную иерархию жизненных целей – дальних, средних, ближних, а также представления о нормах поведения (ценности-средства), выступающие в качестве эталона. Вершиной системы ценностных ориента-ций личности является жизненный идеал – образ желаемого будущего».
Структура ценностных ориентаций включает когнитивный компо-нент, предполагающий наличие социального опыта индивида; эмоцио-нальный компонент и поведенческий компонент, рассматривающий пове-дение индивида в различных ситуациях. Мы будем придерживаться дан-ной позиции вслед за указанными исследователями.
Также особое внимание в педагогике уделяется изучению различных аспектов формирования ценностного отношения личности. Понятие «цен-ностное отношение» в педагогических исследованиях неразрывно связано с категориями» ценностные ориентации», «ценностные установки», «ценност-ное сознание» личности. Ценностные ориентации соотносятся с ценност-ными убеждениями. Проблема ценностного отношения личности является междисциплинарной. В философии понятие «отношение» рассматривается в наиболее общем смысле с точки зрения тех или иных связей, присущих яв-лению (Аристотель, Г.В.Ф. Гегель и др.). В психологии «ценностное отно-шение» рассматривается в контексте понятия «установка» (Р.С. Немов, Д.Н. Узнадзе), «направленность личности» (В.Н. Мясищев). «Ценностное отношение» как категория присутствует в концепциях Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, Д.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.А. Рубин-штейна и др. В педагогике изучением категории «ценностные ориентации» занимались Н.А. Асташова, Н.А. Григорьева, Г.Е. Залесский, А.В. Ки-рьякова, Г.П. Михеева, В.А. Сластенин, Е.Г. Слободнюк, Е.Н. Шиянов и др.