Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования формирования ценностного отношения к искусству 6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика ценностного отношения к искусству у младших школьников 6

1.2 Художественно-творческая деятельность младших школьников в образовательном процессе 11

1.3 Особенности формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности 16

Глава 2. Художественно-творческая деятельность как средство формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников 23

Заключение 35

Список использованной литературы 37

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время, когда выросла дифференциация в обществе, по-новому складываются условия для образования, самореализации молодежи. Особое актуальное значение приобретает развитие личности, как одного из основных факторов экономического, социально-политического и культурного прогресса страны.

В условиях деформации нравственных идеалов, снижения престижа знаний, роста негативных явлений (наркомания, алкоголизм, преступность, безнадзорность и т.д.) возрастает значение образования и воспитания в целом, а также нравственной, эстетической, экологической подготовки молодого поколения, овладения ценностями культуры во всем многообразии ее содержания. Связь между ними и повседневной жизнедеятельностью человека осуществляется через его ценностные ориентации, которые составляют одну из главных составляющих структуры личности. Все это обусловливает возрастающее значение проблемы ценностных ориентаций, их типологизации, разработки путей и средств их формирования в современной педагогической науке и практике.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для включения ребенка в творческую деятельность, на наш взгляд, является младший школьный возраст. В соответствии с возрастными особенностями рассматриваемого возраста, наиболее приемлемым является включение ребенка во все виды художественно-творческой деятельности.

Степень научной разработанности. Проблеме ценностных ориентаций уделено большое внимание в работах отечественных ученых в области педагогики и психологии: Алексеевой В.Г., Божович Е.Д., Божович Л.И., Бондаревской Е.В., Бубновой С.С., Когана М.С., Кирьяковой A.B., Леонтьева Д.А., Непомнящей Н.И., Щербакова Р.Н., Шубенковой Е.И. и др.; в области социологии и философии — Архангельского Л.М., Здравомыслова Л.Г., Константиновского Д.Л., Тугаринова В.П., Чавчавадзе Н.З., Ядова В.А. и многих других.

Научное обоснование проблемы детского творчества сформулировали ведущие ученые в области общей, возрастной и педагогической психологии — Леонтьев А.Н, Ломов Б.Ф., Бабанский Ю.К., Лернер И.Я., в области психологии искусства Выготский Л.С., Кузин B.C., Лук А.Н.

Объект исследования: процесс формирования ценностных отношения к культуре у учащихся.

Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностных ориентаций в процессе художественно-творческой деятельности младших школьников.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить педагогические условия и средства формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую характеристику ценностного отношения к искусству у младших школьников;

2. Рассмотреть особенности формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности;

3. Изучить опыт формирования ценностного отношения к искусству на уроках в начальной школе на примере урока музыки в 1 классе;

4. Изучить опыт формирование ценностного отношения к искусству вовремя внеучебных занятий на примере творческой ролевой игры.

Методы исследования: анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, идей развития образования, педагогический эксперимент, наблюдения, тестирование, изучение результатов и продуктов деятельности.

Теоретическая значимость заключается в том, что в ходе исследования доказана необходимость и раскрыты педагогические возможности формирования, становления и коррекции ценностных ориентаций на ступени младшего школьного возраста.

Практическая значимость работы состоит в разработке: методических материалов и рекомендаций в помощь учителю по организации учебной и внеучебной художественно-творческой деятельности младших школьников, направленной на формирование их ценностных ориентации.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ценностное отношение является важнейшей чертой личности человека, так как определяет его отношение к окружающему миру и его поведение. Формирование ценностных ориентаций человека – длительный и сложный процесс. На него влияют социальные условия в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп и т. д. В то же время образование играет важную роль в формировании ценностных ориентаций личности.

Проблема изучения формирования ценностного отношения к искусству становится все более сложной и является предметом изучения различных общественных дисциплин и представляет собой важную область исследований, находящуюся на стыке разных отраслей человеческого знания — философии, социологии, психологии, педагогика.

Творчество, способное оказать непосредственное эмоциональное воздействие на студента, может сильно повлиять на процесс принятия общечеловеческих и культурных ценностей. Элементы художественно-творческой деятельности, доступные учащимся с раннего возраста, становятся сферой интересов, увлечений. Это означает необходимость педагогически обоснованной организации процесса вовлечения учащихся в творческую деятельность. Творческая деятельность может органично входить в учебный процесс и выступать важным инструментом не только формирования ценностных ориентаций, но и развития личности в целом.

Мы рассмотрели возможности и условия вовлечения школьников в художественно-творческую деятельность. Наиболее успешно этот процесс протекает в начальной школе, когда: организация художественно-творческой деятельности на основе взаимосвязи и преемственности учебной и внеурочной деятельности, ориентация на основные основы личности (активность, открытость, удовлетворенность деятельностью и др.) — реализация личностного подхода к младшим школьникам по результатам исследования на основе сочетания различных и взаимодополняющих методов, применения психолого-педагогического обеспечения (наблюдения, использование диагностических карт, приемов рисования и др.) и программно-методического поддержка процесса создания ценностных ориентаций.

Определены содержание и формы организации художественно-творческой деятельности младших школьников в учебное и внеурочное время. Подготовлены примерные программы и рекомендации по различным видам художественно-творческой деятельности, художественно-творческие задания по изобразительному искусству, предназначенные для формирования ценностных ориентаций младших школьников. При этом особенно важно осуществлять различные формы художественно-творческой деятельности, которые создадут педагогам оптимальные условия для работы со студентами. Имеющееся разнообразие позволяет учитывать особенности личности ребенка при построении «индивидуального пути» формирования ценностных ориентаций.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования формирования ценностного отношения к искусству

1.1 Психолого-педагогическая характеристика ценностного отношения к искусству у младших школьников

Рассмотрим характеристику понятия «ценностные отношения» как ключевые применительно к теме исследования. Ценностные отношения характеризуются междисциплинарным характером; философы, среди них Аристотель С. Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, Г. Лотце, А. Я., а именно А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев и др., педагоги, среди них В. А. Сластенин, Г. И. Чижач С. и др.

Для интерпретации анализируемых понятий необходимо раскрыть содержание понятий «отношение» и «ценность».

Отношение следует назвать философской категорией. Аристотель впервые предположил возможность применения понятия «отношение» ко всем видам движения, в том числе и к познанию человеком окружающей среды. Это позволяет применять понятие «отношение» к искусству, исходя из того, что искусство является одним из способов познания мира.

Отношения в работах психологов предстают как сложное психическое образование, структурный компонент личности, который изучается в связи с сознанием, жизненными приоритетами личности.

Учителя понимают «отношение» как связь, возникающую между субъектом и объектом. В. А. Сластенин и Г. И. Чижакова поясняют, что эта связь должна быть отмечена значением объекта для субъекта: «объектами ценностного отражения являются предметы и явления, важные для человека» [27]. Такой же точки зрения придерживается Н. Е. Щуркова [31].

Обобщая взгляды исследователей разных наук на понятие «отношение», мы приходим к выводу, что отношение рассматривается как связь, возникающая между объектом восприятия и субъектом, которая характеризуется значением первого для второй. Отношения представляют собой форму отражения субъектом окружающей действительности в процессе активного взаимодействия с ней и выражают личностный опыт человека.

Развитие системы отношений как личностного образования напрямую связано с психическим развитием личности. В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова считают, что «в процессе обучения и воспитания детей он осваивает содержание культуры; господствует над миром в деятельности и общении, преображает его; преобразуя действительность, ребенок изменяет самого себя, т.е. изменяется его сознание» [27]. По мере формирования у ребенка объективной (чувственно-практической) установки на установление связи между явлениями у него формируется уверенность в себе.

Развитие личности определяется развитием ее отношений. Если обратиться к описанию содержания понятия «отношения», то исследователи выделяют в нем множество компонентов. А. А. Бодалев пишет о единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого в отношениях и доказывает наличие взаимосвязи этих компонентов [10].

Да. Л. Коломинский и Б. Д. Парыгин формулируют компоненты позиции на основе изучения педагогического взаимодействия на примере установки и процесса общения как компонентов позиции [18]. Да. Л. Коломинский называет когнитивный компонент аффективным или эмоционально-поведенческим [18].

Обобщая, можно назвать следующие структурные компоненты отношения: гностический (когнитивный, информационный), аффективный (эмоциональный, эмоциональный) и поведенческий (практический).

В философии термин «ценность» имеет вполне конкретное значение: «значение чего-либо противоречит существованию объекта или его качественным характеристикам» [30]. На ту же существенную особенность понятия «ценность» указывают и домашние учителя. В. А. Сластенин пишет, что ценность представляет собой «особый человеческий вид значения предметов и явлений» [27] и вытекает из отношения мира и человека. Он также подчеркивает, что ценность объекта определяется человеком в процессе его оценки [27]. Л. Н. Столович поясняет, что «у человека нет иного способа судить о ценности предмета или явления, кроме как по его оценке» [5]. Следовательно, ценность произведения искусства определяется оценкой его личности.

При описании природы ценностей философы в лице Л. Н. Столовича и др., педагоги, в том числе В. А. Сластенин и др., различают сущность этого понятия и понятие «оценка»:

— ценность объективна, формируется в процессе общественно-исторической практики, а оценка субъективна, показано наличие субъективного отношения к ценности, позволяющего быть ей истинной или ложной в случае соответствия ценности;

— ценность имеет положительную характеристику, а оценка может быть отрицательной [26].

Оценка как «суждение о значимости объекта для людей, вступающих в какие-либо отношения с этим объектом» [4] анализируется в исследованиях С.Ф. Анисимов. С другой точки зрения В.А. По Сластенину, исследователь видит единство объективного и субъективного в ценности. Поскольку определить ценность произведения искусства можно только в процессе оценки, важно, чтобы оценка была верной. Ценность индивидуальной оценки художественного произведения раскрывается в следующих компонентах:

— согласованность осознанных потребностей, интересов, целей субъекта, что является основой нравственного развития личности в концепции М. С. Кагана [17], А. Г. Харчева [29];

— взаимосвязь и взаимодействие познавательного и эмоционального в перцептивном действии, что лежит в основе оценки художественных произведений в произведениях М. С. Кагана [17], Н. З. Короткова [18], где эмоциональное выражение выражается в языке в форме эстетической оценки произведения (осознание сюжета и идеи произведения), наличие и осознание источника эмпатии в произведении. искусство;

связывание личных переживаний субъекта с общественными ценностями (общезначимыми оценками) и ценностями общечеловеческими (человеком, жизнью, любовью к матери, патриотизмом, миром на земле, свободой, знаниями, творчеством, активностью, общением, здоровьем, семьей, смысл жизни и др.) в процессе восприятия художественного произведения [8].

Понятие ценности следует понимать как наличие значимости объекта для человека в результате его оценки этого объекта.

В современном мире и образовательном пространстве необходимо формировать ценностное отношение к искусству. И здесь необходимо отметить ряд объективных причин. Первая связана с потерей ценности современного искусства.

Вторая причина – развивающий потенциал искусства для личности. Л. В. Школяр отмечает, что «преподавание музыкального искусства (и других искусств) носит системный характер, в единстве целей и задач представляет собой исторически обусловленный процесс овладения общечеловеческими ценностями, содержащимися в культуре» [30].

Ученые связывают потенциал искусства с разнообразными отношениями: отношением человека к природе; отношение к национальной культуре, ее многовековым традициям, ее многогранности; отношение к «родине», к архитектуре городов и сел; отношение к другим народам, к их природе, традициям, обычаям, их представлениям о красоте; другому человеку и самому себе [23].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы